Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Режим дня годовалого ребенка

Особенности организации питания

Пополнить запас энергии после физической нагрузки (утренней зарядки или прогулок на свежем воздухе) нужно полезной и сытной пищей. Здоровый крепыш в год готов поглотить за весь суточный прием около 1000-1200 г еды.

Режим питания годовалого карапуза должен включать 4 основных приема пищи. В меню должны быть обязательно представлены:

  • каши (гречневая, овсяная, рисовая, ячневая, кукурузная)
  • мясные и рыбные блюда (в виде запеченных или приготовленных на пару тефтелек и котлеток)
  • овощи (в тушеном, отварном виде, измельченные в пюреобразную массу, в супе или в виде салата, где овощи натерты на крупную терку)
  • фруктовые и творожные запеканки
  • куриные или перепелиные яйца (вареные или в виде омлета).

На второй завтрак отлично подойдут фрукты или йогурт с детским печеньем.

В рационе ребенка, которому исполнился год, не должны присутствовать следующие продукты:

  • копчености
  • колбасные изделия
  • жареные блюда
  • грибы
  • насыщенный мясной бульон
  • специи
  • десерты с шоколадом и сладости с кремом.

Примерный режим дня по часам

Режим во многом определяется крепостью нервной системы. Одни дети продолжают отдыхать днем дважды, другим малышам уже достаточного одного сна. Примерный режим дня годовалого ребенка приведен ниже в таблице.

Время Виды занятий
6:00-6:30 Малыш пробуждается. Мама кормит его смесью либо дает грудное молоко
6:30-10:00 Мать выполняет гигиенические процедуры: чистит зубы, умывает ребенка. Проводятся воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой
10:00-10:30 Ребенок второй раз завтракает
10:30-12:00 Дневной сон
12:00-14:00 Малыш пробуждается и отправляется с мамой на прогулку
14:00-14:30 Время обеда
14:30-15:30 Время для творческой и интеллектуальной деятельности (чтения книг, рисования, лепки из пластилина или кинетического песка)
15:30-17:00 Мать укладывать грудничка спать второй раз
17:00-18:00 Младенец пробуждается. Его занимают подвижными играми, гимнастикой
18:00-18:30 Мама кормит ребенка. Рекомендован достаточно плотный ужин для восстановления потраченных сил
18:30-20:30 Вечерняя прогулка в парке
20:30-22:00 Время для общения с родителями, спокойных игр, занятий, развивающих моторику рук и интеллект. Ближе к концу этого периода ребенка купают
22:00-22:30 Грудничку дают смесь либо грудь, укладывают спать
22:30-6:00 Ночной сон

Иногда родители в 1,5 года отдают малышей в детский садик. Доктор Комаровский в этом случае рекомендует использовать режим дня, который действует в яслях. Малыши не могут быстро перестраиваться на другой график.

Поэтому их нужно заблаговременно готовить к распорядку дня детского сада.

Дневной и ночной сон

Сон очень важен для ребенка, во время отдыха он восполняет силы и растет. В общем грудные дети спят в сутки около 13-14 часов. При этом 10 часов приходится на ночной отдых, а остальные несколько часов – на дневной, который делят на два раза. Первый отдых обычно более долгий, чем второй.

Его продолжительность составляет пару часов. Просыпаясь малыш обедает, играет, гуляет на улице. Затем его укладывают спать второй раз. Отдых длится около 1-1,5 часа.

Ночью грудные дети спят спокойно и крепко, как правило, не просыпаются на кормление. Нарушить их сон может лишь дискомфорт либо раздражающие внешние факторы.

Летом, когда светает в 4-5 часов, некоторые малыши начинают просыпаться раньше временного промежутка, установленного графиком. В этом случае специалисты советуют повесить плотные шторы на окна детской комнаты.

Если нервная система малыша окрепла и ему уже хватает одного дневного сна, то укладывать его стоит спустя 4-5 часов после пробуждения. Сон в этом случае будет более продолжительным: около трех часов. На ночной отдых такого ребенка следует отправлять через 5-6 часов бодрствования.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени

Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план

Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».Фото — фотобанк Лори

СанПиН 2.4.1.3049-13. Требования к режиму дня и организации воспитательно – образовательного процесса

 Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов – организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа.

Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур.

Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

11.11.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

Что нужно знать об организации режима?

Дневная активность тесно связана с биоритмами. Самая высокая работоспособность отмечается с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с двух до четырёх часов дня. В промежутке между двенадцатью и четырнадцатью часами активность снижается. По этой причине на это время стараются не планировать никаких энергозатратных мероприятий. Лучшее занятие – сон. Самое подходящее время для активной деятельности именно утром и после двух часов дня.

Степень активности меняется и в течение недели, например, после выходных работоспособность снижена, ребенок постепенно втягивается в режим, и в последующие дни недели она возрастает. К концу недели накапливается усталость, связанная с недостаточной физической активностью и повышенными умственными нагрузками. По этой причине рекомендуется проводить занятия с физической активностью, чаще гулять, играть в активные и подвижные игры, чередовать умственную нагрузку с физической. Если в течение дня ребенок не устает, он меньше капризничает.

В некоторых семьях по выходным режим перестает соблюдаться в полной мере. Уставшие родители предпочитают подольше поспать, чем сбивают весь режим. Ребенок поздно встает, оказывается предоставленным самому себе. Это приводит к капризам. Родителям необходимо найти в себе силы, чтобы в выходные не нарушать распорядок. Детям, которые и в выходные придерживаются режима, гораздо проще влиться в привычную деятельность в понедельник. Однако если накануне ребенок долго играл в игры, смотрел телевизор или делал, что хотел, неограниченное время, в начале недели уже появляется усталость, отмечается повышенная возбудимость, которая мешает занятиям и приводит к конфликтам с другими детьми или учителями.

При составлении режима дня учитывают физиологические потребности. До пяти лет ночной сон должен длится десять – одиннадцать часов, а дневной – от полутора до двух с половиной часов. Оптимальный временной промежуток для того, чтобы отправить малыша в постель, – с девяти до половины десятого вечера. В таком случае в семь утра ребенок проснется отдохнувшим. Дневной сон нужно организовывать так, чтобы до трех часов дня малыш проснулся. Тогда до конца вечера он будет бодрым и активным. Если ребенок будет просыпаться позже, возможны: вялое состояние, капризы, отказ выполнять просьбы и поручения взрослых, трудности с ночным засыпанием.

Ночному сну необходимо уделять особенное внимание, поскольку, невыспавшийся ребенок с утра тяжело реагирует на поручения взрослых, капризничает, ведет себя малоактивно. Его активность повышается к вечеру, когда он начинает шуметь, играть, бегать

В итоге, когда подходит время отправляться в кровать на ночь, он отказывается это делать. Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию.

Какие рекомендации при соблюдении режима необходимо учитывать родителям? За десять – пятнадцать минут предупреждайте ребенка о том, что необходимо заканчивать игру и идти спать. Соблюдайте эту рекомендацию, таким образом вы подготовите ребенка к тому, что время получения удовольствий заканчивается и избежите капризов. Проследите за тем, чтобы ребенок самостоятельно все сделал и лег в постель. При необходимости помогите ему. Не поддавайтесь на слезы и уговоры разрешить поиграть еще пять, десять или пятнадцать минут. Чистка зубов, переодевание в пижаму и другие вечерние ритуалы помогают ребенку настроиться на сон.

Если приемы пищи проходят каждый день в одно и то же время, организм к этому привыкает и чувство голода возникает как раз в том время, когда должен начаться следующий прием пищи. Это означает, что ребенка легче усадить за стол и накормить. Первый завтрак рекомендуется устраивать в семь – восемь часов утра, для второго завтрака подойдёт время в десять – одиннадцать часов. После прогулки и активных игр ребенок быстро и с удовольствием съест обед.

Вечером устраивайте только спокойные игры, выбирайте спокойное времяпрепровождение. Не включайте эмоциональные передачи или мультфильмы, чтобы они не приводили ребенка в возбужденное состояние. Перед телевизором детям нельзя долго сидеть, это приносит вред органам зрения, а также сказывается на активности. Перед сном лучше всего почитать книжку. Это действует на ребенка успокаивающе.

Распорядок должен быть гибким, и по мере взросления он существенно меняется. Введение прикорма, переход на единоразовый дневной сон, посещение детского сада, школы и многие другие этапы, сопровождающие взросление ребенка, оказывают огромное влияние на распорядок.

Хороший сон

Суточное время отдыха должно составлять 14-14,5 часов:

  • ночной сон — 11 часов;
  • 1-й дневной — 2 часа;
  • 2-й дневной — 1-1,5 часа.

Порой родители считают, что ребенок уже достаточно подрос, поэтому становится нечувствительным к посторонним звукам во время сна. Но это неверно. Относительная тишина в доме должна соблюдаться обязательно. Включать музыку, громко разговаривать, включать яркий свет — недопустимо.

Помогут крепко заснуть:

  • свежий воздух в комнате;
  • отсутствие перевозбуждения;
  • укладывание в одно и то же время.

Пробуждение так же важно, как и отдых. Если малыш просыпается добрым и улыбающимся, то он отлично выспался

Но есть дети, которые просыпаются медленно. Их нельзя поднимать насильно, лучше придумать стимул к самостоятельному подъему.

Бодрствование: гигиена, игры, физкультура

Гимнастика

Сытый и выспавшийся 4-месячный ребенок полон сил и готов к новым свершениям. Родителям необходимо направить его энергию в правильное русло. Гимнастика, массаж, развивающие игры и занятия пойдут на пользу малышу.

Утренняя зарядка сбросит с ребенка остатки сна и настроит его на насыщенный и интересный день.

Проводить ее рекомендуется во второе бодрствование младенца. Как уже говорилось выше, многие крохи просыпаются очень рано и вскоре после еды вновь погружаются в сон. Очередное пробуждение малыша должно сопровождаться ласковыми мамиными поглаживаниями, протиранием личика и глазок младенца, смоченным в теплой воде ватным диском и пятнадцатиминутной гимнастикой. Как правило, она включает в себя следующие базовые упражнения:

  • «велосипед»;
  • плавные движения руками вперед и в стороны;
  • сгибание и вращение стоп;
  • подтягивание на ручках из положения лежа на спине;
  • приподнимание верхней части груди таким образом, чтобы лежащий на животе младенец опирался на ручки;
  • обучение переворотам на животик и обратно.

Массаж

Нельзя также забывать о массаже, который в отличие от гимнастики следует проводить во второй половине дня: перед купанием или незадолго до сна. Он расслабит мышцы малыша и поможет ему настроиться на полноценный ночной отдых. Массаж для ребенка в 4 месяца предусматривает не только поглаживания и растирания, но и пощипывания, пиления, упражнения на растяжку. Отличным вариантом будет массаж со стишком «рельсы-рельсы». Продолжительность сеанса может доходить до получаса.

Комаровский Евгений Олегович, детский врач высшей категории: «Массаж – это здорово не потому, что он что-то меняет в здоровье ребенка. Просто детям до года необходимо постоянное общение с матерью на уровне контактов. Ведь женщина не может носить ребенка на руках 24 часа в сутки. Поэтому 20-30 минутный массаж наряду с гимнастикой позволяет малышу восполнить этот дефицит контакта. А если совершать действия со знанием дела и в определенной последовательности, то ребенок будет спать спокойно всю ночь, позволяя отдохнуть маме».

Купание

Уход за ребенком в 4 месяца обязательно включает в себя ежедневные водные процедуры.

Обычно купание оказывает на детей расслабляющее действие и проводится незадолго до ночного сна.

Впрочем, некоторые крохи чувствуют после водных процедур настоящий прилив сил и потом еще долго не могут успокоиться. В этом случае необходимо перенести купание на более раннее время.

Закаливание

Заключительным этапом водных процедур выступает закаливание. Оно подразумевает под собой обливание младенца водой из ковша, температура которой должна быть на 1-2 градуса ниже привычной. Альтернативным вариантом закаливания может стать протирание кожи крохи влажной махровой варежкой. На начальном этапе температура воды,в которую окунается мочалка, должна составлять 36 градусов, а впоследствии постепенно снижаться.

Лилия, мама семимесячной Виктории: «У меня есть множество знакомых мамочек, которые жалуются на частые болезни своих детей. На мои сочувственные фразы они отвечают: «тебе хорошо, у тебя ведь дочка не болеет». А когда пытаюсь объяснить, почему так происходит, подруги даже слушать не хотят. Буквально с самого рождения я закаливаю ребенка с помощью прохладных обливаний, частых проветриваний квартиры, прогулок в легкой одежде по погоде. Для многих излишне заботливых мамочек это является дикостью. Они недоумевают, как можно «морозить» ребенка и подвергать его таким «экзекуциям». Видимо, постоянно лечить своих малышей им нравится куда больше».

Прогулки

Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.

В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.

Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий