Всё о физиологии и психологии подросткового возраста + 6 советов родителям

Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции

Случайные наказания — плохой стимулятор. Кричать — непродуктивно. Физическое наказание воспринимается как насилие, игнорирование разрушает эмоциональный контакт, а крик запускает защитные механизмы и отключает сознание. Говорить жёсткую, неприятную информацию мягким тоном тоже нелогично — подросток запутается в сигналах.

Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.

Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.

Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.

Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше

Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место

Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

Психология подросткового возраста по годам

Итак, какие особенности предполагает психология подросткового возраста в разные периоды:

13-15 лет

Оставаясь по сути ребенком, он уже чувствует себя повзрослевшим. Он испытывает желание быть независимым, всячески показывая это. Он активно размышляет о будущей профессии, желает ощутить свою значимость в семье и обществе.

Подросток испытывает высокий интерес к противоположному полу. Возможно появление школьной дезадаптации, вследствие сложных отношений со сверстниками или учителями. Вступив в острый подростковый период, ребенок отдаляется от семьи, чувствуя больше интереса к друзьям и более старшим товарищам, которые становятся для него авторитетом.

Выбрав себе ориентир, на который ему хочется равняться, подросток пытается стать похожим на него. Хорошо, если пример оказывается положительным.

Подростки, столкнувшиеся со многими запретами в семье, начинают демонстрировать замкнутость и отчужденность

В это время важно не действовать с напором и агрессией – следует приступить к налаживанию контакта

16-17 лет

Этот период нисколько не легче. Подросток столкнулся с половым созреванием, и теперь чувствует гнет гормональных, социальных, психологических проблем. Период непросто дается, как молодым людям, так и их семьям. Родительская задача: облегчить переживания ребенка, помочь ему справиться с этапом взросления.

Как это делать? Тактично и уважительно, так как сейчас у подростка очень чувствительная психика. В этом возрасте многие представители молодежи впервые пробуют наркотики, вступают в сомнительные компании, уходят из дома. Обычно это актуально для детей, не сумевших найти понимания у близких людей.

Гормональные изменения становятся причиной множества проблем. Подростки учатся заново принимать свое тело, постоянно ощущают перепады настроения, раздражительность, вялость, повышенный аппетит. Проявления постепенно уйдут сами примерно к 19-ти годам.

Также происходят психологические изменения. Отвергается все, что предлагается родителями, принимается то, к чему агитируют друзья. С этим ничего не поделать, так устроена психология подросткового возраста. Это относится к стилю, выбору музыкальных кумиров, сленгу, жизненных целей. Этому подвержены не все подростки, но многие из них.

Таким образом, оторвавшись от родителей, подросток пытается ощутить себя взрослым. Понимаете, что пришло время нравоучительной беседы? Вряд ли вы достучитесь до него, лучше пригласить в гости друзей, чей ребенок немного старше. Попросите его озвучить за столом, между делом, мысли, которые хотите донести чаду. Это возымеет нужный эффект.

В этом возрасте юноши и девушки стремятся оградить свою личную жизнь и внутренние переживания от любого вмешательства – это естественно для психологии подросткового возраста.

Замечательно, если у ребенка имеется комната, которую он сможет оформить как пожелает, где ему будет позволительно укрыться с другом, послушать музыку в темноте. Должно быть место, которое он будет считать только своим. Не рекомендуется входить в его комнату без стука, как и в чью-либо другую комнату.

Также будет лишним заявляться с уборкой – в этом возрасте подростку пора самостоятельно браться за нее. Не хочет убираться в комнате? Дождитесь пока захочет, шутите с ним на эту тему, но не нарушайте границы личного пространства. Если ваш ребенок будет уверен, что никто не читал его дневники и в общем не копался в личных вещах, то он будет чувствовать себя дома защищено, доверие к вам возрастет.

Внешние изменения мальчиков и девочек

Физические метаморфозы

В момент предподростковой стадии и у мальчиков, и у девочек отмечаются незначительные физиологические изменения, которые закладывают основу к будущим обширным преобразованиям. В 10-11 лет характерным является интенсивное вытягивание конечностей.

Далее при переходе на младшую подростковую стадию происходит то, что некоторые исследователи называют «подростковая физиологическая буря». Она характеризуется очень быстрым созреванием организма, затрагивающим все сферы функционирования. Со стороны внешнего вида отмечается непропорциональность роста – кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ними. На данном этапе подростки обоих полов часто жалуются на боли в мышцах и суставах, и это не должно пугать родителей.

Следует отметить, что весь внешний вид подростка становится нескладным, руки и ноги становятся слишком тонкими и длинными, а движения неуклюжими, но такие неравномерные физические изменения лишь временны, и в скором времени всё придёт в норму. Так как энергические затраты на такой активный рост достаточно велики, то в норме слышать от подростка жалобы на усталость и сонливость.

В период подросткового возраста могут отмечаться резкие скачки в росте ребёнка. За год рост может увеличиваться на 7-8 сантиметров. Далее этот показатель стабилизируется, и прибавка в росте становится 1-2 см в год.

Фото: https://pixabay.com/photos/boy-teenager-cool-standing-1284509/

Половое созревание

Одной из главных целей переходного возраста является половое созревание. Здесь у мальчиков и у девочек предполагаются следующие изменения.

Возрастной периодДевочка-подростокМальчик-подросток
12-13 лет – младшая подростковая стадияРастёт жировая ткань, округляются плечи и бёдра, расширяется таз.

Начинаются первые менструации, но типичны и отклонения от этого срока. Формируется грудь, появляется первое оволосение в подмышечных впадинах и вокруг половых губ.

Изменение структуры крови, повышение уровня тестостерона, начало развития яичек, постепенно увеличивается пенис.
14-15 лет – средняя подростковая фазаЦиклы менструации устанавливаются и становятся регулярными.

Удлинение гортани и голосовых связок с последующей мутацией голоса.

Появляется первое оволосение на лице мальчика, в подмышечных впадинах, на лобке и вокруг основания полового члена.

Так же в этом возрасте наблюдаются первые поллюции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно…

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

В разработке ……

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы….

выступление психолога «Проблемы психоэмоционального развития современных детей младшего школьного возраста»

Выступление школьного психолога Захаровой Г.Ю.на круглом столе по решению вопросов преемственности ДОУ и СОШ в условиях введения ФГОС в ДОУ (28.03.16 г.)…

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей с особенностями развития

….

04.06.2020 Психология личности и профессиональное самоопределение Тема Психологические особенности развития субъекта профессионального самоопределения группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.

практикум…

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форм…. Мне нравится

Мне нравится

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни – это новая ступенька в развитии.

Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях

Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.

Психологическое развитие подростков

Мальчики, юноши

Фото: https://pixabay.com/photos/human-young-people-face-2136095/

Среди мужского пола в период с 11 до 13 лет обычно у родителей не возникает сложностей в коммуникации со своим ребёнком-мальчиком. Самый частый возраст, когда родители приходят со своим сыном-подростком к психологу – 14 лет. Именно тогда проблемы в коммуникации становятся ощутимей.

Какие же психологические изменения характерны для юношей и вызывают тревогу у родителей:

  • самонадеянность;
  • амбивалентность в поведении: замкнутость+чрезмерная общительность, наглость+стеснительность и т.д.;
  • зависимость и тревожность по поводу мнения окружающих о своём внешнем виде;
  • цинизм;
  • подмена в половой ориентации – стремление к партнёрам своего пола;
  • настойчивость и упорство, стремление незамедлительно получить от собеседника исчерпывающий и конкретный ответ на свой вопрос;
  • чрезмерная мечтательность.

Девочки, девушки

Первые проблемы, характеризующие подростковый возраст, с которыми сталкиваются девочки-подростки и их родители, связаны с изменениями во внешности. Так как эти изменения могут активно начаться как в 11 лет, так и в 15 лет, то не определено точного периода, в котором девушки и их родители сталкиваются с психологическими изменениями.

Помимо того, что девочки, также как и мальчики, в период подросткового возраста становятся самонадеянными, амбивалентными, чрезмерно мечтательными и настойчивыми им характерно:

  • двойственное отношение по поводу изменений своего тела – девочки могут испытывать гордость за свою новую фигуру, часами рассматривать её в зеркале и одновременно с гордостью испытывать чувство стыда и брезгливости;
  • возрастает потребность в психологической близости и поддержке со значимыми для ребёнка личностями. Правильно, если в число этих значимых личностей будут входить и сами родители;
  • ярко выделяется формирование идеалов, кумиров, которые могут быть взяты из кино, литературы и т.д. Девушки часто стремятся полностью подражать их поведению;
  • эмоциональная неустойчивость. Условной нормой считается то, что девушка-подросток резко и порой независимо от условий окружающий среды может сменять смех на слёзы.

Фото: https://pixabay.com/photos/girl-sitting-outside-nature-504635/
Вне зависимости от половой принадлежности все тинэйджеры после предподростковой стадии страдают от низкого уровня устойчивости и концентрации внимания. Это связано с тем, что организм слишком много сил затрачивает на физиологические изменения.

Родителю не стоит тревожиться, если успеваемость ребёнка в школе теперь носит скачкообразный характер или она незначительно упала, снизилась его работоспособность.

Подростковая психология девочек

Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.

Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.

Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых

Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду

Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.

При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.

Общение – это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению

Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем

Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь

А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

Когда лучше сходить с подростком к психологу

Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:

  • подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
  • признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
  • расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
  • трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
  • регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
  • мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту

Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:

Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе

Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается

При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.

Подростковые проблемы

Какие проблемы предполагает психология подросткового возраста у детей разных полов.

У девочек

Девочка пока не обладает автономной нравственностью, она у нее конвекционная (навязанная окружающими). В большинстве случаев общество внушает девушке, что все, что связано с сексуальностью постыдно и грязно. При этом она впервые испытывает эротические фантазии, стыдясь и смущаясь этого.

В некоторых случаях девочки, чувствующие привязанность к отцу начинают ревновать к матерям. Они не осознают, что во многом вносят разлад в семью, списывая все на непонимание родителей. Подростку хочется романтической любви, она думает об интимных отношениях, смущается первых менструаций.

В этом возрасте девочки испытывают потребность в признании. Им хочется быть прекрасными, покорять сверстников и мир. При этом приходится испытывать страдания от несовершенств во внешности и насмешек одноклассников.

Многие девочки испытывают страдания от прыщей. Не наблюдайте снисходительно за тем, как она замазывает их пудрой и не озвучивайте советы, типа «умываться надо получше». Правильное решение – пойти с дочерью к дерматологу, и избавить ее хотя бы от одной болезненной проблемы, ведь психология подросткового возраста подразумевает их и без того немало.

Девочка-подросток демонстрирует взрывную реакцию на все, что ей не нравится, но при этом нуждается в понимании и поддержке. Большая ошибка многих матерей – игнорирование тем про интимную гигиену, противозачаточные средства и прочие подобные темы. Причем их нужно поднимать не в 16 лет, а уже в 12, даже если вам кажется, что у вас «чистая девочка», которой не нужно все это знать.

Показывайте дочери, что вы всегда поддержите ее, формируйте с ней доверительные отношения, и это избавит ее и вас от многих проблем в будущем.

У мальчиков

Начало подросткового возраста определено 11 годами. Девочки в это время пробуют первую косметику, пытаются позиционировать себя как девушки. У большинства мальчиков на уме все еще игры и они больше увлечены мальчишескими развлечениями, а не романтическими мечтами. Примерно в 12 лет у мальчика начинается половое созревание, и длится примерно до 14-15 лет. Он меняется физически, и это влечет за собой психологическое взросление. Вы можете заметить у сына возникшую стеснительность. Малейшие проблемы со внешностью становятся для него серьезным поводом для расстройства. Его тело стремительно растет, и движения становятся угловатыми.

Мальчика легко обидеть, он испытывает частые скачки в настроении. Временами он чувствует себя взрослым, но внезапно вновь ощущает себя малышом, нуждающимся в опеке родителей.

К тому же его смущают не до конца понятные половые желания. Появляются первые кумиры того же пола, что и он. Потом появляется кумир противоположного пола – певица, любая иная публичная личность. Постепенно интерес подростка переходит на сверстниц, правда свои симпатии он не сразу решается обозначить.

Юноша, переживающий половое созревание, пытается отстоять свою свободу, стремясь к самостоятельности. Это не значит, что маме и папе нужно действительно самоустраниться. Ребенок хоть и «воюет» за свободу, при этом боится ее. По словам психологов, подсознательно мальчики хотят, чтобы родители были тверже с ними, и учили правильным ориентирам. Осознав, что совет родителей разумен, юноша принимает его. Сейчас ваш ребенок нуждается в вашем доверии.

Подростковый возраст и социум, взаимодействие с коллективом

Ведущей деятельностью для подростка является интимно-личностное общение, именно оно определяет направленность всего психического развития ребёнка. Социум и социальная среда являются местом, где осуществляется эта деятельность.

Окружающая социальная среда

Социальная среда делится на:

  • дальнее окружение (знакомые, соседи, интернет, телевидение) – оказывает косвенное влияние через слухи, факты о поступках и прочее;
  • ближайшее окружение (семья, друзья, одноклассники) – оказывает прямое влияние через общение, личный пример, поступки.

Социальные пространства, где обитает подросток, обычно остаются прежними – он в семье, он ходит в школу и секции, он ходит гулять с друзьями. Но изменяется само место ребёнка в социуме – он активно стремится к взрослым ролям, копирует поведение старших.

И на этом этапе родителям стоит поддержать его стремления, возложить на него ответственные обязанности. Только при взаимодействии с социумом подросток сможет выработать оценочные критерии для себя и других, сформировать свои идеи и ценности, освоить нормы и правила, мораль.

Если в семье и школе гармоничная атмосфера, то тогда ребёнок получает наибольшее внимание из ближайшего окружения. Здесь родителям и значимым близким будет не так сложно взаимодействовать с подростком, ведь он доверяет, стремится прислушиваться к их мнению, сам идёт за советом

Но если понимания среди ближайшего окружения нет, то этот дефицит подросток будет стремиться восполнить из дальнего окружения.

Зависимость от социальной среды – это абсолютная норма в подростковом возрасте, так ребёнок познает себя. Именно поэтому девушки и юноши порой совершают необдуманные поступки, конфликтуют, меняют свои ценности. Так они просто ищут положительного подтверждения своим действиям от какой-то части социума.

Положительное и отрицательное влияние социальной среды

Фото: https://pixabay.com/photos/girl-teen-smartphone-russian-1848478/

Социум оказывает как положительное, так и отрицательное влияние, подросток в любом случае поддаётся как первому, так и второму опыту. К положительному влиянию относится привлечение ребёнка к новым хобби, активные дружеские отношения, развитие личностных качеств, занятие спортом, стремление к лидерству и активности, появление мотивации к образовательной деятельности.

К отрицательным влияниям социума относят стремление быть похожим на лидеров неформальных организаций, снижение мотивации к образовательной деятельности, полную потерю интересов и хобби без замены на новые, приобретение вредных привычек.

Эмансипация

Так как подростковый возраст имеет такой важный этап, как эмансипация, то родителям стоит принять то, что общение с ними теперь несколько тяготит их ребёнка. Здесь стоит быть гибкими и давать ребёнку эту возможность отделиться. Не удивляйтесь, если в какой-то момент взгляды ребёнка, его мировоззрение будут кардинально отличаться от ваших.

Это лишь временный этап, он просто познаёт себя, свои границы, интересы и возможности. Он хочет выстроить свою собственную систему общения, где центром является он сам. Такую систему можно выстроить только в общении со сверстниками.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

  • https://psylogik.ru/138-psihologija-podrostkovogo-vozrasta.html
  • https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2018/11/25/psihologiya-podrostka-osobennosti-razvitiya-po
  • https://www.syl.ru/article/167370/new_psihologiya-podrostka-ili-let-osobennosti-vozrastnoy-psihologii-podrostka

Преодоление кризисного периода: советы психолога

Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?

Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:

  • Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
  • Принятие собственной внешности.
  • Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
  • Дружеский, доверительный контакт с родителями.
  • Приобретения ответственности, инициативности.
  • Осознание своих способностей, выбор профессии.

Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.

Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.

Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.

Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.

Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий