Что такое перинатальное поражение ЦНС (центральной нервной системы)?
Перинатальное поражение цнс, перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденных детей, малышей, у ребенка — это группа патологических состояний, характеризующихся поражением гловного мозга в перинатальный период, то есть с 28 недели беременности по 7 день жизни. Перинатальное поражение цнс часто приводит к такому заболеванию, как перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Часто ребенка, пережившего тяжелые роды или кесарево сечение выписывают из родильного дома (роддом), или из такого медицинского учреждения, как перинатальный центр (перинатальное отделение, медицинский центр, перинатальная клиника). А что делать дальше родителям? Куда обращаться? Где лечиться? Где искать реабилитационный центр для детей в Саратове? Невролог в поликлинике по месту жительства порой не может обеспечить широкий спектр эффективных процедур, а ребенок нуждается в комплексном лечении. Недоношенный ребенок еще более подвержен гипоксическим и травматическим факторам, родовой травме.
Психомоторное развитие
Обучение людей с синдромом Дауна – очень благодарное дело. Каждое достижение приносит им чрезвычайно много радости. Они с большим энтузиазмом подходят к этому процессу, прилагая немало усилий.
С самого раннего возраста люди с СД требуют пристального внимания и тщательной работы с ними. Дети с мозаичной формой по своему развитию приближены к норме, но все-таки имеют некоторые особенности, которые нужно корректировать.
Следует понимать, что мышление у таких детей немного иное. Оно более инертное, нередко такому малышу сложно сконцентрироваться, ему не хватает усидчивости. Поэтому к процессу их обучения нужно подходить творчески, лучше в игровой форме.
Новую информацию им следует преподносить короткими фразами, повторяя их по несколько раз, так как кратковременная память развита недостаточно. Но главное, делать это интересно и увлекательно. Учитывайте, что такие ученики быстрее других утомляются, поэтому следует делать перерывы в процессе занятий, чередовать умственную деятельность с физической.
Проблемы со слухом и зрением также снижают способность воспринимать информацию, замедляют учебный процесс. Это также следует учитывать, и подстраивать занятия под эти особенности.
Следует обращать внимание на развитие образного и абстрактного мышления: разъяснение утверждений и понятий, предъявление доказательств, расположение предметов в пространстве, их классификация и т.д. Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной
Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания
Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной. Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания.
Важно развивать моторику, ведь она дает возможность детям обслуживать себя в быту. Мышечная слабость снижает способность манипулировать ладонью и пальцами
Их следует разрабатывать. Например, можно использовать упражнение, при котором кисть фиксируется на поверхности стола на ребре ладони. При этом рисование выполняется 3 пальцами, исключая мизинец и безымянный.
Разрабатывать кисти можно с помощью различных приемов:
- сжимать кулаки, имитировать пинцетный захват и в виде щепотки. Поочередно дотрагиваться всеми пальцами руки до большого пальца;
- рисование, в том числе пальчиковое, в разных плоскостях — в строго горизонтальной или вертикальной, под острым или тупым углом;
- лепка из любого материала — пластилин, глина, тесто;
- играть в ладушки;
- разрыв газеты;
- перелистывание страниц книги;
- использование подручных средств — раскладывать пуговицы по разным категориям, собирать их на нитке, изготавливать украшения. Можно сортировать и пересыпать крупы. Но здесь важна умеренность, чтобы не утомить маленького ученика. Применимы также манипуляции с банками и крышками;
- складывание мозаики и пазл. Но следует подбирать подходящие для возраста ребенка объекты, чтобы он мог самостоятельно их собрать;
- работа с ножницами, выкладывание аппликаций. Создание выкроек;
- обучайте малыша самостоятельно одеваться, совладать со шнурками, молнией, пуговицами. Можно тренировать его с помощью куклы.
Занимаясь с детьми подобным образом, можно не только обучить их физическим навыкам — это обеспечивает непосредственное общение с малышом, стимулирует его психическое и умственное развитие.
Существуют специальные методики, которые дают направление в обучении детей-даунов:
- Метод Зайцева. Автор разработал специальные кубики, таблицы и музыкальное сопровождение, которые призваны обучать навыкам чтения. Это, в свою очередь, влияет на качество письма в дальнейшем и сглаживает интеллектуальные проблемы.
- Методика Монтессори. Его суть – создать обстановку, в которой малыш будет заниматься по собственному желанию. Он сам выбирает себе род занятий из предложенного ассортимента. Как правило, обучение ведется в игровой форме.
- Метод Никитиных — легкость и свобода в обучении, непринужденная обстановка. Упор делается на физическом развитии и закаливании. Все игровые принадлежности должны иметь обучающую основу.
- Методика Глена Домана — начинать обучение с самого раннего возраста. Уже с 1 года жизни развивать речь, преподавать основы счета и чтения.
- Методика Сесиль Лупан — преподносить информацию ребенку так, чтобы заинтересовать его, чтобы он сам стремился к обучению. Для этого постоянно предлагать что-то новое, постепенно стимулируя его и самому расширять свои познания. Главные критерии – любознательность и самостоятельность.
Очень важны коллективные занятия, при которых дети тянутся и ориентируются друг на друга.
Прогноз и исходы
Диагноз поражение ЦНС или диагноз ППЦНС у ребенка встречается в 85% новорожденных.
Могут возникать моторные расстройства, например синдром двигательной возбудимости или угнетения, что существенно утяжеляет состояние ребенка и нарушает его дальнейшую адаптацию в обществе.
Поражение ЦНС у новорожденного может стать причиной развития гипервозбудимости у ребенка с расстройством внимания, памяти и развития основных навыков – речи, письма и чтения.
Поражение ЦНС у ребенка может иметь разные исходы:
У детей старшего возраста формируется нарушение адаптации ребенка, расстройства памяти, внимания, высокая отвлекаемость и умственная утомляемость.
ППЦНС у новорожденных может стать причиной развития дисфункции желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудситой системы.
Пирамидная система и ее особенности у детей
Пирамидный система — это часть нервной системы, которая отвечает на произвольные (осознанные) движения. К таким движениям относятся: ходьба, движение руками, ногами, мелкая моторика и другие движения. Благодаря ей человек может перемещаться в пространстве и выполнять осознанные действия.
Пирамидный путь
состоит из кортикоспинального и кортикобульбарного трактов. Они названы
пирамидными трактами, как как они перекрещиваются на уровне пирамид в
продолговатом мозге. Он начинается от моторной (двигательной) зоны коры головного мозга
и направляется к двигательным нейронам ядер черепных нервов и передних рогов
спинного мозга.
Особенности пирамидной недостаточности у грудничка и детей
до 3х лет
Пирамидная система
является достаточно поздним эволюционным приобретением. Она появляется, начиная
с млекопитающих и достигает своего максимального развития у человека. По этой
причине к моменту рождения, у грудничков не происходит полного созревания этой
системы. Таким образом оценка состояния двигательной сферы у детей должна
учитывать возрастные особенности. Второй особенностью является то, что
отклонения двигательного развития ребенка настораживают в плане возможности
других нарушений нервной системы (последствия родовой травмы, гипоксию,
врожденные патологии нервной системы и др.).
Стоит отметить, что до
2-3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус:
- Руки и ноги малыша согнуты в локтевых и коленных суставах и плотно прижаты к груди. При попытке их разогнуть ощущается сопротивление
- Пальчики рук сжаты в кулачки. Разгибание пальчиков требует определенных усилий
По мере созревания нервной системы происходит нормализация тонуса. В случае если тонус сохраняется или имеет нетипичный характер – следует обратиться к специалисту (врач детский невролог-остеопат).
Реабилитация после ППЦНС
Реабилитационную деятельность следует начать уже с первых дней, чтобы быстро сгладить возможные последствия. Для каждого ребенка подбирается свой строго индивидуальный комплекс действий, учитывающий ведущий синдром и возможные противопоказания. Методов реабилитации достаточно много, и все они направлены на полную ликвидацию последствийППЦНС.
В клинике восстановительной медицины квалифицированные специалисты оказывают помощь в реабилитации детям, страдающим отППЦНС. Клиника предлагает спектр эффективных мероприятий, которые гарантировано оказывают положительный эффект.
- Лечебный массаж
Массаж в реабилитации детей сППЦНСспособствует благотворному воздействию на мышечные группы. Он может быть общим, локальным, точечным, сегментарным, но его главная цель заключается в устранении спазма мышц.
- Гимнастика
Лечебная гимнастика – комплекс специальных упражнений, эффект которых направлен на активацию рефлекторных реакций и двигательных навыков.
- Кинезиотерапияпо методу Войты
Это уникальная методика – в итоге возобновляются нарушенные двигательные функции. Сначала специалист учит ребенка самостоятельно переворачиваться, а затем выпрямляться и ходить. Принцип основан на стимуляции особых рефлексных зон, благодаря чему ребенок неосознанно совершает движения.
- Бобат-терапия
Новое направление восстановительной медицины, позволяющее пробудить утраченный мышечный тонус и восстановить мелкую моторику. Методика включает как физическое, так и мыслительное воздействие.
С ценами на услуги специалистов, оказывающих помощь в реабилитации, можно ознакомиться в прайс-листе, либо позвонив по номерам телефона: +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.
Помоги своему ребенку
Мозаичный вариант СД, несмотря на более легкое течение, требует постоянной работы с такими детьми. К сожалению, окончательно избавиться от патологии невозможно, но с помощью многопрофильной терапии можно помочь ребенку лучше адаптироваться к социуму и не чувствовать себя обделенным.
Очень важно для детей с синдромом Дауна проводить массаж и лечебную физкультуру. Они позволят повысить тонус мышц и укрепить их, устранят контрактуры, стабилизируют работу суставов и всего опорно-двигательного аппарата
Массаж показан с 2 недель рождения. Но не все приемы позволительно использовать в этом возрасте. Разминание не применяется детям до 3 месяцев. Если у малыша есть проблемы с сердцем, следует проконсультироваться с врачом по поводу массажных приемов.
Из методов ЛФК обязательно используйте упражнения на мяче. Благодаря им происходит развитие двигательных рефлексов и координации.
Показаны для детей с СД занятия плаванием. Оно выполняет функцию гидромассажа.
Особо выделяют такие методы лечения, как иппотерапия и дельфинотерапия.
Иппотерапия – это терапевтическое воздействие, достигаемое при общении с лошадьми. Такой метод обеспечивает:
- развитие равновесия и внимания;
- придает уверенности в себе;
- тепло, которое исходит от лошади, успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности.
Это отличный метод, позволяющий уравновесить нервную систему людей с любым типом синдрома Дауна. Но он требует выполнения некоторых условий:
Важно, чтобы лошадь была большая, а не пони. Они чрезмерно суетливы.
Перед тем как сесть на лошадь, с ней нужно установить контакт: поговорить, покормить, погладить.
Животное должно быть без седла и подков.
Не рекомендуется кататься по асфальту
Дельфинотерапия обеспечивает расслабление и улучшение настроения, придает уверенности в себе, помогает приобрести навыки общения. Этот метод также стимулирует физическое развитие. Ультразвук, который выделяют дельфины, восстанавливает нормальные биотоки.
К другим способам терапии относят:
- назначение медикаментозных средств — гормоны, психостимуляторы, нейрометаболиты, витаминные комплексы;
- консультации психолога и психотерапевта;
- диетотерапия — нередко такие больные страдают ожирением, которое способно приводить к другим патологиям. Поэтому следует соблюдать систему правильного питания, чтобы предотвратить чрезмерный набор веса;
- постоянное наблюдение у узких специалистов.
Остеопатическое лечение синдрома пирамидной недостаточности у детей
Остеопатия является эффективным методом лечения пирамидной недостаточности у детей. Врач-остеопат проводит лечение в соответствии с топическим диагнозом, отражающим уровень нарушений пирамидной системы, а также лечит заболевания, осложняющие работу пирамидной системы, такие как:
- Кривошея
- Гипертензионный и гипертензионно-гидроцефальный синдром
- Плагиоцефалия
- Сегментарная недостаточность
- Дисфункция краниовертебрального перехода
- Компрессией или захождением швов черепа
- Дисфункцией сфено-базилярного синхондроза (СБС)
- Дисфункцией позвоночника и региона таза
- И другие
Улучшение симметрии тела, снятие напряжения мышц помимо решения основной проблемы, также позволяет справиться и с другими проблемами, сопровождающими детский возраст, такие как:
- Нарушение сна: нарушение глубины сна, засыпания, беспокойный сон
- Успокаивается только на руках у мамы
- Тремор подбородка новорожденного
- Частые, обильные срыгивания
- Излишняя скованность движения, заведение ручки или ножки
- Беспокойство, раздражительность, надрывный плач
- И другие
Часто можно услышать, что пирамидная недостаточность не является основным заболеванием и может самостоятельно пройти к 2-3 годам жизни ребенка. Однако, ее течение часто сопровождается нарушением симметрии тела, постоянным раздражением нервной системы, ограничением движения в суставах, ограничением черепного ритма. Все это может привести к развитию таких осложнений как:
- Кривошея
- Сколиоз
- Гиперактивность
- Мышечные контрактуры
- Кифотическая осанка
- ДЦП
- Раздражительность
- Задержка речевого развития
- Нарушение походки, плоскостопие
- И др.
Поэтому всем детям с таким диагнозом я рекомендую получить консультацию и курс остеопатического лечения (в среднем 3-6 процедур), чтобы избежать справиться с проявлениями пирамидной недостаточности и избежать возможных осложнений в дальнейшем.
Факторы риска ППЦНС
Значимое влияние на риск развитияППЦНСмогут оказывать
- хронические болезни матери;
- острые инфекционные болезни;
- погрешности в питании;
- дисбаланс в обмене веществ;
- гестозы, угрозы прерывания;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- патология родов (дисфункция матки, стремительная родовая деятельность);
- неправильная акушерская тактика;
- недоношенность плода,
- родовой травматизм плода.
Зачатки нервной системы формируются уже в первом триместрегестации, а плацентарный барьер несколько позднее. В этот период, когда плацента еще не выполняет своей полноценной функции, некоторые микроорганизмы способны внедряться в нервную ткань плода.
К таким бактериям принято относить возбудителей токсоплазмоза, хламидиоза, сифилиса, гепатита ицитомегаловирус. После формирования структурной полноценности плаценты они уже не оказывают губительного влияния, но могут спровоцировать преждевременные роды, что также считается фактором риска.
Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года
Оценка
функции нервной системы должна производиться специалистом
Не все симптомы в
детской неврологии имеют постоянный характер, поэтому врачу важно, чтобы
родители смогли ответить на вопросы врача о ребенка
Обращайте внимание на
общее поведение ребенка, а также на особенности, которые могут насторожить по
поводу пирамидной недостаточности у вашего ребенка и обязательно расскажите о
них врачу.
Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года:
- Затруднение захвата игрушки, нарушение мелкой моторики
- Тремор подбородка, рук, ног
- Запрокидывание головы назад
- Вынужденная поза у ребенка (дугой, поворот головы в одну сторону)
- Ходьба только на носках (до 3-х лет)
Также обратите внимание на следующие симптомы:
- Нарушение сна: нарушение глубины сна, засыпания, беспокойный сон
- Успокаивается только на руках у мамы
- Тремор подбородка новорожденного
- Частые, обильные срыгивания
- Излишняя скованность движения, заведение ручки или ножки
- Беспокойство, раздражительность, надрывный плач
Для оценки пирамидного пути проводится оценка:
- Позы ребенка
- Объема и качество движения
- Мышечного тонуса
- Сухожильных рефлексов
- Поверхностных рефлексов
- Автоматизмов нервной системы
Поза ребенка:
В любом возрасте у
малыша не должно быть асимметрии в теле, в том случае, если грудной ребенок
лежит, выгнувшись в одну сторону, или имеет вынужденное положение головы или
конечностей, это может говорить о нарушении функции нервной системы
Объем и качество движения
Во время осмотра
проводиться оценка объема и свободы движения в шейном отделе позвоночника, в
теле, в конечностях
Нарушения движения должны привлечь дополнительное внимание
специалиста
Мышечный тонус
До 2-3 месяцев жизни
ребенка свойственно повышение сгибательного мышечного
тонуса в конечностях. Это происходит за счет преобладания сегментарной нервной
регуляции мышц и сниженным влиянием пирамидной системы. По мере созревания
центральной нервной системы пирамидная система начинает преобладать над
сегментарной регуляцией. Поэтому у детей от 2-3 месяцев происходит нормализация
мышечного тонуса. Повышенный мышечный тонус может свидетельствовать о наличии
недостаточности пирамидного тракта.
Сухожильные, поверхностные рефлексы и автоматизмы нервной системы
Оценка рефлексов и автоматизмов позволяет оценить целостность и зрелость пирамидной системы. Повышение сухожильных рефлексов, наличие патологических поверхностных рефлексов или нарушение автоматизмов нервной системы свидетельствует о нарушении функции пирамидной системы.
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения
В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.
Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются
Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Причины пирамидной недостаточности у детей
Диагноз пирамидной недостаточности у детей
часто является синдромальным и
описывает нарушение возрастного формирования пирамидного пути.
Синдром пирамидной недостаточности
у детей не является отдельным заболеванием. Чаще это вторичное состояние,
вызванное основным заболеванием нервной системы.
К самым распространённым причинам развития недостаточности относятся:
- Родовая травма
- Гипоксическое поражение нервной системы (ППЦНС)
- Гипертензивный или гипертензионно-гидроцефальный синдром
- Инфекционные заболевания
- Воспаления мозговых оболочек
- Кровоизлияния
- Врожденные патологии нервной системы
Функционально проявления пирамидной недостаточности могут быть связаны с:
- Гипертонусом мышц шеи
- Компрессией краниовертебрального перехода
- Кривошеей
- Плагиоцефалией
- Компрессией или захождением швов черепа
- Дисфункцией сфено-базилярного синхондроза (СБС)
- Дисфункцией позвоночника и региона таза
Поэтому помимо для более точной
диагностики причин пирамидной недостаточности у детей кроме неврологического
осмотра показана остеопатическая диагностика.
Синдромы ППНС
К основным синдромам ППНС острого периода относятся:
- Синдром церебральной возбудимости: повышенная спонтанная двигательная активность, тремор подбородка, языка, конечностей; повышение безусловных рефлексов и спонтанные физиологические рефлексы; срыгивания; длительные периоды бодрствования.
- Синдром церебральной депрессии: снижение двигательной активности; диффузная мышечная гипотония; угнетение безусловных рефлексов; очень кратковременные периоды бодрствования.
- Синдром вегето-висцеральных расстройств: преходящий цианоз, кожные вегетативные реакции, дискинезия ЖКТ (повышение перистальтики, срыгивания и др.), лабильность деятельности сердечно-сосудистой (учащение или урежение ЧСС, аритмии) и респираторной (брадипноэ, апноэ) систем.
- Синдром ликворо-сосудистой дистензии (внутричерепная гипертензия): непропорционально быстрый прирост окружности головы, напряжение и усиление пульсации черепных родничков; усиление венозного рисунка и полнокровие подкожных вен головы; увеличение и динамическое нарастание размеров ликворосодержащих пространств (по данным НСГ); возможны симптом Грефе, нистагм; повышенное возбуждение, беспокойный сон; появление или усиление срыгиваний.
- Судорожный синдром характеризуется выраженным полиморфизмом. В большинстве случаев регистрируются тонические, клонические или миоклонические проявления.
- Врожденный гипертонус и врожденный гипотонус проявляются соответственно повышением и снижением мышечного тонуса ребенка.
- Другие нарушения мышечного тонуса. При данном синдроме отмечаются различные начальные изменения силы и тонуса мышц (по типу моноплегии/монопареза, диплегии, гемисиндрома, параплегии/парапареза либо тетраплегии/тетрапареза).
В восстановительном периоде ППНС выделяют:
- Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
- Синдром двигательных нарушений: мышечная дистония, центральные и периферические парезы, эктрапирамидные и мозжечковые расстройства.
- Гидроцефальный синдром
- Судорожный синдром
- Синдром вегетативной дисфункции: ведущими клиническими проявлениями этого синдрома являются нарушения со стороны кожных покровов, желудочно-кишечного тракта и нарушения терморегуляции.
- Задержка психомоторного и доречевого развития: объективное несоответствие важнейших навыков моторного развития и уровня психопредречевого развития – относительно фактического возраста ребенка.