Как вводить прикорм в 6 месяцев?
Если мама начинает вводить прикорм ребенка в 6 месяцев при грудном вскармливании, как и предполагает современная таблица введения прикорма и советы педиатров, важно постепенно вводить каждый новый продукт в меню. Как правило, первыми в рацион детей в шесть месяцев вводят овощи
Однако детям, у которых фиксируется очень маленький вес для их возраста, целесообразно давать каши. Какие каши можно давать такому младенцу, можно спросит у врача. В основном это рисовая, гречневая каши
Как правило, первыми в рацион детей в шесть месяцев вводят овощи. Однако детям, у которых фиксируется очень маленький вес для их возраста, целесообразно давать каши. Какие каши можно давать такому младенцу, можно спросит у врача. В основном это рисовая, гречневая каши.
Схема прикорма с 6 месяцев по дням следующая: изначально малышу нужно вводить в рацион овощное пюре, лучше всего это делать в обеденное время. Что можно кушать ребенку, которого начинают прикармливать с овощей? Специалисты рекомендуют изначально давать малышу кабачок, далее идет брокколи, цветная капуста, морковь, тыква. Овощи – это продукт, от которого у детей реже всего бывает аллергия. Тем не менее, меню ребенка при искусственном вскармливании предполагает, что такие овощи, как тыква и морковь, 6-меячный малыш ест не чаще, чем 2-3 раза в неделю.
В 6 мес. такое пюре начинают давать с небольшой дозы – изначально малыш должен съедать 1 чайную ложку блюда, далее дозу нужно постепенно увеличивать.
Если изначально практиковалось питание на искусственном вскармливании, и развитие ребенка, по мнению педиатра, не отклоняется от нормы, уже в это период постепенно можно начать смешивать овощные пюре. Однако такой овощной микс можно давать малышу только после того, как он попробует пюре из одного вида овощей, и на него у него не проявится аллергическая реакция.
Новый вид пищи малышу дают только на голодный желудок, чтобы можно было четко определить, как малыш реагирует на такую пищу. Например, если мама только начинает давать желток ребенку, с овощами нужно подождать.
Во многом то, с чего начать первый прикорм в этом возрасте, зависит и от предпочтений родителей. Так, пюре из брокколи и других овощей мама может готовить самостоятельно. Решив, с каких овощей начинать, нужно взять овощи, хорошо промыть их под проточной водой и очистить от семечек и кожуры. Далее их нарезают и складывают в пароварку или кастрюлю. Сваренные овощи (варить их на пюре лучше на пару) измельчают блендером, предварительно добавив води или овощного бульона. В итоге необходимо приготовить пюре, похожее по консистенции на кефир. Старшего малыша прикармливать можно уже более густым пюре, но в этот период, он, как правило, уже ест каши и другую пищу.
Такая пища не должна храниться – норма прикорма предусматривает, что грудничок получает только свежеприготовленную еду. Кстати в пюре не добавляют соль, специи, сахар.
Режим питания ребенка в 6 месяцев предусматривает, что над вопросами, с какой рыбы или с какого мяса начинать прикорм, маме задумываться еще рано.
Приблизительный график введения овощного прикорма
Дни | Схема |
Первый | 5 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Второй | 10 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Третий | 20 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Четвертый | 40 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Пятый | 80 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Шестой | 120 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Седьмой | 150 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью |
Восьмой | 5 г пюре из цветной капусты можно добавить кабачок, если не отмечено аллергии на него. |
Девятый | 10 г пюре из цветной капусты, после чего с каждым днем схема повторяется, как и с кабачковым пюре |
Когда можно давать ребенку картофельное пюре, зависит от того, какие овощи до данного периода его жизни вы уже успели ввести. Как правило, картофель вводят немного позже.
Если ребенок не ест всей порции, значит, количество докорма для него слишком большое. Малыш отказывается, значит, заставлять его не нужно, так как уже в первый год его жизни формируются пищевые привычки.
Ошибка 4: слишком много
Мама не торопится и всё делает правильно, но бывает и другая крайность: если малышу нравится, то ему дают ещё и ещё, ведь это так умилительно, когда кроха с удовольствием ест кашу или мясо с овощами!
Стоп! Никогда не превышайте норму продукта, положенную малышу по возрасту. И если написано, что в 6 месяцев крохе достаточно 60 граммов фруктового пюре в день, то так оно и есть.
Одна из задач прикорма — научить ребенка различать чувство голода и чувство сытости, что позволяет уже в раннем детстве заложить здоровые пищевые привычки. Перекармливая малыша, вы формируете у него неправильное восприятие еды. Ребенку, которого кормят сверх меры, грозят ожирение, нарушение обмена веществ и повышенная нагрузка на выделительную систему, есть и другие подводные камни. Если вы слишком быстро увеличиваете порцию при введении прикорма, это может обернуться для малыша расстройством пищеварения и стула, срыгиванием и даже аллергической реакцией. Специалисты отмечают, что некоторые продукты провоцируют отсроченную аллергию, которая проявляется, когда в организме накапливается критическая масса того или иного аллергена.
Важно начинать прикорм с 1/2 чайной ложки продукта и с каждым разом увеличивать порцию на пол-ложки, максимум — на одну. Да, это утомительно, но просто необходимо.. Вводите новый продукт в первой половине дня, чтобы вы могли отследить реакцию малыша на него.
Вводите новый продукт в первой половине дня, чтобы вы могли отследить реакцию малыша на него.
Схема введения прикорма: что сначала, что потом
Раньше первым блюдом прикорма были фруктовое пюре и сок. В настоящее время практикуется введение сначала овощей или каши, т.к. после фруктов овощи «буксуют». Есть две основные схемы введения прикорма:
- Овощи — каши — фрукты — сок.
- Каши — овощи — фрукты — сок.
Но нет никаких однозначных шаблонов. Есть малыш с его личными особенностями. Можно после овощей ввести фруктовое пюре. И потом использовать его как бонус, добавляя в «буксующий» продукт. Возможны и индивидуальные схемы, которые подбирает врач в нетипичных ситуациях.
Овощное пюре вводится первым, если у ребенка все хорошо с весом или есть склонность к запорам. Сначала вводим белые или зеленые овощи: кабачок, патиссон, цветную капусту или брокколи. Выбираем, что ребенку больше по вкусу.
Разберем на примере брокколи. На 5-6-й день от начала введения данного пюре вводим растительное масло (подсолнечное, оливковое или кукурузное, рекомендуется менять периодически). Начинаем с нескольких капель и доводим до ½ ч. ложки. Если производитель добавляет в баночку с пюре растительное масло, то нам добавлять его не требуется.
С 7-8-го дня добавляем в брокколи кабачок. И дальше продолжаем наращивать объем пюре до нужной нормы. Если малыш хорошо переносит брокколи, а потом и кабачок, то можно еще через 5-6 дней подмешивать в пюре цветную капусту. В итоге на выходе у вас три введенных продукта и разнообразие блюд. Вы можете давать сегодня брокколи, завтра цветную капусту, а послезавтра — кабачок.
Можно добавлять на первых порах в овощное пюре немного грудного молока или смеси, чтобы ребенок чувствовал родной и знакомый запах и вкус.
Если малыш маловесный — начинаем с введения каш. Принцип постепенности остается тем же. Первыми вводятся безглютеновые каши — греча, рис, кукуруза. Покупаем безмолочную кашу. Когда вы убедились в хорошей переносимости злака, можно кормить молочной кашей на коровьем или козьем молоке.
Сроки введения прикорма
- грудное молоко может быть вытеснено пищей для прикорма, и это приведет к уменьшению выработки грудного молока, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
- грудные дети подвергаются воздействию болезнетворных микробов, присутствующих в продуктах питания и жидкостях, которые могут быть заражены, и тем самым увеличивают риск диспептических заболеваний и, следовательно, недостаточности питания;
- угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий увеличивается вследствие незрелости кишечника, и из-за этого возрастает риск недостаточности питания;
- к матерям быстрее возвращается фертильность, так как снижение сосания груди уменьшает период, в течение которого подавляется овуляция.
- недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания;
- вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка;
- может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.
Каковы основные признаки готовности ребёнка к введению прикорма?
- Отсутствие аллергических реакций, жидкого стула у малыша. В этом случае можно говорить о достаточной зрелости органов пищеварения ребенка для переваривания новых продуктов.
- Ребёнок позитивно относится к процессу кормления — открывает рот при приближении ложки, рукой отстраняет кормящего, когда насытится.
- Ребёнок совершает целенаправленные движения головой и руками.
- У малыша угасает рефлекс «выталкивания» языком, появляется готовность к жевательным движениям, он может проглатывать комочек полугустой пищи.
Точный возраст начала введения прикорма до сих пор не установлен и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и, конечно, от готовности родителей. Сегодня очень активно обсуждаются вопросы, связанные со сроками введения прикорма ( в первую очередь детям, находящимся на естественном вскармливании).
Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его без введения в рацион дополнительных пищевых ингредиентов до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. Но это должно выполняться только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития), при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. И только тогда, при условии хороших показателей физического и нервно-психического развития ребёнка и достаточной лактации у матери, первый прикорм можно вводить не ранее 6 мес.
Оптимальный возраст для начала адаптации ребёнка к введению в рацион питания других продуктов — 4 месяца. Вводить прикорм раньше нецелесообразно. Почему? Только к 4 месяцам происходит «дозревание» пищеварительных ферментов, снижается проницаемость слизистой оболочки кишечника, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, связанную с угасанием «рефлекса выталкивания ложки». Возникает и физиологическая необходимость формирования жевательного аппарата.
При более раннем введении прикорма может развиться аллергия, произойти «срыв» пищеварения. А если ребёнок находится на грудном вскармливании, может произойти снижение лактации у матери. Ведь в этом случае малыш будет реже сосать грудь.
Поздний прикорм (после 6 мес.) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.). Необходимость быстрого введения большого ряда продуктов приведет к повышенной нагрузке на организм. При позднем введении прикорма происходит задержка формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Важно помнить — введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте от 4 до 6 месяцев жизни ребёнка!
Существенных отличий при введении прикорма у детей, находящихся на грудном вскармливании или на искусственном, нет. Очень часто педиатры рекомендуют детям-искусственникам более раннее введение прикорма. Но надо учитывать, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, и нет необходимости вводить прикорм раньше. Поэтому схема введения прикорма может быть единой.
Правила введения прикорма:
- прикорм следует давать только перед кормлением грудью;
- питание должно быть однородным по своей консистенции;
- во время приема пищи ребенок должен сидеть;
- прикорм нужно давать в теплом виде;
- два раза в день давать один и тот же вид прикорма нельзя;
- другой вид прикорма можно начинать вводить лишь тогда, когда произойдет адаптация к предыдущему;
- во время введения нового продукта необходимо внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если их нет, на следующий день можно увеличить порцию прикорма;
- первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов;
- в промежутках между приемами пищи ребенку можно давать фруктовые соки, но без сахара.
Теперь о некоторых видах прикорма подробнее. Итак,
Фруктовые и овощные соки
Овощные и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, поскольку они по своей консистенции напоминают грудное молоко. Все соки делятся на моно- и поликомпонентные. Под первыми подразумеваются соки, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Поликомпонентные соки соответственно содержат в составе два, либо больше видов овощей или фруктов. Вне всякого сомнения, они намного полезнее, но вместе с тем их введение может нанести и вред здоровью малыша, поскольку в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.
Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Большинство соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. И это неспроста. Потому что, если говорить о соках с мякотью, в их составе имеются так называемые пищевые волокна, в итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Такое питание надо вводить в рацион детей значительно позже. Прикорм соком рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5-7 дней его общее количество можно увеличить до 30–40 миллилитров.
Плодоовощное пюре
Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша через две недели после сока. Современные специалисты выделяют три вида такого пюре. Так, гомогенизированное пюре предназначено для детей в возрасте от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное можно давать с 6 до 8 месяцев, а крупно измельченное пюре предназначено для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах, умноженному на 10.
Злаковый прикорм
Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы помимо микроэлементов, витаминов и белков обогащены еще и большим количеством углеводов, которые снабжают организм крохи необходимой ему энергией.
Первый раз ребенку следует дать не более одной чайной ложечки каши
Важно, чтобы это была безглютеновая каша (кукурузная, рисовая, гречневая), то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии
Кисломолочные продукты
В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Они подавляют рост болезнетворных микроорганизмов и являются прекрасным средством для профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются йогурт, кефир и твердые сорта сыра.
Мясной прикорм
Мясо – универсальный продукт, который является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется.
Коровье молоко
Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте использовать запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений и стать причиной образования микроцитарной анемии, которая возникает в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость к его белку.
Рыба и морепродукты
Рыба и морепродукты – это один из источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. Также в морской рыбе очень много йода.
В заключение настоятельная просьба всем родителям – перед тем, как начать введение прикорма, обязательно посоветуйтесь с детским диетологом, и пусть ваш ребенок растет здоровым!
Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой
Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.
1. Не давите на ребенка
Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный
Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой
- Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
- Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
- Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
- Никогда не наказывайте ребенка едой.
Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.
2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал
Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.
3. Подайте положительный пример
Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:
- ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
- старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
- ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
- старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
- отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
- следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
- предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.
Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.
4. Подавайте блюдо красиво
Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.
5. Находите компромисс
Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.
Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.
Правила введения прикорма
Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.
Ориентируйтесь на ребёнка
Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои»
Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.
Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.
Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.
Прикармливайте только здорового ребёнка
Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.
Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.
Давайте понемногу
Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.
Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку
Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.
Откажитесь от насилия
Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.
С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время
Вводите каждый раз по одному продукту
Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.
Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.
Начинайте с «правильных» продуктов
Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.
Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.
Что делать, если ребенок отказался есть прикорм?
Важно знать, что установление и формирование пищевых привычек происходит уже в период внутриутробного развития и в первый месяц после рождения. Беременная женщина должна употреблять те продукты, которые она планирует предлагать своему ребенку
Также нежелательно беременным и кормящим полностью отказываться от употребления в пищу еды, содержащей аллергены. Это в разы снизить вероятность развития у грудничка атопического дерматита, даже при отягощенной наследственности и уменьшит возможность отказа от определенных продуктов.
Что делать если ребенок перестал есть прикорм?
Педиатры дают следующие рекомендациями:
- Начинать прикорм с монокомпонентных продуктов, не спешить, дать время малышу привыкнуть к новой еде (каждый вид вводить в течение 5-7 дней);
- Если ребенок отказывается от какого-либо продукта, то не стоит настаивать, лучше отложить его введение на время, а потом вновь предложить;
- Убедится, что малышу удобно сидеть в стульчике;
- Если ребенок не голоден, то не надо кормить его насильно, потому что пришло время;
- Во время еды не нужно отвлекать кроху игрушками, просмотром мультиков;
- При прорезывании зубов делать легкий массаж десен, обрабатывать их специальными охлаждающими гелями; Не вводить прикорм, когда малыш болен или ему сделали прививку;
- Желательно использовать продукты одного производителя;
- Не спешить с вводом твердых продуктов (котлетки, суфле из мяса и рыбы), лучше это делать ближе к году;
- Не настаивать на еде, если кажется, что малыш съел весь положенный объем еды;
- Еда не должна быть пресной, можно добавлять немного соли и сахара в продукты прикорма;
- Стараться исключать резкие перемены в привычном укладе жизни малыша;
- При подозрении на болезненное состояние крохи обратиться к врачу.
Каждый малыш индивидуален, у него свои привычки и предпочтения в еде. Готовиться к введению прикорма ребенку нужно еще в период беременности, это позволит сформировать правильное отношение к пище. Не стоит переживать, если врач исключил все болезненные состояния, а нужно лишь набраться терпения и постепенно приучать кроху к «взрослой» пище.
Валентина Игнашева, педиатр, специально для Mirmam.pro
Правила введения прикорма
Введение прикорма должно представлять собой процесс введения продуктов питания, все более разнообразных по своей консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду, при одновременном продолжении кормлении грудью.
Важно выбирать наиболее подходящее, в течение дня, время для введения прикорма (когда ребенок обычно наиболее расположен или голоден). Предпочтительнее в первой половине дня.
Для предупреждения снижения выработки грудного молока прикорм вводится после кормления грудью!
Любой продукт для прикорма следует вводить медленно с одной чайной ложки однородного, умеренной густоты пюре из наиболее типичных для данной местности продуктов, например: овощное или картофельное пюре, фруктовое пюре, пюре из печени или каши
Затем, постепенно, в соответствии с аппетитом ребенка, увеличивать его количество.
Для облегчения привыкания ребенка к новой пище рекомендуется добавлять сцеженное грудное молоко.
При выборе круп для приготовления каш предпочтение следует отдавать глютен не содержащим крупам: греча, рис, кукуруза.
Энергетическая плотность пищи для прикорма должна быть не менее 0,67 Ккал/г, в идеале – 1 Ккал/г.
Для профилактики недостаточности железа с 6-месячного возраста следует включать в виде пюре пищевые продукты, богатые железом: печень, мясо, рыба и бобовые..
Не рекомендуется употребление всех видов чая (черный, зеленый. травяной) и кофе до возраста 24 месяцев. Эти напитки препятствуют усвоению железа. После этого возраста избегайте употребления чая во время еды.
Не следует давать цельное не разведенное коровье молоко в качестве питья детям до 9-ти месячного возраста (фактор риска развития железодефицитной анемии). Коровье молоко можно использовать в малых количествах при приготовлении пищи для прикорма.
С 9-12 месяцев можно постепенно вводить в рацион питания цельное молоко и молочные продукты – не обезжиренные и не разведенные.
В период введения прикорма не следует добавлять в пищу соль, сахар, специи. Если используется еда с общего стола, то необходимо отделять пищу для ребенка до добавления в нее соли и сахара.