Маленькие достижения в 3 месяца жизни
Малыш на 4 месяце жизни уже обладает многими навыками:
- Играет со своими руками и использует их для изучения предметов: подносит к глазам, трясет, тянет в рот. Все эти действия совершаются для получения информации о предмете и его качествах. Следует внимательно следить за чистотой окружающих малыша вещей и не запрещать ему исследовать интересующее;
- Ворочает головой на звук. Формирование звуко-зрительных связей заставляет малыша интересоваться происхождением всех новых шумов. Достаточно окрепшие мышцы шеи дают возможность быстро повернуться в сторону звука, а улучшившееся зрение при помощи глазных яблок найти источник;
- Лежа на животе, высоко поднимает голову. Чтобы увеличить угол обзора, начинает использовать предплечья и руки. Рекомендуется в этом возрасте раскладывать вокруг ребенка различные яркие игрушки, стимулируя его дотянуться, схватить и потрогать;
- Лежа на спине, старается подняться, ухватившись за пальцы взрослого. Между 3 и 4 месяцем мышцы спины еще недостаточно окрепли. Стоит давать почаще такую нагрузку, чтобы он мог быстрее самостоятельно сесть. При достаточном количестве занятий малыш может самостоятельно подняться к 5,5 месяцам, но большинство детей делают это ближе к полугоду;
- Старается самостоятельно ворочаться со спины на живот и обратно. Любопытство заставляет кроху больше двигаться и искать возможности все рассмотреть. Самостоятельное изменение положения тела – важный шаг. Некоторые дети овладевают этим умением к 3,5 месяцам, другие чуть позже. Хорошо почаще показывать малыш, как это делается, заводя руку за плечо или вытягивая вперед;
- Активно двигает ногами. Часто это напоминает движения на велосипеде. Таким образом кроха самостоятельно тренирует мышцы ног. Желательно давать дополнительную нагрузку в комплексе ежедневных упражнений. Кроме велосипеда предлагать двигать ногами в виде ходьбы, ножниц. Сгибать и разгибать ноги в коленях вместе и попеременно. Массажировать стопы;
- Улыбается и смеется. Лепечет. Начинает агукать.
Малыш на четвертом месяце жизни уже очень интересный и общительный. Стоит внимательно относиться к его безопасности:
- Не оставляйте его одного на столе или диване. Он уже вполне способен перевернуться и упасть;
- Следите за предметами, находящимися рядом к крохой. Все мелкие, острые и опасные вещи нужно убрать не только от малыша, но и из поля его видимости;
- Все погремушки и вещи с наполнителями для шумового эффекта должны периодически проверяться на возможные трещины и сколы. При обнаружении дефекта следует изъять предмет.
Уход
Кожа малыша очень нежная, поэтому так важно не пренебрегать правилами гигиены. В первую очередь поддерживайте оптимальную температуру в комнате ребенка (20-22 ºС) и достаточный уровень влажности (50-70%)
Периодически проветривайте помещение.
Купать малыша нужно ежедневно, при этом мыть ребенка с мылом достаточно 1 раз в неделю. Если до этого вы купали кроху в детской ванночке, то в 3 месяца уже пора купать малыша в большой ванне. Помните, что перед купанием грудничка ванну нужно тщательно вымыть. Для этих целей прекрасно подойдет сода. После обязательно промойте ванну горячей водой.
Купайте малыша аккуратно и бережно. Следите, чтобы кроха не замерз и не перегрелся. Поддерживайте оптимальную температуру воды 35-36 ºС. Когда ребенок привыкнет, вы можете постепенно понижать температуру воды на 1 ºС. Время купания можно увеличить до 20 минут, конечно, если малыш не плачет, и ему комфортно в воде. Если же кроха капризничает, то настаивать не стоит. Помните, что ваша главная задача заключается в том, чтобы малыш полюбил купание.
У малыша должны быть свои личные предметы гигиены: полотенце, мыло, мочалка. После ванны кроху следует промокать, а не вытирать, дабы не повредить нежную кожу младенца. Для предотвращения сухости кожи используйте после купания детский крем или эмульсию, подобранную специалистом.
Каждодневный уход за малышом складывается из следующих действий:
- Умывание. Протирайте лицо ребенка, глазки, ушки и за ними чистой водой с помощью ватных дисков. Чистите носик малыша с помощью ватных турундочек.
- Подмывание. Необходимо производить после каждой дефекации. Половой орган мальчика следует мыть по мере загрязнения чистой водой без использования мыла, т.к. мыло может вызвать раздражение или даже ожег крайней плоти. Половые органы девочки также нужно мыть чистыми руками под проточной водой от лобка к попе. После подмывания необходимо промокнуть кожу малыша чистой пеленкой.
- Массаж.
- Гимнастика.
- Воздушные ванны. Несколько раз в день держите малыша без одежды. Постепенно увеличивайте время проведения воздушных ванн до 15-20 минут. Данная процедура очень хорошо закаляет организм ребенка.
Прирост веса и специфика питания трехмесячного ребенка
Сколько должен весить ребенок спорная тема. Консервативно настроенные врачи требуют четкого соблюдения прироста веса. Рост массы тела напрямую зависит от того сколько должен съедать малыш пищи.
Отечественными педиатрами введены минимальные и максимальные значения увеличения массы тела детей. Прирост к 3 месяцам должен находиться в 50–110% от веса малыша при рождении. Это соотношение не применяется к недоношенным детям. Увеличение их веса допустимо в трехкратном размере.
Чтобы прирост был достаточным, нужно знать сколько должен есть малыш. При грудном вскармливании невозможно чрезмерно перекормить ребенка. Поэтому рекомендуется прикладывать его к груди по требованию. Кормление смесями и раннее введение прикорма выполняются согласно инструкции на детском питании.
Сколько должен набрать ребенок в конкретных цифрах не столь принципиально, если остальные физиологические аспекты в норме. Малыш может прибавить меньше грамм, но быть спокойным и развиваться своевременно.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 3 месяца
В возрасте 3 месяцев ребенок отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает). Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления):
- при виде близкого человека,
- только слыша его голос,
- всматриваясь в игрушку,
- в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.
Привлекает (удерживает) внимание близкого человека:
- улыбками,
- движениями,
- гулением,
- криком,
- хныканьем,
- беспокойными движениями.
Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого. Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:
- прекращении общения с мамой,
- внезапном исчезновении игрушки,
- резком изменении окружающей температуры,
- болевых ощущениях,
- ограничении движений.
Ребенок 3 месяцев вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки, замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание. В 3 месяца ребенок может прислушиваться к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента, внимательно смотреть на говорящих людей. В 3 месяца ребенок умеет гулить, бодрствуя самостоятельно, и в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные). Появляются индивидуальные интонации голоса.
Физиологические изменения
- Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
- Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
- Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
- Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против .
- Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.
О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.
Врожденные рефлексы
В норме к началу пятого месяца врожденные рефлексы угасают, заменяясь условными и осознанными движениями. Шаговый рефлекс полностью пропадает и малыш больше не пытается двигать ножками, если его поставить вертикально на твердую поверхность. Если раньше лежа на животе, получив опору на ногу, кроха неосознанно отталкивался ножкой, то теперь он это делает только, желая дотянуться до предмета. Все движения маленького исследователя совершаются для определенной цели, а не вслед за непроизвольным сокращением мышц.
Если у вашего крохи наблюдаются остаточные врожденные рефлексы к 4-5 месяцам, рекомендуется посетить невропатолога.
Как кормить ребенка с гипотрофией от рождения до 6 месяцев
Для грудных детей, не получающих прикормов, оптимальным является вскармливание грудным молоком. Необходимо устранить факторы, препятствующие нормальному сосанию молока из груди: при «тугой груди» — массаж железы и теплый душ перед кормлением ребенка, при плоском, втянутом соске — использование специальных накладок во время кормления. Если малыш в силу состояния своего здоровья не может высосать необходимое ему количество молока, необходимо докармливать его сцеженным молоком, желательно с ложечки.
Малышу, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо обеспечить режим кормлений по требованию, в том числе в ночные и предутренние часы, исключить ограничение пребывания у груди по времени.
Рекомендуется проводить контрольные взвешивания ребенка при кормлении грудью с целью определения точного количества высосанного молока. Методика контрольных взвешиваний подразумевает определение массы тела ребенка до каждого грудного кормления и после него в течение суток. Определяют, сколько молока высосал из груди кроха за каждое кормление, затем складывают эти данные и получают суточный объем питания. Полученный результат сравнивают с тем, который соответствует нормальному в данном случае (объем питания рассчитывают не только исходя из возрастных норм, но и в зависимости от массы тела при рождении и веса малыша на момент осмотра)
Обратите внимание, что однократное взвешивание до кормления и после него не дает объективных данных, так как количество молока, полученного ребенком во время кормлений, может существенно различаться в течение суток
Если у матери гипогалактия (недостаточная выработка грудного молока), педиатр назначает докорм в виде адаптированной молочной смеси. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, при участии педиатра подбирается адаптированная молочная смесь, которая соответствует возрасту и особенностям организма малыша, не вызывает аллергии и признаков непереносимости (срыгиваний, вздутия живота и колик, нарушения стула).
На начальном этапе диетического лечения, который при гипотрофии легкой степени продолжается 1-2 дня, педиатр назначает ребенку объем смеси или грудного молока, равный 2/3 от того объема, который соответствует фактической массе тела ребенка. Недостающую часть объема питания обязательно восполняют жидкостью в виде физиологического раствора, Регидрона, Оралита и т. п. (какой раствор и в каком объеме применять — решает врач). Эти растворы называются также «регидрационные», то есть восполняющие недостающий объем жидкости. Кроме воды они содержат в своем составе минеральные соли, что необходимо для «правильного» использования жидкости тканями организма.
Если малыш при таком подходе хорошо усваивает питание (т.е. у него отсутствуют снижение аппетита, неустойчивый стул, признаки нарушения переваривания пищи в анализе кала — копрограмме: повышенное количество нейтрального жира, жирных кислот, мыла), к концу второго дня объем питания доводят до долженствующего по фактической массе тела. Далее продолжают постепенное увеличение количества смеси, стремясь достичь суточного объема питания, рассчитанного на массу тела, которую ребенок должен был бы иметь в этом возрасте (долженствующую массу тела). Этот период называется переходным.
После благополучного завершения переходного периода начинается период усиленного питания. Ребенок получает приблизительно такой же объем смеси, как его здоровые сверстники, не имеющие гипотрофии. Педиатр, наблюдающий малыша, может порекомендовать более раннее введение в рацион крохи прикорма. Как правило, первым прикормом маловесных детей является каша (предпочтительнее инстантные каши — выпускаемые специально для кормления детей растворимые каши, не требующие варки), так как ее вкус обычно нравится малышам, она легко усваивается, обеспечивает организм достаточным количеством энергии. В данном случае допускается и даже рекомендуется разведение безмолочной каши молочной смесью или сцеженным грудным молоком.
3 месяца: советы по кормлению малыша
Трехмесячный возраст приносит для малыша много нового, что, безусловно, радует родителей. Это и явная реакция на звуки, запахи, вкус. Малыш проявляет интерес к людям, пытается повторять их мимику, движения губами. Но маме стоит позаботиться о том, чтобы ребенок всегда был сыт, поскольку организм начинает требовать больше энергии.
Как часто кормить малыша грудью?
Поскольку прикорм вводить еще очень рано, следует уделить большое внимание процессу грудного вскармливания. Так, первый момент заключается в том, что следует начать приучать малыша к режиму дня
Причем делать это нужно постепенно, смещая привычные для него приемы пищи до нужного времени. Кормление ребенка сразу после прогулки и купания перед сном — вот пример того, как малыш с легкостью привыкнет к времени приема пищи. К тому же, его организм будет адаптироваться к правильному режиму отдыха.
В этот период ребенок достаточно капризен во время кормления грудью. Либо начинает просить ее чаще, либо вовсе отворачивается и отказывается. Именно это часто становится поводом для перевода малыша на смешанное вскармливание, а чуть позже — на искусственное.
В 3 месяца ребенку необходим витамин D, который может быть получен путем прогулок в солнечный день, либо через питание искусственной смесью. В период наступления у мамы лактационного криза, ей необходимо употреблять около 2,5 л воды в сутки, при этом, нормализовать режим питания. Лишние нервы тут ни к чему. Криз может продлиться пару-тройку дней, а может и неделю. Следует чаще класть малыша к груди и все нормализуется в скорые сроки.
Не спешите с докормом
Помните, что смесь более тяжела для переваривания, чем материнское молоко. К тому же, перевод на новое питание сказывается на изменении микрофлоры кишечника. Забудьте услышанные со стороны советы о пользе кефира или козьего молока. В этом возрасте оно сильно влияет на почки и поджелудочную железу по причине своей жирности и концентрированности.
Мамины волнения
Довольно часто мамы беспокоятся о слабом уровне жирности своего молока. Это совершенно беспочвенные страхи, поскольку этот показатель меняется не только изо дня в день, но и во время кормления. Так, молоко, расположенные ближе к выходу — менее жирное, но когда малыш успешно расправляется с ним, он добирается до «дальнего», более насыщенного и получает все необходимые витамины. В этом возрасте следует не ограничивать малыша в грудном вскармливании. Если просит — не отказывайте. С мамой ему и сытно, и спокойно.
Не «придумывайте» себе заключений о том, что ваше молоко невкусное для малыша. Его рецепторы распознают гораздо больше вкусов, чем любой взрослый. Природа позаботилась о том, чтобы малышу было «вкусно» от материнского молока.
Часто женщины беспокоятся, что их малый объем груди не позволит выкормить малыша полноценно. Это совершенно невежественное предубеждение. Чем чаще вы будете кормить малыша, тем ваш организм будет лучше адаптироваться к новым условия и обеспечит ребенку полноценное питание.
Если малыш на искусственном вскармливании
Помните о том, что смесь из магазина не только слаще материнского молока, но и не требует от малыша усилий для потребления. В этом случае возникает риск переедания. Так, малыша в 3 месяца нужно кормить 7-8 раз/сутки, а суточная норма смеси должна соответствовать 1/6 части веса малыша (т.е. около 760 мл/сутки). Не спешите вводить прикорм раньше срока.
И не забывайте:
➢ давайте малышу обычную питьевую воду;
➢ не заставляйте его пить или есть, если он отказывается;
➢ соблюдайте рекомендации по приготовлению смеси;
➢ не используйте одновременно несколько смесей.
Так, ваш малыш будет расти крепким и здоровым.
В норме трехмесячному малышу, который находится на грудном вскармливании, прикорм не нужен, так как весь спектр полезных веществ он получает вместе с молоком матери. В таком случае ребенок хорошо набирает вес, не пугает родителей внезапными приступами аллергий и не проявляет никакого интереса к посторонним источникам питания. Аналогичная ситуация наблюдается при искусственном вскармливании, когда ребенок ест специальные детские смеси.
Однако на деле ситуация редко бывает столь идеальной, и многим мамочкам приходится задумываться о дополнительном питании уже в столь юном возрасте. Ведь ребенок может попросту отказываться брать грудь или выплевывать смесь. Или же молока может быть недостаточно много, оно может быть недостаточно жирным или питательным.
Игры с ребенком 3 месяца
Трехмесячный ребенок активно развивается и уже может принимать участие в несложных играх. Их придумывают сами родители, используя для этого различные привлекательные игрушки.
Для правильного формирования нервной системы и развития тактильных ощущений лучше всего воспользоваться погремушками различной конфигурации с рифлеными или шершавыми ручками. Хорошо развивает руки хватание кубиков, шариков и других игрушек с правильными формами.
Зарядка и разминка нередко проводится с использованием специального гимнастического мяча. Ребенок поочередно укладывается на него животиком и спинкой, после чего прокатывается по поверхности. Таким образом, выполняется очень эффективный массаж, одновременно развивается вестибулярный аппарат, производится профилактика запоров. Ребенок во время игр должен ощущать от родителей похвалу и поощрение за каждый свой успех. Это будет для него хорошим стимулом к дальнейшему совершенствованию и развитию.
Этап 1. 0-6 месяцев
Для новорожденного ребенка нет ничего лучше материнского молока. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать грудное вскармливание в течение первого часа после рождения. Кормить лучше всего только материнским молоком, без допаивания водой, т. к. в молоке содержится и еда, и вода для малыша. В молоке есть все необходимые витамины и минералы для развития ребенка. Молоко каждой женщины состоит из белков, жиров, сухих и минеральных веществ, а также лактозы, которая играет роль углеводов для младенца.
Самый важный элемент для развития ребенка — это белок, ведь в нем содержатся все незаменимые аминокислоты. В грудном молоке он составляет в среднем около одного грамма на сто миллилитров (в коровьем молоке, например, содержание белка в 3-4 раза выше). Это идеальное количество для здоровья и легкого усваивания организмом. Избыток белка в рационе малыша может привести к нарушению обмена веществ и ожирению.
Иногда грудное вскармливание невозможно по ряду ограничений или противопоказаний. Именно поэтому в настоящее время разработаны смеси, состав которых адаптирован под грудное молоко. В составе таких смесей количество белка приближено к уровню грудного молока, а также содержатся все незаменимые аминокислоты в оптимальном количестве, без которых невозможен здоровый гармоничный рост.
Этап 3. 12-24 месяцев
Всемирная организация здравоохранения, рекомендациям которой следуют врачи всего мира, советует сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. Молоко или смесь продолжат поставлять в организм ребенка необходимые микроэлементы и другие питательные вещества, укрепляя иммунитет, поддерживая пищеварительную систему и другие важные функции организма.
Грудное вскармливание или смесь уже являются дополнением к основным приемам пищи. Специалисты рекомендуют сбалансированное 5-разовое питание детей, а в перерывах или перед сном давать грудь или смесь.
Белки по-прежнему чрезвычайно важны для всего организма. Они содержатся в овощах, мясе, кисломолочных продуктах, а также в грудном молоке или адаптированной смеси, в которой количество белка максимально соответствует возрастным потребностям. Коровье молоко не рекомендуется вводить в рацион детей раньше 3-х лет, потому что оно является тяжелым продуктом для усваивания детским организмом, а также может вызывать аллергические реакции.
Жиры и углеводы будут поступать в организм ребенка вместе с основной пищей. Жиры — это могут быть полезные растительные масла: кукурузное или оливковое. А вот в качестве углеводов ребенку не следует давать сладкое или мучное. Привыкание малыша к такому виду углеводов может спровоцировать лишний вес, а также проблемы с пищеварением не только сейчас, но и в будущем.
Придерживаясь современных стандартов, ребенок в возрасте 1-2 лет должен ежедневно получать белков в количестве около 36 г, жиров — 40 г и углеводов — 174 г.
Пусть в рационе ребенка присутствуют овощи, фрукты, диетическое мясо, рыба, кисломолочные продукты, крупы и яйца в небольшом количестве. Очень неплохо, если те же самые продукты составляют и рацион его родителей, — что может быть здоровее и полезнее?
Родителям необходимо помнить, что именно в детстве формируется привычка к здоровому питанию, поэтому все продукты должны быть максимально сбалансированы. Именно такое питание приучит детей к здоровому образу жизни, сформирует иммунитет и будет способствовать гармоничному своевременному развитию.
Здоровье трехмесячного ребенка
В этом месяце малышам делают прививки.Вот несколько советов по тому, как подготовиться к прививке:— по возможности не меняйте режимы питания, сна и бодрствования;— не вводите в рацион новые продукты (Вы можете это сделать через неделю-полторы после прививки);— за день до прививки и в день самой прививки ребенка не купают;— перед прививкой (дома и непосредственно в кабинете врача) ребенку измеряют температуру;— вечером в день прививки измеряют температуру (при ее повышении, вялости обязательно связаться с врачом).
Четвертый месяц — типичное время проявления рахита. Самый очевидный его признак — повышенная потливость головы, ладоней и стоп. Необходимые меры: увеличить пребывание на свежем воздухе, провести по назначению врача курс лечения витамином D.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 месяца
В четыре месяца у ребенка наблюдается усиление проявлений комплекса оживления. Когда малыш слышит голос своих родителей, он начинает активно двигать конечностями, улыбаться и лепетать. Также некоторые дети уже произносят гласные и согласные звуки.
На четвертом месяце жизни ребенок реагирует уже не только на лица близких ему людей, но и на новые игрушки. Реакция может проявляться в улыбке или смехе. Кроха уже понимает свое имя и реагирует на него, когда его называют.
У малыша начинают устанавливаться причинно-следственные связи. Пусть они пока и элементарные, но все же их появление говорит о существенном развитии маленького человечка. К примеру, если малыш видит мамину грудь, он перестает гулить и начинает на нее смотреть, в ожидании того, что его сейчас покормят.
Четырехмесячный карапуз уже может бояться, радоваться, обижаться, испытывать интерес и любопытство к заинтересовавшим его людям или предметам. Ребенок начинает больше времени уделять своем телу, изучая и рассматривая конечности. Он ощупывает руки и ноги, а также тянет их в рот. Кроме этого малыш изучает свои волосы и лицо.
Как и на что реагирует малыш
Многим детям нравится смотреть на свое отражение в зеркале. Малыш уже хорошо отличает своих близких от чужих людей, особенно он выделяет маму. Для крохи она является олицетворением любви, заботы, кормления, поэтому он постоянно нуждается в ее ласке, прикосновениях и эмоциональном контакте с ней. Он хорошо чувствует ее эмоции. Если мамочке весело, он радуется, а если она в плохом настроении, то кроха тоже грустит и капризничает.
При незнакомых людях малыш настораживается и ведет себя недоверчиво. Если мама наденет головной убор или очки, что для нее нетипично, ребенок перестанет ее узнавать. А после того как она их снимет, кроха очень удивится и не поймет, как такое удивительное явление смогло произойти.
Появление незнакомого человека может вызвать у крохи интерес или страх. Активное психоэмоциональное развитие малыша в четырехмесячном возрасте напрямую связано с новыми возможностями его слухового и зрительного восприятия окружающего мира.
Четырехмесячный карапуз уже непросто видит людей и предметы, а следит за ними взглядом, когда те движутся. Однако если они исчезают с поля зрения, то ребенок сразу же о них забывает. Но если показать ребенку исчезнувший предмет, то он его бес проблем узнает.