Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: что должен уметь, питание, вес и рост

Примерное детское меню на сутки

Приведем варианты меню, разработанные разыми докторами и руководствами по питанию. Вы можете воспользоваться одним из них или создать на основе стандартных свое собственное меню.

Например, педиатр Ежова Н.В. в своем руководстве «Питание детей от рождения до трех лет» предлагает следующие варианты меню на сутки (с некоторыми дополнениями и изменениями автора статьи).

Для возраста 1 год — 1 год 3 месяца

Завтрак
Каша из различных видов круп — 150 г
Чай с молоком или молоко — 100 мл
Хлеб с маслом
 — 30 г + 3 гОбед
Суп овощной или мясной — 100 г
Пюре мясное или котлета — 40 г
Гарнир (овощной, макароны, крупяной) — 50 г
Компот или фруктовый сок — 100 млПолдник
Творог — 30 г
Кефир или молоко — 150 г
Булочка или печенье — 10 г
Фрукты — 50 гУжин
Овощное пюре или каша — 150 г
Чай с молоком — 50 млВторой ужин (при желании вместо него может быть второй завтрак)
Кефир, молоко, биолакт, детский йогурт (на выбор) — 150 мл

Для возраста 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Завтрак
Каша — 150 г
Чай с молоком или молоко — 150 мл
Хлеб с маслом — 40 г + 5 гОбед
Салат из овощей — 10 г
Суп — 100 мл
Котлета мясная (рыбная, печеночная, куриная) — 50 г
Гарнир (овощной, крупяной, вермишель) — 80 г
Компот (морс, фруктовый сок) — 100 млПолдник
Творог — 50 г
Фрукты — 100 г
Чай с печеньем 150 г + 10 гУжин
Овощное пюре или каша — 150 г
Чай с молоком — 150 мл

Для возраста 1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев

Завтрак
Морковь тертая (салат фруктовый, половинка яйца) — 30 г
Каша молочная — 150 г
Чай с молоком или молоко — 150 г
Хлеб с маслом 60 г + 5 гОбед
Салат из овощей — 40 г
Суп (щи, борщ) — 100 г
Пюре мясное или котлета — 60 г
Гарнир (овощной, крупяной) — 100 г
Фруктовый сок — 100 млПолдник
Кефир с булочкой — 200 г
Фрукты 100 гУжин
Овощное пюре или каша — 200 г
Молоко (кефир, йогурт) — 150 г

Для возраста 1 год 9 месяцев — 2 года

Завтрак
Каша молочная (лапша, вермишель) — 150 г
Кофе ненатуральный, или чай с молоком, или молоко — 150 г
Булка с маслом, джемом или сыром 70 + 3 гОбед
Салат из овощей — свежих, квашенных — 30-40 г
Суп, щи или борщ — 50-100 г
Котлета мясная или рыбная — 50 г
Гарнир (овощной, крупяной) 100 г
Компот — 150 гПолдник
Кефир с печеньем — 150 г
Фрукты — 50 гУжин
Овощное блюдо — 150 г
Кисель или молоко — 100 г

Как видно, меню не лишено недостатков. Тут даны приблизительные порции и объемы, его можно применять лишь как общее руководство. На основе него, взяв за основу примерное меню-раскладку из справочника педиатра (Участковый педиатр. Справочное руководство. — Феникс, 2008) и внося практические коррективы, мы разработали несколько вариантов меню на неделю.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы

Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Частые проблемы

  1. Страх перед посторонними людьми. Семимесячные дети уже четко различают знакомых людей и чужих, и могут отрицательно отреагировать на незнакомца. Так что не стоит оставлять малютку наедине с любым незнакомым ему человеком. Желая познакомить малыша с кем-то, побудьте рядом, возьмите кроху на руки и держите, пока малыш не освоится в обстановке и не поймет, что незнакомец не опасен.
  2. Проблемы с засыпанием и сном. Многие карапузы вследствие увеличения физической активности днем начинают хуже спать в ночное время, а уложить младенца становится проблематично. В укладывании вам поможет создание ритуала. Ежедневно проводите с ребенком одинаковые действия перед отходом ко сну, которые будут настраивать малютку на ночной отдых.
  3. Отказ от прикорма. Многие дети, особенно те, кто раньше ел лишь материнское молоко, отказываются от незнакомых продуктов, не желая пробовать любовно приготовленное мамой пюре или жидкую кашку. Заставлять ребенка пробовать новую пищу недопустимо. Не настаивайте, дайте ребенку грудь, а со временем снова предложите новое блюдо. Если ребенок наотрез отказывается от пюре и каш, подумайте о возможности введения педагогического прикорма.
  4. Боли и дискомфорт во время прорезывания зубов. Дети реагируют на процесс появления зубов по-разному. У некоторых малышей родители узнают о зубе лишь после заглядывания в рот, но у многих деток появление каждого зуба сопровождается усиленным слюнотечением, покраснением десен и их припуханием. Нередко у ребенка повышается температура и может нарушаться стул. Справиться с дискомфортом помогают охлажденные прорезыватели, обезболивающие гели, жаропонижающие препараты.

Главное, что нужно малышу – любовь его родителей. Проводите время интересно и получайте удовольствие от совместных занятий. Поиграйте с ребенком, взяв за основу занятия по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Меню безмолочной диеты

Мамы новорожденных крох, находящихся на грудном вскармливании, должны соблюдать безмолочную диету весь период кормления. Искусственное вскармливание предполагает полный переход малыша на смеси с гидролизатом белка в составе. С введением прикорма на безмолочной диете для ребёнка меню значительно расширяется содержащими необходимый белок продуктами.

Альтернативные животные белки:

  • С начала прикорма рекомендуется почаще предлагать ребёнку куриное и индюшиное филе, постную телятину и мясо кролика;
  • С первого года жизни разрешены некоторые сорта белой нежирной рыбы, введённые маленькими порциями и постепенно;
  • С трёх лет рацион разнообразится красной рыбой нежирных сортов.

Альтернативные растительные белки:

  • Источниками растительного белка малышам до двух лет послужат бобовые, соя и фасоль, особенно в виде перетёртых до кашицеобразного состояния гарниров;
  • Рацион ребёнка с трёх лет дополняется гороховой, чечевичной, машевой кашей, а также добавлением бобовых и фасоли в первые блюда.

Оттачиваем физические навыки

В 1 год и 7 месяцев малыш продолжает закреплять и оттачивать полученные ранее навыки ходьбы, изменения положения в пространстве, координации.

  • Ходит без поддержки взрослого. Многие детки уже умеют бегать и даже подпрыгивать.
  • Может из положения сидя встать и опуститься обратно.
  • Совершенствуется координация движений, чему в немалой степени способствуют игры с мячом, так любимые детьми после полутора лет (кроха любит кидать, пинать мячик).
  • При беге и ходьбе кроха не спотыкается и не падает, поскольку стал лучше держать равновесие и научился смотреть под ноги.
  • Переступает невысокие препятствия, умеет обходить преграды.
  • По лестнице поднимается самостоятельно, спускается пока еще с поддержкой взрослого.
  • Может прыгать не только на месте, но и вперед.
  • Умеет присаживаться на корточки.
  • В состоянии выбраться из манежа, открыть входную дверь.
  • Делает попытки одеваться, а при необходимости (например, если ему жарко) старается стянуть с себя одежду.
  • Случайно упав, поднимается и начинает отряхивает ручки, одежду.
  • После купания или еды вытирается полотенцем или салфеткой, умеет пользоваться зубной щеткой, умываться, пользоваться горшком, что значительно упрощает уход.

Повышается уровень развития ребенка в части моторных навыков. Он уже может открыть кран, чтобы помыть ручки, открутить крышку на банке или бутылке, пользоваться лопаткой и ведерком в песочнице.

Подражая взрослым, малыш учится причесываться, ставить тарелки на стол, совершенствует навык владения ложкой. Девочки могут «краситься», «убираться», «готовить» для кукол, как мамы, мальчики – «бриться», «читать книгу», «чинить» что-либо, как папы. Хотя сейчас они еще не в состоянии осознать социальную роль мужчины и женщины.

Масла

В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно
Не желательно
Сколько примерно гр

в день
Овощи

капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу

редис, редька, чеснок
с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)

 200 -300 гр.
Фрукты

яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники

виноград
цитрусовые
другие экзотические фрукты

 100-200 гр.
Молочные продукты

кефир — 2.5-3.2%
йогурт – 3.2%
сметана – 10%
сливки – 10%
творог – 5-9%
сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

 молоко
любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности

Каждый день:
Через день:
творог 50-100гр.
Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны

безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка

 —

черный хлеб: 10гр.
белый хлеб: 40гр.
макароны, каши на гарнир: 100 гр.
каши 200-250 гр.

Рыба

треска
хек или минтай
судак
морской окунь

рыбный бульон
рыба с большим количеством мелких костей — язь, лещ, карп и пр.

 1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица

индейка, кролик
телятина, говядина
курица
ягненок
субпродукты: язык, печень, сердце

любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
сало, баранина, жирная свинина
мясо диких животных, диких водоплавающих птиц

 100 гр.
Яйцо

куриное
перепелиное

 —
1 шт

куриное, 2 шт. перепелиное

О молочных продуктах

Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — можно ли ребенку в 1-1,5 года давать цельное коровье молоко? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития аллергии на коровье молоко. Особенно осторожными с молоком нужно быть:

  • детям с атопическим дерматитом
  • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
  • детям с нарушениями пищеварения.

Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

  • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
  • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
  • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
  • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
  • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

Развитие ребенка в 7 месяцев

В данном возрасте обучение новым навыкам во многом зависит от родителей. Некоторые семимесячные малыши уже сидят, другие – еще не могут этого делать. Переживать по этому поводу не стоит.

В последнее время наблюдается тенденция, что возрастные нормы упрощаются. Раньше требования к навыкам семимесячного малыша были строже, чем сейчас.

Физическое развитие в 7 месяцев

Для времени, когда 7 месяцев мальчику или девочке исполнилось, характерно обретение физических навыков

  1. Удержание веса тела, стоя. В более раннем возрасте ножки крохи подгибаются, если ставить на ноги. Сейчас она способна уверенно стоять, пусть с подстраховкой, и даже немного шагать. Малыш в таком состоянии будет выглядеть почти как взрослый ребенок. Но учить его ходить, равно, как и заставлять стоять, еще рано.
  2. Умение перекатываться. Малыш в семимесячном возрасте, как правило, может повернуться со спины на животик и наоборот.
  3. Сидение без поддержки рук. Этот навык появляется как в полугодичном возрасте, так и позже. У некоторых мам ребенок начинает сидеть достаточно поздно – около 9 месяцев. Поэтому, если малыш не может этого делать в 7, переживать не стоит (хотя врачу кроху показать все же нужно).
  4. Способность брать еду пальцами. Если перед ребенком поставить миску с печеньем, он сможет самостоятельно скушать штучку-две. Помощь родителей для этого не требуется. Доктор Комаровский говорит, что нужно давать возможность ребенку этого возраста самостоятельно брать еду и есть ее. Так он постепенно начинает развивать способность к самостоятельному питанию.
  5. Грудничок умеет брать предметы всеми пальцами рук.
  6. Способность различать все цвета. В семимесячном возрасте малыш воспринимает мир почти как взрослый. Также дети умеют лучше ориентироваться в пространстве и определять расстояние между предметами. Таким образом, детская близорукость постепенно уходит.

Семимесячный ребенок играет

Рост мальчиков седьмого месяца колеблется в пределах от 64 до 73,5 сантиметров, а вес – от 6,7 до 10,3 кг. Девочки немного меньше – от 62,7 до 72 сантиметров и от 6 до 9,8 кг.

Психологическое развитие

В семимесячном возрасте происходит активное совершенствование психики ребенка, в частности, в коммуникациях со взрослыми:

  1. Использование голоса для выражения эмоционального состояния. Среди всех форм поведения ребенка он выходит на первый план. Родители со временем могут научиться отличать разные состояния малыша или малышки по голосу. Если он устал, то будет использовать одни интонации, а если расстроен – другие.
  2. Распознавание эмоций родителей и реагирование на них. Если взрослые смеются, кроха улыбается. Если они взволнованы, малыш плачет.
  3. Понимание запретов. Если ребенку сказать «нельзя это делать», он остановится и станет внимательно смотреть на родителей.
  4. Малыш откликается на свое имя, поворачивая голову в сторону взрослого.
  5. Ребенок начинает любить игры в группе, когда его окружают не только родители, но и бабушки, дедушки, братья и сестры.
  6. Все более и более жизнь малыша начинает подчиняться режиму.

Понятие нормы касаемо 7-месячного ребенка сильно размыто. У каждого младенца есть свои особенности, некоторым детям может потребоваться больше времени. Это никак не повлияет на дальнейшую жизнь крохи.

Речевое развитие малыша

В семимесячном возрасте многие дети начинают лепетать, некоторые – раньше, другие – позже. Лепет – это повторение слогов. Здесь родители могут обрадоваться, ребеночек сказал «мама». На деле он пока не вкладывает никакого смысла в это слово. В данном возрасте ребенок учится артикулировать, что является необходимой основой для формирования навыков проговаривания отдельных слов. Через некоторое время ребенок будет говорить на родном языке.

Девочке 7 месяцев

Обычно дети говорят первые слоги еще на 5-6 месяце, в 7 месяцев начинается второй этап формирования лепета – аутоэхолалия (повторение одинаковых звуков).

В данном возрасте дети нередко начинают понимать отдельные слова. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, у него могут возникнуть некоторые проблемы в речевом развитии. Чтобы их не допустить, необходимо делать специальные упражнения для тренировки артикуляционной мускулатуры.

Положительный эффект на формирование речи малыша в семь месяцев оказывает мелкая моторика. Чем больше кроха ее задействует, тем лучше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий