Невроз у детей: симптомы и лечение, причины, виды детских неврозов

Как проявляются детские неврозы

Симптомы детского невроза зависят от вида расстройства:

Истерия. Проявляется повышенной чувствительностью, впечатлительностью, внушаемостью. У ребенка развивается эгоизм, часто случаются перепады настроения. При плаче развивается аффективно-респираторные припадки, то есть задержка дыхания.

Неврастения. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, нервно реагирует на малейшие раздражители. Повышается утомляемость, он становится невнимательным, не может сконцентрироваться на учебе или другом занятии. Часто симптомы сопровождаются сжимающей головной болью.

Невроз навязчивых состояний. Ребенок становится неуверенным в себе, нерешительным и боязливым. Появляются страхи одиночества, темноты, насекомых, животных или других факторов. Могут появляться так называемые ритуальные действия — постоянное мытье рук, движения, которые повторяются определенное количество раз, которые сопровождаются нервным тиком.

Детский невроз: симптомы и признаки

Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д. В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:

  • повышенная утомляемость;
  • плаксивость, раздражительность;
  • снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
  • пугливость, мнительность, появление фобий;
  • изменения мимики, различные проявления нервного тика;
  • расстройства сна, нарушения аппетита;
  • хронические головные боли, головокружения;
  • онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
  • заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
  • истерические припадки;
  • приступы внезапного страха (панические атаки).

При возникновении у ребенка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта. В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.

Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребенка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.

Как лечить невроз лица

Лечение неврологических симптомов лица начинается с устранения их причины.

Если провоцирующим фактором является заболевание внутренних органов, то проводится его терапия.

При возникновении лицевого невроза на нервной почве или в результате психического расстройства лечебные мероприятия направлены на восстановление нормального психологического фона, устранение стрессообразующих факторов.

При психических расстройствах легкой степени достаточно будет пересмотреть режим дня:

  1. Выделять в течение дня время для отдыха, чтобы снять нервное и физическое напряжение. Обеспечить полноценный и достаточный сон.
  2. Заняться спортом. Избегать слишком тяжелых нагрузок.
  3. Закаливание отлично позволяет избавиться от последствий воздействия стресса. Главное, заниматься им грамотно.
  4. Пересмотреть свое питание. В вашем рационе должны быть только полезные продукты и блюда. Ешьте больше овощей и фруктов.
  5. Отменить алкоголь и табакокурение.

При неэффективности подобных методов применяется медикаментозная терапия. Она включает в себя следующие препараты:

  • седативные – успокаивающе действуют на нервную систему. Валериана, пустырник, Персен.
  • транквилизаторы – более сильные средства, которые справляются с чувством страха и тревоги Афобазол, Грандаксин. Диазепам;
  • антидепрессанты – повышают психоэмоциональный фон. Прозак, Амитриптилин;
  • нейролептики, ноотропы;
  • снотворные.

Кожные элементы в виде сыпи, расчесов и других проявлений обрабатывают дерматологическими средствами: кремами, мазями, настойками.

Для купирования болевого синдрома назначают анальгетики, для снижения интенсивности зуда – десенсибилизирующую терапию.

Чтобы снять напряжение и спазм с мышц лица применяют спазмолитики.

Можно воспользоваться и физическими способами. Хорошо снимает мышечное напряжение легкий разминающий массаж проблемной зоны, а также акупунктурный массажный сеанс вокруг глаз. Поможет и умывание теплой водой.

Нормализовать состояние нервной системы помогут народные средства.

  1. Смешать в равных количествах: корень валерианы + соцветия ромашки + мята + семя фенхеля + тмин. 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка. Настоять полчаса. Принимать по половине стакана 2 раза в день.
  2. В равных пропорциях смешать душицу, календулу, пижму. 3 ст. ложки полученной массы залить 0.5л кипятка. Настоять и принимать по полстакана 3 раза за сутки.

Невроз лица – это проявление нескольких групп заболеваний с разной этиологией возникновения. Его симптомы достаточно разнообразны. Они приносят немало страданий и дискомфорта своему носителю. Посему требуют своевременного лечения, чтобы не допустить усугубления психического дисбаланса человека.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков – это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься

Это всё важно для успешности лечения

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики –  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

 Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга

Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

 При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

Причины

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Симптомы и причины

Психоневрологические заболевания, нарушения поведения, нарушения психоречевых навыков, нейровоспаление, тики, задержки развития и аутистические черты, PANDAS синдром могут проявиться у абсолютно любого ребенка.

В нашей клинике мы используем комплексный подход, рассматривая заболевание не только с точки зрения неврологии и психиатрии, но и иммунологии. Потому что у любого патологического процесса есть не только симптомы и следствия, но и причина.

Психоневрологические заболевания у детей чаще всего возникают на фоне текущего воспаления и нейровоспаления, на фоне поствакцинальных осложнений, психотравмирующих ситуаций, родовых травм.

Нейровоспаление – это воспалительный процесс протекающий в центральной нервной системе ребенка, зачастую как следствие нарушения работы основных систем организма, иммунной системы, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), систем детоксикации. 

Как мы работаем:

коррекция работы иммунной системы, коррекция иммунного ответа;

санация очагов воспаления;

лечение сопутствующих инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых и так далее);

коррекция неврологических нарушений;

коррекция психических функций;

коррекция систем детоксикации;

психотерапевтическая работа.

Какие могут симптомы:

  • Нарушения поведения
  • Задержка психоречевого развития
  • Частые смены настроения
  • Протестное поведение
  • Страхи
  • Тревожное поведение
  • нарушение аппетита и питания, в виде пониженного или наоборот повышенного аппетита, либо чрезмерное сужение спектра из того что ребенок ест (избирательность в еде)
  • напряжение мышц
  • вегето-сосудистая дистония
  • дискинезия желчного пузыря, кишечника, сосудов, мочевого пузыря
  • икота, рвота без определенной причины
  • головная боль
  • навязчивые действия когда ребенок что-то сосет, грызет, теребит, ковыряет и т.д.
  • нервные тики, навязчивые движения
  • вокализм, бормотание, эхолалия, стереотипия
  • заикание
  • энурез
  • энкопрез
  • демонстративное поведение при неврозе истерического типа

Почему тело «дергается» во сне

— Явление называется «ночными подергиваниями». Это один из видов гиперкинезов, которые характеризуются частыми и непроизвольными сокращениями мышечных волокон. Сокращаться могут целые мышечные группы: конечности, лицо или даже все туловище, — описывает врач. — Подергивания возникают в основном в момент засыпания или во время глубокого сна.

Такое может происходить абсолютно со всеми: людьми любого возраста и пола. 

— Непроизвольные движения во сне зачастую будут вариантом нормы, — успокаивает врач. — В таком случае это происходит вследствие накопления факторов стресса, выработки адреналина, который и выбрасывается в фазе быстрого или медленного сна. В результате человек вздрагивает. Длительная работа за компьютером, использование гаджетов перед сном, переизбыток информации — все это повышает вероятность такой реакции организма.

Фото: unsplash.com

Алексей Малков приводит примеры различных видов подергиваний, которые могут быть вариантами нормы: может дрожать конкретное место (палец, глаз), могут происходить спонтанные разгибания-сгибания ступней или кистей, тики век, сокращения языка, непроизвольные вращения глазных яблок. Иногда «подергивания» выражаются артикуляционно — внезапными вскрикиваниями во сне.

Особенности невроза у детей

Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы. Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.

Причины детских неврозов

Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.

Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.

Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..

Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности. Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением. В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил. Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов. При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Как научить ребенка справляться с негативом

Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.

Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть

Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым

Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:

  • Рисовать настроение красками на большом листе бумаги. Можно нарисовать страх или злость, а потом сжечь рисунок.
  • Выйти в лес или на пустырь и просто покричать.
  • Устроить «день туалетной бумаги». Ее можно рвать, кидать, раскатывать.
  • Просто посмотреть на огонь. Лучше развести костер.
  • Поиграть с водой. Представить себе, как все печали утекают в водосток.
  • Бегать, прыгать, играть в подвижные игры, гулять. Движение — отличный способ успокоить нервы.
  • Сделать ребенку массаж.
  • Зарядиться позитивом от просмотра семейных фотографий и воспоминаний о счастливых моментах.
  • Сделать «волшебный» медальон, который «заряжается» любовью, когда мама крепко обнимает ребенка перед тем, как оставить его в саду. В медальон он жалуется, если его ругают.

В каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас  идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети  физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Симптомы Мраморной болезни:

Различают две формы мраморной болезни: проявляющуюся в раннем возрасте с резко выраженными симптомами и протекающую без видимых клинических проявлений и диагностируемую лишь при рентгенологическом исследовании.
Заболевание характеризуется частичным или полным склерозированием губчатого вещества кости, чаще во всем скелете. В ранней стадии заболевания кости склерозированы лишь в области метафизов трубчатых костей, в периферических участках плоских костей; на остальном протяжении этих костей губчатая структура сохранена. Выявляется неравномерное уплотнение костей черепа. Придаточные полости обычно склерозированы (в большей степени – основная и лобная).
Поражение челюстных костей сопровождается нарушением развития и прорезывания зубов. Влияние болезни на зубы выражается в замедлении развития, позднем прорезывании и изменении их строения. Зубы имеют недоразвитые корни, облитерированные полости зуба и каналы. Характерна высокая поражаемость зубов кариозным процессом.
Мраморная болезнь, как правило, проявляется в детском возрасте. Нередки семейные поражения. Симптомами, заставляющими больного обратиться к врачу, являются боли в конечностях, утомляемость при ходьбе. Возможно развитие деформаций и возникновения патологических переломов костей конечностей. При осмотре больного отклонений в физическом развитии не отмечают. При рентгенологическом исследовании обнаруживается, что все кости скелета (трубчатые, ребра, кости таза, основание черепа, тела позвонков) имеют резко уплотненную структуру. Эпифизарные концы костей несколько утолщены и закруглены, метафизы булавовидно утолщены, внешняя форма и размеры костей не изменены. Все кости плотны и совершенно не прозрачны для рентгеновского излучения, костномозговой канал отсутствует, кортикальный слой кости не выделяется. Особенно склерозированы кости основания черепа, таза, тела позвонков. В отдельных случаях в метафизарных отделах длинных трубчатых костей видны поперечные просветления, что придает им мраморный оттенок. Кости становятся менее упругими, ломкими. Патологические переломы – нередкое осложнение мраморной болезни. Чаще других наблюдаются переломы бедренных костей. Благодаря нормальному состоянию надкостницы их заживление происходит в обычные сроки, но в отдельных случаях консолидация замедляется из-за выключения из процесса остеогенеза эндоста, т.к. ткани костномозгового канала склерозированы. Последнее обстоятельство в детском возрасте является причиной развития вторичной анемии гипохромного типа.
Недостаточность гемопоэтической функции костного мозга ведет к компенсаторному увеличению размеров печени, селезенки и лимфатических узлов. В крови увеличивается число лейкоцитов, появляются незрелые формы – нормобласты.
Содержание фосфора и кальция в крови и моче не изменяется. Возможны изменения по типу гипохромной анемии. Следствием изменения строения костного скелета являются деформации лицевого и мозгового черепа, позвоночника, грудной клетки. Может развиваться варусная деформация в проксимальном отделе бедренной кости, галифеобразные искривления диафизов бедренных костей. При появлении гиперостоза скелета в первые годы жизни развивается гидроцефалия как следствие остеосклероза основания черепа; характерны низкий рост, позднее начало ходьбы, ослабление или потеря зрения вследствие сдавливания в костных каналах зрительных нервов, позднее появление островков окостенения эпифизов, задержка прорезывания зубов, которые нередко поражаются кариесом.

Лечение и профилактика невротических расстройств у детей

Коррекция такого психического состояния, как невротические расстройства у детей, осуществляется комплексно. При этом необходима консультация у разных специалистов. Только при совместной работе педиатра, невролога, психолога и психиатра возможно успешное лечение расстройства.

Большое значение в нормализации психического состояния ребенка имеет участие родителей. Они должны заметить изменения в поведении ребенка и сразу же обратиться к специалистам

Важно понимать, что игнорирование такого опасного заболевания, как неврастеническое расстройство, может привести к еще более тяжелым состояниям. Поэтому важно начать лечение как можно раньше

В Психоэндокринологическом Центре работают опытнейшие специалисты, применяющие в своей практике последние достижения в области психиатрии и психологии.

В процессе лечения большое внимание уделяется психотерапевтическим мероприятиям. Семейные психологи Центра вдут работу не только с маленьким пациентами, но и его родителями и другими членами семьи

Лекарственные препараты также могут применяться при коррекции невротических расстройств у детей. Их назначают в крайних случаях, когда прием медикаментов оправдан состоянием пациента.

Невроз опасное и коварное заболевание, для полного излечения от него необходимо приложить немало усилий. Намного легче предотвратить появление неврозов. В группу риска попадают впечатлительные дети, имеющие склонность к беспокойствам различного рода и страхам

Родители должны с вниманием относится к ребенку, к его потребностям, а в случае проявления первых признаков невротических расстройств обращаться к специалистам Психоэндокринологического Центра. Всем пациентам гарантируется полная конфиденциальность!

Психические расстройства у детей

Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание. За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось

Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве

За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.

Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.

Как выявляется

При возникновении проявлений одышки следует обратиться к врачу. В первую очередь, он должен проверить, не является ли симптом признаком физической патологии. Для этого врач проводит опрос пациента, а после приступает к объективному обследованию: осматривает, прослушивает больного.

Чтобы исключить болезни внутренних органов, назначается ряд обследований:

  • рентгенография;
  • аллергопробы;
  • КТ или МРТ;
  • ЭКГ, УЗИ сердца;
  • ОАК.

Не выявив патологию, врач отправляет больного к неврологу или психотерапевту.

Психотерапевт собирает психогенный анамнез, куда входят сведения о наличии психических расстройств, возможного психотравмирующего фактора, а также особенности развития в детстве.

Психологический анализ подразумевает исследование личности, в том числе — с помощью тестирования. Особенно эффективен Наймигенский опросник, который результативен в 90% случаев. Он был разработан голландскими пульмонологами. Включает в себя 16 позиций, характеризующих признаки ГВС. Их выраженность оценивается в пределах 0-4 балла.

В процессе неврологического осмотра проверяются неврологические симптомы, определяют повышенную потливость ладоней и стоп. Возможно проведение электромиографии.

Среди дополнительных обследований выделяют гипервентиляционную пробу, кислотно-основное обследование крови, а также баланс электролитов. Как правило, при неврогенной одышке выявляется дефицит магния и кальция в крови.

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: “дочки-матери”, “войнушка”. Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными “реальностями” – настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов “понарошку” и “как будто”.

Неврозы

Это обширная группа заболеваний, проявляющаяся, прежде всего, в психоэмоциональных нарушениях, а также в сбоях работы вегетативной нервной системы. Они не вызывают патологических нарушений нервной ткани, но значительно отражаются на психике человека.

Существует несколько видов расстройств, при которых симптомы видны «налицо».

Мышечный невроз проявляется напряжением мышц, их спазмом и судорожным подергиванием. Невроз мышц лица дает о себе знать такими проявлениями:

  • нервный тик;
  • напряжение губ, их сжатие;
  • судорожное сведение, лицо как будто повело;
  • покалывание, чувство жжения;
  • боль в мышцах;
  • напряжение шейных мышц проявляется чувством нехватки воздуха, комом в горле.

Когда мы попадаем в стрессовую ситуацию, в нашем организме вырабатываются гормоны стресса. Они, помимо многих других реакций, вызывают мышечное напряжение. Теперь представьте, если мы подвергаемся хроническому стрессовому воздействию, что происходит с нашими мышцами, а конкретно – с мышцами лица. Находясь систематически в гипертонусе, они перенапрягаются. Из-за чего и возникают их нервные подергивания, спазмы, судороги.

Другой тип невроза – кожный. При нем возникают парестезии в коже лица следующего плана:

  • сильный зуд, жжение в лицевой и волосистой части головы без четкой локализации;
  • ощущение, будто до лица чем-то дотрагиваются. И это жутко раздражает;
  • появление красных пятен на лицевой части и шее. Возможна сыпь.

Причинами возникновения подобных явлений становятся нервное и умственное перенапряжение, хронические стрессы, нарушения сна, а также сбои в гормональной регуляции.

При неврозах, связанных с нарушением работы вегетативной нервной системы, также могут иметь место различные проявления. Происходят сбои в работе сосудистой сети, развивается сосудистое невротическое расстройство.

Сосудистый невроз лица проявляется его шелушением и сухостью, чувством стянутости кожи. Она становится бледной, иногда цианотичной, обостряется ее чувствительность. Помимо этого, появляется чихание, закладывает нос, глаза краснеют и слезятся, кожные покровы зудят и чешутся. Это говорит о развитии вегето-аллергических реакций.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий