Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Невроз навязчивых движений у детей: лечение синдрома (Комаровский)

Симптомы неврологических заболеваний у детей

Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:

  • подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
  • запрокидывание головы назад во время плача;
  • отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
  • неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
  • неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
  • обильное слюноотделение после кормления;
  • гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
  • повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
  • частые срыгивания фонтаном;
  • возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
  • гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
  • трудности с проглатыванием пищи;
  • временные потери сознания;
  • 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
  • родничок впалый;
  • ребёнок не желает желать на животе;
  • при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.

Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:

  • забывчивость, рассеянность;
  • обмороки;
  • недержание мочи;
  • задержка речевого развития;
  • чрезмерная нервозность;
  • приступы панических атак;
  • ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
  • бессонница;
  • плохой аппетит;
  • постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
  • постоянная головная боль.

Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Симптомы расстройства

Диагностировать у пациента невроз навязчивых состояний и назначить соответствующее лечение врач сможет лишь в том случае, если основные симптомы расстройства наблюдались в течение длительного срока (не менее двух недель). Проявляется ОКР так:

  • наличие навязчивых мыслей. Они могут быть регулярными или возникать периодически, надолго оставаясь в голове. При этом все образы и влечения весьма стереотипны. Человек понимает, что они абсурдны и нелепы, но, все же, воспринимает их как свои собственные. Больной ОКР также осознает, что не может контролировать этот поток мыслей, а также управлять собственным мышлением. В ходе мыслительного процесса у человека, страдающего неврозом навязчивых состояний, периодически возникает хотя бы одна мысль, которой он пытается сопротивляться. На ум могут упорно приходить чьи-то имена и фамилии, названия городов, планет и т.д. В мозгу может многократно прокручиваться какое-то стихотворение цитата или песня. Некоторые больные постоянно рассуждают на темы, не имеющие ничего общего с реальностью. Наиболее часто больных беспокоят мысли о паническом страхе перед инфекционными заболеваниями и загрязнениями, о болезненной утрате или предопределенности будущего. Больные с неврозом навязчивых состояний могут испытывать патологическое стремление к чистоте, потребность в соблюдении особого порядка или симметрии;
  • другим важнейшим симптомом невроза навязчивых состояний является желание совершать какие-либо действия, позволяющие снизить интенсивность тревожных мыслей. Такое поведение называют компульсивным, а регулярные и повторяемые многократно действия больного – компульсиями. Потребность больного выполнять конкретные деяния является условным «обязательством». Компульсии редко доставляют моральное удовольствие больному человеку, подобные «ритуальные» действия позволяют лишь ненадолго облегчить самочувствие. Среди подобных навязчивых действий можно отметить желание пересчитывать конкретные предметы, совершать аморальные или противоправные поступки, многократно проверять итоги своей работы и т.д. Компульсией является привычка прищуривать глаза, шмыгать  носом, облизывать губы, подмигивать, облизывать губы или накручивать на палец длинные пряди волос;
  • свидетельствовать о наличии обессивно-компульсивного расстройства также могут сомнения, постоянно одолевающие больного. Человек в таком состоянии не уверен в себе и собственных силах, он сомневается в том, выполнил ли он необходимое действие (закрыл воду, выключил утюг, газ и т.д.). Иногда сомнения достигают верха абсурдности. Например, больной может многократно проверять, вымыта ли посуда, и при этом каждый раз ее перемывать;
  • еще одним симптомом невроза навязчивых состояний является наличие у больного беспочвенных и лишенных логики опасений. Например, человек может страшно бояться выступать на публике, его страшит мысль о том, что он обязательно забудет свою речь. Больной может бояться посещать общественные места, ему кажется, что там его обязательно высмеют. Опасения могут касаться взаимоотношений с противоположным полом, невозможностью заснуть, выполнения рабочих обязательств и тому подобного.

Самым ярким примером невроза навязчивых состояний является страх испачкаться и заболеть смертельным заболеванием после контакта с микробами. Для того, чтобы предотвратить это «ужасное» инфицирование, больной всячески старается избегать общественных мест, он никогда не ест в кафе или ресторанах, не притрагивается к ручкам на дверях или поручням на лестницах. Жилище такого человека практически стерильно, поскольку он тщательно его убирает с использованием специализированных средств. Это же касается и соблюдения личной гигиены, ОКР заставляет человека часами мыть руки и обрабатывать кожные покровы специальным антибактериальным средством.

Обессивно-компульсивное расстройство не является опасным расстройством, однако оно настолько осложняет жизнь индивида, что тот сам начинает задумываться над вопросом, каким образом можно вылечить невроз навязчивых состояний.

С чего начать лечение неврозов?

Идти к специалистам, которые в комплексе исследуют организм ребенка. Кстати, из вышесказанного следует, что дети с хроническими заболеваниями (в том числе, страдающие аллергическими реакциями), склонны к неврозам. Ранняя диагностика симптомов и профилактика, наблюдение у сомнологов, неврологов и психологов помогут адаптироваться в социуме, избежать невротических проявлений, укрепить нервную систему.

Подобные комплексные обследования проводятся в клинике «ЛИНГВАБОНА». Специалисты говорят, что начиная решать проблему на ранней стадии, можно добиться прекрасных результатов. Поняв зерно проблемы, они начинают подбирать методы лечения, реабилитации, подбирают необходимые препараты.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Причины появления навязчивых движений

Невроз навязчивых движений у детей проявляется наиболее часто в возрасте 5-9 лет.

Причинами возникновения компульсий служат био-психо-социальные факторы. Не последнюю роль играет здесь патология беременности и родов, психологические особенности ребенка поведение взрослых в его ближайшем окружении. Так, некоторые специалисты (Захаров А.И.) считают, что особенности функционирования нервной системы (ее тормозимость и возбудимость) играют здесь не последнюю роль. Например, при холерическом типе темперамента ребенка патогенной может стать атмосфера с большим количеством ограничений и табу, направленных на двигательную активность, яркое проявление эмоций и чувств ребенка. По причине подобных ограничений активность может заостряться и нести внешне проявления гиперактивности.

Так же и попытки «расшевелить» флегматичного ребенка могут приводить к излишней его невротизации и заставлять «тормозить» еще больше.

Так или иначе, источником невротизации здесь являются любые попытки родителей и других родственников переделать природный темперамент ребенка, его темп деятельности. Неврозы навязчивых движений у детей возникают по причине высокого психоэмоционального напряжения.

К социальным причинам появления навязчивостей можно отнести отношение родителей к самому факту появления ребёнка на свет (он может быть нежеланным, иметь пол, не соответствующий родительским предпочтениям и проч.). Так же к подобного рода расстройствам приводят:

  • эмоциональная холодность матери, нестабильность ее настроения,
  • затруднение контакта с отцом (например, по причине его большой занятости),
  • ранний выход матери на работу и перекладывание обязанностей по уходу за ребёнком на других людей: няню или детский сад),
  • конфликты между родителями.

Наиболее часто неврозы развиваются у детей, имеющих гиперсоциально ориентированную мать. Чрезмерная озабоченность соблюдением всех норм поведения, общения со взрослыми и сверстниками, малая гибкость в отношениях с ребенком, крайняя принципиальность (иными совами, «не воспитание для ребенка, а ребенок для воспитания») — это те факторы, которые так же приводят к навязчивостям.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Лечение неврозов и психозов

Провести грамотную диагностику заболевания, выявить спровоцировавшие его причины и предложить адекватное лечение может только врач-невролог (психоневролог, психотерапевт, психиатр), прошедший соответствующее обучение и имеющий достаточный практический опыт помощи больным с неврологическими и психическими расстройствами.

Лечение психозов и неврозов (в т.ч., лечение неврастении) — это, как правило, целый комплекс мероприятий, включающий в себя множество этапов.

Так, хорошего результата помогает добиться сочетание следующих методов: 

  • медикаментозная терапия;
  • фитотерапия;
  • психотерапия;
  • аппаратное лечение;
  • водные процедуры;
  • рефлексотерапия;
  • специальная гимнастика;
  • лечебная диета и др.

Крайне важны для выздоровления позитивный настрой, правильное окружение, нормальная обстановка в семье, ведение здорового образа жизни, соблюдение режима труда и отдыха, исключение «стрессообразующих» факторов (вплоть до смены места работы или района проживания).

Коррекция алалии

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.

Нейропсихологическое обследование –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т

д.).

Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции –  (Метод Томатис).

При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж

Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что

Психогенная одышка – откуда берется

Одышка – это нарушение частоты, ритма и характера дыхания. Различают ее патологический и нервный тип.

При патологической одышке причина кроется в нарушении работы внутренних органов.

Психогенная или нервная одышка развивается, прежде всего, на фоне психических и нервных расстройств:

  • острый или хронический стресс;
  • психогении детства – возможно, в детском возрасте человек стал свидетелем возникновения приступа удушья по различным причинам. Например, картина утопления сопровождается судорожным заглатыванием ртом воздуха утопающим, характерным выражением лица;
  • неврастения, невроз, истерия;
  • депрессия;
  • фобии, тревожные расстройства;
  • нарушения работы вегетативной нервной системы – нейроциркуляторная дистония;
  • расстройства сна.

Симптом проявляется затрудненным дыханием. Оно становится поверхностным, с осложненным коротким вдохом и продолжительным выдохом. Ускоряется его темп, и даже если человеку удается вдохнуть глубоко, это не приносит ему особого облегчения. Такую работу легких называют дыханием загнанной собаки.

После неконтролируемых ускоренных дыхательных движений следует пауза, а после нее возвращается судорожное дыхание. Все это вызывает у человека тревожность и страх приближающейся смерти. Нередко возникает приступ панической атаки.

Искажение дыхательного ритма вызывает гипервентиляцию легких и напряжение межреберных мышц. Из-за этого развиваются ложные признаки стенокардии, кардионевроза. Пациента сопровождает слабость и недомогание, повышенная потливость, головокружение, холодные конечности и судороги.

Естественно, подобные симптомы наталкивают на мысль о сердечном недуге, но дело все в нервном перенапряжении.

К другим признакам невротической одышки относят:

  • ощущение сжатия в грудной клетке;
  • чувство нехватки воздуха;
  • контроль над процессом дыхания;
  • ощущение кома в горле;
  • приступы невротического кашля — он становится сухим и назойливым;
  • нервная зевота;
  • боль в межреберных промежутках;
  • рефлекторные движения для раскрытия грудной клетки, которые должны помочь сделать вдох — размах руками, выравнивание плеч, но они не приносят результата;
  • страх смерти.

Одышка на нервной почве ухудшает психическое состояние человека. Она способна вызвать депрессию, ипохондрию, расстройства настроения.

Симптомы невротических расстройств

Невротические дисфункции отличаются нестабильностью настроения, необдуманными поступками. Больные страдают ухудшением памяти, проблемами с концентрацией, и еще рядом клинических проявлений:

  1. беспричинное психологическое напряжение;
  2. повышенная утомляемость;
  3. проблемы со сном;
  4. замкнутость;
  5. зацикленность на проблемах в жизни;
  6. ухудшение памяти;
  7. головокружения;
  8. обмороки;
  9. мигрени;
  10. боли в сердечной мышце и суставах;
  11. частое мочеиспускание;
  12. чрезмерное потоотделение;
  13. снижение потенции;
  14. завышенная или пониженная самооценка;
  15. противоречивость, неопределенность;
  16. плаксивость;
  17. агрессивность;
  18. мнительность;
  19. неграмотная расстановка приоритетов.

Симптомы невротических расстройств часто дополняются повышенной восприимчивостью к свету, звуку, реакциями на несущественные перепады температуры.

Признаки невротических расстройств

Признаки невротических расстройств разнятся по половым принадлежностям. У женщин появляется чаще астенический невроз, характеризующийся агрессивностью, утратой умственной и физической способности, отсутствием полового влечения. При интимной близости, невозможно расслабиться. Женщина, страдающая астеническим неврозом, ругается с родственниками, часто срывается по пустякам. Постоянное напряжение чревато развитием болезней внутренних органов.

У мужчин встречаются такие виды:

  • депрессивный – человек не способен реализовать себя в сфере труда, адаптироваться к резким изменениям в любой области жизни;
  • мужская неврастения – появляется обычно после перенапряжения физического или морального, такому виду подвержены трудоголики.

Склонны к этим типам болезней мужчины и женщины старше 45 лет. У них еще возможны проблемы в работе внутренних органов.

Синдром невротических расстройств

Синдром невротических расстройств выступает отражением психотравмирующего обстоятельства, часто комбинируется с другими невротическими проявлениями. У больного снижается настроение, но нет чувства тоски. Обычно плохой настрой сочетается с эмоциональной лабильностью, астенией, нерезкой тревожностью, утратой аппетита и бессонницей. В течение суток, особых колебаний не наблюдается, или они слабовыраженные. Не характерна психическая и двигательная заторможенность, самобичевание, суицидальные мысли.

  1. Невротическую депрессию отличают от реактивной, также обусловленной психотравмирующими обстоятельствами. При втором виде, симптоматика достигает степени реактивного психоза – больной подавлен, заторможен, сужено сознание, появляются мысли о самоубийстве.
  2. В случае психотической депрессии, больной желает умереть, наблюдается грубая дезориентация личности с отрывом от жизни, внезапная анозогнозия, бредовые идеи самоунижения, маниакальные эпизоды. Состояние купируется с помощью антидепрессантов и повторным курсом лечения.
  3. Невротическая депрессия отличается сохранностью основных качеств личности, больной осознает свое состояние. Появляются фобии обсессивных, выраженных истерических проявлений.

Важно! Психотическая депрессия более опасна для человека, требует немедленного лечения

Уровни невротических расстройств

Невротические нарушения возникают на 3 уровнях: как проявление отдельных признаков, на уровне малых синдромов, и как специфические расстройства.

Уровни невротических расстройств.

  1. Отдельные симптомы. Они присутствуют и у тех, кто не страдает расстройствами психики.
  2. Малое эмоциональное расстройство способно дополняться несколькими невротическими синдромами, из которых не выделяют ведущего.

Контингент больных состоит из 2 видов:

  • одни страдают от острой, короткой реакции на стресс;
  • у других возникает длительное, хроническое нарушение.

Большая часть пациентов выздоравливает за полгода, другие – не меньше чем за 3 года.

Каке проходит диагностика и лечение детских неврозов

  1. Диагностируем болезнь. Проводим беседу с ребенком в игровой форме, наблюдаем за поведением, анализируем рисунки. Беседуем с родителями, узнаем об обстановке в семье, поведении ребенка.
  2. Обследуем родителей. Если нужно уточнить диагноз, отправляем на обследование родителей и родственников, чтобы выявить генетическую предрасположенность.
  3. Проводим психотерапию. Проводим индивидуальные консультации и семейную терапию. Подбираем рациональную терапию, арт-терапию, игровые, аутогенные тренинги и другие методы воздействия.
  4. Назначаем медикаментозное лечение. Назначаем общеукрепляющие и дегидратационные средства, ноотропы, препараты, снижающие астению.

Астено-невротический синдром

Астено-невротический синдром проявляется хронической усталостью, апатией, повышенной утомляемостью и раздражительностью. Такое заболевание дополняется нарушением аппетита и бессонницей. Физические признаки связаны с мнимыми болезнями сердца. Человеку может казаться, что у него замедленное сердцебиение, или наоборот – тахикардия. На кардиограмме никаких изменений не наблюдается. Однако больной ощущает боли в сердечной мышце. Также возможны проблемы с желудком, мигрени. Диагностика подразумевает опрос, осмотр человека. Проводится обследование на предмет вирусной инфекции. Прогноз благоприятный, особенно если человек дополнительно будет посещать сеансы арт-терапии. Рисование действует расслабляющее на психику, развеиваются негативные мысли, больной ощущает гармонию.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных  ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей

Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное – определить психотравмирующий фактор и устранить его

Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни

Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь

В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий