Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Ребенок 1 год и 9 месяцев: что должен уметь, развитие, рост и вес, питание

Раннее развитие детей в 1 год

Рекомендуем прочитать: Чем накормить годовалого ребенка: рацион ребенка в год Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину — играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.

Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше

Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее — они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так

Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки — вырежьте треугольники и квадраты из бумаги)

Развивающая игрушка «своими руками»:

Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели — кубики, пирамидки из колечек, шарики

Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип — не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.

Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи — горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.

Старайтесь использовать как можно более простую речь. Общайтесь с ребенком, употребляя отдельные слова, а не целые конструкции. Активно применяйте жесты, мимику, интонацию. Это все поможет малышу научиться понимать не только вербальное, но и невербальное общение.

Более подробно о методиках раннего развития детей рассказывает педиатр – доктор Комаровский:

Чумаченко Ольга, педиатр

9, всего, сегодня

(173 голос., средний: 4,57 из 5)

Занятия с малышом

Игры

Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер. Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.

Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.

Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».

Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.

Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.

Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.

Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.

Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.

Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.

Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.

Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.

Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.

В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.

Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.

Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.

К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.

Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.

Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.

Очень полезны пальчиковые игры.

Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.

Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.

Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:

Игрушки

Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.

Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.

Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.

Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.

Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.

Основные физические навыки

В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.

Что должен уметь ребенок в 1 год:

  • передвигаться по ступенькам лестницы, держась за руку взрослого, переползать по ступенькам;
  • самостоятельно залезать на стул, кресло, диван и другие поверхности;
  • спускаться с лестницы или предмета мебели.

Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.

Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».

Принципы питания ребенка в 1 год

В этом возрасте ребенок в среднем съедает 1200 мл еды в день. Конечно, все дети индивидуальны. Кто-то может есть больше, кто-то меньше. Если ребенок наотрез отказывается есть, не стоит его заставлять. Лучше сделайте так, чтобы у него появился аппетит. Доктор Комаровский советует для этого больше гулять на свежем воздухе, больше двигаться. Если, к примеру, ребенок не хочет завтракать, ну не голодный он еще — не заставляйте. Сходите на активную прогулку, полазьте по лесенкам и горкам. В этом случае есть больше вероятности, что к обеду ребенок «нагуляет» аппетит и поест без маминых слез и нервов.

Не нужно ориентироваться только на таблицы, смотрите по своему ребенку. Я напишу средние показатели. Это не вес еды, а ее объем.

На завтрак должно приходится 25% от общего объема пищи. То есть около 300 мл
На обед — 35% (420 мл)
На полдник — 15% (180 мл)
На ужин — 25% (300 мл)

Очень хорошо, если у ребенка будет режим кормления. Тогда пищеварительный тракт уже будет готовиться к перевариванию пищи и выделять нужные соки и ферменты. Между приемами пищи должно проходить около 3-4 часов.

Новые продукты, как и раньше, вводятся постепенно. В неделю можно дать только один незнакомый продукт, делать это нужно на завтрак, чтобы вовремя суметь отследить возможную реакцию. Если ребенок хорошо отреагировал на новый продукт, на следующий день можно дать его уже в большем количестве.

Если у Вашего малыша еще нет жевательных зубов, то пищу нужно пюрировать или толочь картофелемялкой. При появлении первых жевательных зубов нужно приучать кроху жевать, то есть частично в еде могут попадаться маленькие кусочки продуктов.

В 1 год еду готовят без сахара (до 2 лет сахар нельзя). Соль тоже лучше не использовать, так как в натуральных продуктах есть натрий. Если же присаливаете еду детям, то делайте это в очень маленьких количествах. Ребенку можно только полграмма соли в сутки. Для примера — норма взрослого человека — 10 гр.

Коррекция недостатков речи

Для начала необходимо исключить патологию слуха

Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского

Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Почему же ребенок растет выше нормы? Причины

Выделим основные причины высокого роста:

  • Этническая принадлежность (влияет расовая принадлежность родственников)
  • Ожирение (ребенок опережает сверстников по развитию роста примерно на 1-2 года)
  • Раннее половое созревание (половые гормоны стимулируют рост костей)
  • Опухоль гипофиза (чрезмерное выделение гормона роста, приводящее к гигантизму)
  • Синдром Клайнфельтера (три хромосомы вместо двух)
  • Синдром Марфана (заболевание соединительных тканей)

Если причиной высокого роста являются генетические факторы, такие как наследственность, например, то повлиять на ситуацию невозможно. Однако можно постараться предотвратить последующие проблемы с помощью правильного питания и физических упражнений.

Нервно-психическое развитие ребенка

В возрасте 17 месяцев малыш уже не пытается по любому поводу звать взрослых, некоторые сложности пробует преодолевать самостоятельно

Только если попытки заканчиваются неудачей, плачет, обращая на себя внимание родителей

Недавно малыш пытался «объясняться» со взрослыми плачем и истериками, в 17 месяцев пробует это сделать с помощью простых слов и жестов. Рекомендуется внимательно следить за мимикой ребенка — если родители не отреагируют на просьбу, карапуз переходит на привычный «язык», начинает плакать.

В годик и 5 месяцев ребенок уже пытается самостоятельно освоить развивающие игрушки. Не рекомендуется перестраивать кубики или пирамидку, даже если они сложены неправильно, малыш в дальнейшем прекратит все попытки искать решение, привыкнув к контролю взрослых.

Во что можно поиграть с ребенком?

В годовалом возрасте ребенок очень любит подражать взрослым: включать и выключать телевизор с помощью пульта, разговаривать по телефону, помогать маме. Кухонная утварь интересует маленького исследователя вместе с ящичками и коробками. Выдайте ребенку некоторые безопасные предметы, чтобы он тоже чувствовал свое участие.

Обязательно как у мальчика, так и у девочки должен быть пупс с одеждой, которого можно кормить и одевать. Волосы, острые и мелкие предметы необходимо исключить. Так как ребенок все тянет в рот, то игрушки должны быть чистыми и экологически безопасными.

Машинки и мягкие игрушки тоже должны соответствовать возрасту: избегайте мелких деталей, длинной ворсы и всего, что может попасть в рот и дыхательные пути. Очень по нраву будут ребенку различные развивающие моторику и сообразительность пирамидки, кубики, крупные игрушки, требующие складывания и расставления в определенном порядке.

Игрушки с фигурными отверстиями придутся по душе каждому крохе – это интересно и увлекательно. Обязательно хвалите и поощряйте, помогайте, когда что-то не получается.

  • Когда гуляете с малышом на улице, если позволяет погода, разрешите походить босиком по траве, сорвать цветочек. Объясняйте, что такое птицы, растения, дайте потрогать песок и камушек. Сейчас исследования и осваивание окружающего мира будут уже более осознанными.
  • Изучайте размеры. Для этого можно насобирать коробочки разного размера и показывать, как одна складывается в другую. Сначала сделайте это сами, а потом предложите ребенку. Пусть не с первого раза, но он научится понимать, где большой размер, а где поменьше.
  • Игры с обычными прищепками для сушки белья любят малыши в год и месяц. Надевание прищепок на край банки и последующее снимание вызывает не только бурю эмоций, но и развивает мелкую моторику.
  • Учите вместе с вашим сыном или дочкой части тела. Для этого показывайте, где рука или глаз, нога, а потом просите сделать тоже самое малыша.
  • Учите играть с другими детьми. Показывайте, как можно попросить игрушку и как ее потом необходимо вернуть. Говорите в вежливой и спокойной форме. Даже если ребенок сначала не захочет делиться, то через время опять повторите просьбу. Через некоторое время на детской площадке он обязательно вспомнит об этом упражнении и начнет демонстрировать это детям.
  • Начните учить цвета. Для этого следует разложить на полу листы цветной бумаги и поставить на них подобранные игрушки такого же цвета. Озвучивайте название цвета и игрушки. Потом можно просто поиграть, а затем вернуться к изучению.

Учите ребенка заботиться о других. Кормите кукол, папу, бабушку. Принесите вместе дедушке газету и попросите подать себе книгу. Малыш с удовольствием будет выполнять просьбы. А если будете хвалить, то чувство своей значимости и нужности сделает ребенка самым счастливым.

Воспитание

Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.

Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу

Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
показывает части тела, минимум 3;
собирает пазл из 4-8 частей;
вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
рисует кривые линии, круги, квадрат;
может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Питание ребенка: новые продукты в рационе

Так как в этом возрасте у детей начинают прорезаться первые зубки, мамам рекомендуется начинать вводить в рацион питания ребенка в 10 месяцев твердую пищу. При этом не стоит перерабатывать ее в пюреобразную смесь, малыш должен научиться самостоятельно жевать зубами. Включайте в меню молочные каши, вводите понемногу естественные жиры (сливочное, растительное масло), обогатить рацион можно за счет картофеля, кабачков, тыквы, приготовленных на пару или вареных. В этом возрасте также можно начинать учить ребенка пользоваться столовыми приборами, держать ложку.

Добавляйте к рациону крупы и злаки. Отличным вариантом для завтрака станет каша. Для нее можно использовать гречневую крупу, рисовую, пшенную, пшеничную, кукурузную. Крупы богаты витаминами и минералами, а также здесь содержится много углеводов, которые обеспечат организм необходимой энергией

А это очень важно для растущего организма, ведь на данном этапе малыш начинает познавать мир, играть, гулять, учится ходить. Поэтому крупы на завтрак – неотъемлемый элемент дневного рациона.
В меню ребенка в 10 месяцев также можно добавить мясные продукты, как правило, это нежирные виды мяса: курица, индейка, крольчатина, говядина

Режьте небольшими кусочками, если ваш малыш уже научился жевать, если нет – не беда, делайте из мяса фарш, готовьте биточки, тефтели, котлетки. Но нельзя кормить малыша бараниной или свининой, салом. Это жирные продукты, с которыми детский организм однозначно не справится, а вследствие этого у малыша могут возникнуть недомогания. Куриное мясо само по себе является аллергеном. Но не бойтесь, попробуйте поэкспериментировать, если организм малыша нормально отреагировал на курицу, то можно добавить ее к рациону.
Понемногу добавляйте в меню 10-месячного ребенка рыбу, ведь она богата фосфором. Для малыша в этом возрасте будет достаточно 30 грамм рыбы за неделю. По аналогии с мясом из нее можно делать фарш, из которого затем готовить рыбные тефтели, котлетки, фрикадельки. Будьте крайне аккуратны с костями.
Что касается мяса и рыбы, то лучше не покупать их, а использовать натуральные. Отлично, если у вас есть такая возможность, а если нет, то отдайте предпочтение покупкам на фермерских рынках, а не в супермаркете. Покупайте охлажденное мясо и живую рыбу, а не заморозку. Ведь известно, что замороженные продукты могут храниться очень долго, неизвестно, как отреагирует организм вашего малыша на залежавшееся в морозильной камере мясо или рыбу. Это может быть крайне опасно. А покупая свежие, охлажденные продукты, вы по органолептическим показателям сможете их проверить на качество и соблюдение норм хранения.
Овощи должны быть неотъемлемой частью ежедневного рациона, ведь они богаты клетчаткой и другими полезными витаминами. Кабачки, цукини, тыква, цветная капуста, картофель – все это разрешается готовить малышу. Отдайте предпочтение овощным рагу, тушеным овощам, готовьте на пару. Постепенно можно добавлять к рациону огурцы и томаты.
Фрукты и ягоды также необходимы для питания малыша. Они богаты глюкозой. Не все фрукты можно давать ребенку, исключите экзотику и цитрусы. А вот груши, яблоки, персики можно по чуть-чуть давать малышу каждый день. Ягоды лучше не давать отдельно, но можно добавлять их к каше для усиления вкуса.
Яичный желток тоже является необходимым элементов рациона 10-месячного малыша. А вот белком кормить ребенка не стоит. Желток отделяйте и добавляйте к супу или давайте малышу отдельно, можно даже предварительно измельчив.
Богатые кальцием молочные продукты тоже можно с десяти месяцев включать в меню. Однако это при условии, что у малыша нет аллергии. Творожок и кефир можно давать на завтрак или перекус, а молоко все-таки ВОЗ рекомендует давать в разбавленном виде с питьевой водой, потому что в нем содержится достаточно много казеина. Посмотрите на реакцию организма вашего малыша на молочные продукты и, исходя из этого, делайте выводы. На молоке также можно варить каши, если у ребенка нет аллергической реакции.
Добавляйте к рациону натуральные жиры (сливочное и растительное масло). Их можно класть в кашу и другие блюда, они придадут дополнительный вкус. В супчик для карапуза можно начинать добавлять вермишель. А также рацион можно разнообразить несладким печеньем, сухарями. К супу можно давать малышу небольшой ломтик хлеба.
Из напитков отдавайте предпочтение натуральному компоту из сухофруктов, яблочным сокам для детского питания. Яблоко безопасно для детей, так как оно не вызывает аллергических реакций. Постепенно, чтобы разнообразить рацион, можно включать грушевые соки, банановые, абрикосовые и персиковые.

Физиология 9-месячного малыша

Главное достижение малыша в 9-месячном возрасте — умение сидеть без поддержки родителей. Если данный навык отсутствует, следует посетить педиатра. Причиной отклонений от норм могут служить неврологические расстройства, переданные в момент беременности от матери к младенцу.

В девятимесячном возрасте ребенок добирает 500 г в весе. Приблизительная норма роста должна колебаться в пределах 72-84 см. Объем головы ребенка в 9 месяцев должен составлять примерно 45-46 см, а обхват грудной клетки – 44-45 см.

В 9 месяцев продолжается или начинается рост зубов, а сопровождается это естественное явление высокой температурой и плаксивостью. Не стоит переживать, если рост зубов еще не начался – все будет, и возможно, что одновременно вырастет сразу несколько зубиков.

В этот период начинается подготовка к основной задаче — твердому стоянию на ногах. Встать на ноги поможет психологически правильный настрой малыша и концентрирование на движениях. Для родителей главное — не торопить малыша, все должно происходить с его согласия и готовности.

Данные физиологического развития детей 9 месяцев приведены в таблице:

Возраст – 9 месяцев

Вес, кг

Объем головы, см

Рост, см

Объем груди, см

мальчики

7,9-10,5

44-47,4

68,2-75,1

44,4-50,8

девочки

7,5-9,7

42,9-46,4

67,5-74,1

44,5-49,3

Диетолог — мама?

Принципы детского питания ребенка 12 месяцев остаются теми же, что и во втором полугодии первого годика — постепенное расширение набора продуктов и постепенное изменение степени измельчения и обработки продукта.

Для правильной организации питания своего малыша стоит продумать и составить ориентиро-вочное меню на 7-10 дней вперед. На первый взгляд это кажется сложным — но попробуем, используя определенные знания о продуктах и их суточной потребности, составить примерные раскладки.

При составлении меню нужно учитывать нормы ежедневного употребления продуктов — то есть, какие продукты обязательно надо давать малышу каждый день, а какие — с определенной периодично-стью. Будем для простоты составлять расчет на неделю — поэтому распределим продукты по дням. Еже-дневные продукты рассчитываем, исходя из суточной нормы, умножив ее на 7 дней недели, остальные — исходя из количества приемов.

Ежедневно малыш получает молоко и молочные продукты, масло, хлеб, овощи, крупы, на неко-торые дни недели распределяют, например, творог, сыр, рыбу, сметану, яйца. Мясо и рыбу рекоменду-ется давать 5-6 раз в неделю минимум — то есть 4 раза мясо и 1-2 раза рыбу.

Иногда бывает так, что невозможно приготовить все продукты, запланированные в меню. Тогда приходится прибегать к замене продукта на примерно равноценный. При замене надо учитывать кало-рийность и питательную ценность продукта — то есть углеводистые продукты заменять на них же, жиры — на другие жиры, белки — на другие белки. Напри-мер, взаимозаменяемыми углеводами являются хлеб, хлебобулочные продукты, макароны, крупы. Из белков заменимы молоко, творог, мясо, рыба, сыр. Из овощей — картофель, свекла, капуста, морковь и т.д. Жиры заменимы и растительные, и животные. Однако к концу недели все количества заменяемых продуктов выравниваются.

Обязательными и незаменимыми в питании малыша должны быть ежедневно молоко, масло, овощи, хлебобулочные продукты, остальные продукты можно варьировать по дням недели.

Кроме того, при планировании меню малыша стоит помнить об учете уваривания и потерь про-дукта, брать их объемы с учетом приготовления — например, рыба при приготовлении теряет до 40% веса, мясо — до 30%, овощи при обработке теряют до 35% своей массы в сыром виде.

Навыки и умения

Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:

  • устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
  • ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
  • передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
  • понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
  • откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
  • понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
  • издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.

Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.

Навыки и умения

Координация движений малютки в 22 месяца уже достаточно хорошо сформирована: он умеет пинать мяч так, чтобы тот покатился, и при этом не падать и не спотыкаться. Если кроха пока не освоил данное упражнение, следует просто предоставить ему больше попыток, детки в 22 месяца очень упорны в достижении поставленной цели.


Что ещё должен уметь малютка:

  • бегать, не натыкаясь на препятствия;
  • балансировать на 1 ноге, держась за опору. Уже скоро малыш начнёт осваивать трёхколёсный велосипед;
  • рисовать линии и складывать простые пазлы. Поэтому стоит запастись фломастерами и красками;
  • собирать сортер из 4-х форм;
  • строить несложные конструкции из кубиков;
  • отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» применительно к знакомому предмету или изображению;
  • удерживать в уме последовательность из 2-х действий и выполнять её: может взять и принести игрушку по просьбе взрослого;
  • различать круг и квадрат;
  • учится понимать речь. Словарный запас малыша составляет порядка 50 слов. Сам он пока активно не говорит, но разбирается в том, что сказано;
  • узнавать себя и родных на фото;
  • может попытаться изучать свои интимные места. На данном этапе это свойственно мальчикам и девочкам, считается нормой и не должно вызывать беспокойства у родителей.

Некоторые дети демонстрируют готовность сидеть на горшке. Это стремление следует поощрять. Но давление оказывать пока рано: большинство ребятишек осваивает данный навык позднее – на 27-32 неделе.

В год и 10 месяцев уже можно предположить: ребёнок «правша» или «левша». Обычно у большинства детей ведущей является правая рука, и только у 10% — левая.

Рацион питания

Примерное меню

Меню крохи должно быть разнообразным и богатым витаминами.

  • Завтрак (08:00) — молочная каша (манная, рисовая, пшенная, пшеничная, «Артек», геркулесовая) с маслом; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай или какао с молоком; яблоко.
  • Обед (11:30) – суп на основе куриного или мясного бульона (с вермишелью, крупой, щи, борщ) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиски, тефтели, курица, отварная рыба) с подливой; фруктовый сок или компот из сухофруктов; хлеб.
  • Полдник (15:30) – молоко кипяченое (ряженка, кефир, катык, йогурт); булочка (печенье, пирог); фрукт (груша, банан, апельсин).
  • Ужин (18:00) – творожная запеканка (сырники) со сметной, молоко или чай.

Рецепт блюда

Творожная запеканка

Ингредиенты, необходимые для приготовления запеканки:

  • Творог 200 грамм
  • Сахар 3-4 ст. ложки
  • Манка 3 ст. ложки
  • Яйцо 1 штука
  • Масло сливочное (для смазывания формы)
  • Сметана 1 ст. ложка
  • Ванилин
  • Изюм

Приготовление в духовке:

  1. Положить изюм в кипяток и оставить, пока готовятся другие ингредиенты.
  2. Тщательно растереть творог вилкой, вбить туда яйцо и все хорошо перемешать.
  3. К полученной массе добавить сахар, манку и ванилин, все тщательно размешать.
  4. Изюм промыть под проточной холодной водой, убрать ненужные хвостики и положить в творожную массу.
  5. Приготовить форму, смазывая ее маслом.
  6. Выложить массу в форму для запекания, разравнять и сверху полить сметаной.
  7. Отправить в разогретую духовку и готовить при температуре 180 градусов 30 минут.
  8. Достать запеканку из духовки, можно украсить свежими ягодами.

Приятного аппетита!

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Ребенок эмоционально-уравновешен, спокоен в течение дня. У него появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»).

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается).

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей. Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку. Рад общению со взрослыми

Проявляет большой интерес к их действиям. Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам.

Различно реагирует на разные мелодии, сказки, стихи. С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий