Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Всё о прикорме или 16 советов педиатра по введению первого прикорма

Блюда прикорма и формирование вкусовых ощущений

Для обеспечения достаточной степени усвоения пищевых веществ необходимо широкое разнообразие продуктов с высокой биологической ценностью. Кроме того, разнообразный набор продуктов формирует правильное «пищевое поведение» ребенка.

На потребление пищевого продукта оказывает влияние целый ряд органолептических факторов: вкус, запах, внешний вид и консистенция пищи. Пищевые привычки начинают формироваться достаточно рано, явное предпочтение детьми раннего возраста отдается сладкому вкусу, что можно заметить даже у новорожденных. Впоследствии это может превратиться в проблему, так как закрепление привычки зависит от того, как часто ребенок встречается с этим вкусом. Отсутствие других вкусов, кроме сладкого, формирует ограниченность и однобокость вкусовых пристрастий.

Практика показывает, что при разнообразном питании дети потребляют больше пищи, чем при однообразном, монотонном питании

Важно, чтобы дети, для которых поначалу все вкусы и все продукты являются незнакомыми, повторно встречались с этими продуктами в период введения прикорма, это способствует формированию правильных пищевых привычек. Установлено, что для «принятия» нового вкуса обычно требуется как минимум 8-10 попыток введения нового блюда, а в среднем знакомство с новым вкусом происходит после 12-15 «встреч», поэтому первоначальный отказ от незнакомого блюда – обычное явление

Блюда нужно предлагать повторно и часто после первого отказа следует успешное последующее знакомство. Если же первое негативное знакомство воспринимается родителями как окончательное, то в дальнейшем бывает трудно вводить и другие блюда прикорма, поскольку интерес к новым видам пищи и к новым вкусам притупляется.

Процесс введения прикорма – это одновременно и процесс обучения и приобщения к новым заманчивым вкусам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым вкусам продуктов прикорма, поскольку они уже познакомились со многими природными вкусами и запахами – опосредованно через молоко матери.

Рацион питания здорового ребенка первого года жизни должен содержать разнообразные продукты растительного и животного происхождения, так как физиологическая роль продуктов прикорма определяется не только содержанием белков, жиров и углеводов, но и минеральными веществами и микроэлементами. Правильное питание имеет особое значение для детей грудного возраста, у которых практически отсутствуют запасы питательных веществ и микроэлементов, несовершенны процессы их усвоения, недостаточно зрелыми являются процессы обмена веществ, не сформированы в достаточной мере механизмы защиты от чужеродных соединений, которые могут поступать в организм младенца с пищей.

Список литературы:

1. Ёлкина Т. Н, Кондюрина Е. Г, Грибанова О. А, Суровикина Е.А, Белецкая О.А. «Прикормы в рационе здорового ребенка первого года жизни» Учебно-методическое пособие. Г. Новосибирск, 2007 г.

2. Конь И.Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии) /Вопросы детской диетологии, 2003. — № 1. – С 8-15.

3. Руководство по детскому питанию /Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – Москва, 2004. – 662 с.

10/03/2011
Оксана Журавлева
  
  диета, о детях до года  Другие статьи автора

Профилактика отравлений, пищевых инфекций

Очень важно правильно обращаться с продуктами питания, чтобы предотвратить заражение и снизить риск болезней пищевого происхождения

  1. Всегда мойте руки перед приготовлением пищи, а так же руки ребёнка перед едой.
  2. Мойте всю посуду в горячей мыльной воде и хорошо её споласкивайте. Используйте чистую посуду и рабочие поверхности.
  3. Всегда используйте отдельные разделочные доски и посуду при приготовлении сырых и готовых пищевых продуктов.
  4. Тщательно мойте фрукты и овощи перед готовкой.
  5. Из морозильника или холодильника доставайте объём еды, необходимый только для одного приёма пищи.
  6. Храните приготовленные продукты в герметичной ёмкости в холодильнике или в морозильной камере.
  7. Повторно нагревать предварительно приготовленную пищу необходимо полностью. Никогда не нагревайте пищу более одного раза.
  8. Держите животных вдали от пищи.
  9. Не давайте мёд ребёнку до года.

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые дети будут есть новые продукты, как только им их предложат, другие на долгое время предпочтут только молоко матери или смесь. Некоторые дети едят все, что предлагается, а другие имеют явные симпатии и антипатии.

Не волнуйтесь слишком о предпочтениях вашего ребёнка. Продолжайте предлагать целый ряд питательных продуктов, чтобы малыш мог научиться наслаждаться разнообразными вкусами и текстурами.

Чем можно подкармливать ребёнка в 4 месяца?

Самые подходящие овощи для первого прикорма в 4 месяца – это кабачки, тыква, картофель, цветная капуста. Эти овощи наименее опасны с точки зрения появления аллергии. Из фруктов грудничку в четыре месяца можно предложить яблоки, так как они наименее аллергенны.

Первый прикорм для грудничка можно начать именно с каш, когда он не прибавляет нормально в весе, в случае частого срыгивания и нарушения стула.

Первый прикорм малыша в 4 месяца необходимо начать с каш без глютена (рис, гречка, кукуруза), потому что у младенцев еще недостаточно ферментов, способных полностью переварить этот растительный белок.

Если вы подумываете о том, когда начинать прикорм ребёнка, хорошим правилом является «наблюдать за младенцем, а не за календарем». Это справедливо при введении твёрдых продуктов для грудных детей. Начинать давать прикорм лучше, исходя из готовности малыша, а не просто потому, что ребёнку исполнилось 4 месяца.

Современные рекомендации по прикорму

Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения:

Для обеспечения наилучшего роста, развития и здоровья младенцев в течение первых шести месяцев жизни они должны находиться исключительно на грудном вскармливании, то есть получать только грудное молоко. «Исключительно грудное вскармливание» подразумевает исключение из рациона младенца любой другой пищи и напитков, даже воды, помимо грудного молока. Однако при этом младенцам можно давать капли и сиропы (витамины, минералы и лекарства). Грудное молоко является идеальной пищей для обеспечения здорового роста и развития младенцев; оно также является составной частью репродуктивного процесса, имеющего большое значение для здоровья матерей.

По рекомендациям ВОЗ, младенцам в возрасте шести месяцев (180 дней) в дополнение к грудному молоку следует начинать давать прикорм. В возрасте 6-8 месяцев прикорм следует давать 2-3 раза в день, а в возрасте 9-11 месяцев — 3 раза в день при одной легкой закуске между приемами пищи. В возрасте 12-24 месяцев ребенка следует кормить три раза в день и, при желании, давать две легкие закуски между приемами пищи. Эти кормления должны быть достаточными, то есть снабжать растущий организм ребенка достаточным количеством энергии, протеинов и питательных микроэлементов. Еду необходимо готовить и давать безопасным способом в целях снижения до минимума рисков заражения. Во время кормления необходимо активное поощрение к еде детей младшего возраста.

Таблица 1

Возраст

Способ приготовления пищи

Частота кормлений

Количество в каждый прием пищи

С 6 месяцев

Жидкая или тщательно протертая пища

2 раза в день плюс частое кормление грудным молоком

2-3 полных столовых ложки

7-8 месяцев

Протертая пища

3 раза в день плюс частое кормление грудным молоком

Постоянно увеличивать до 2/3 250 мл чашки в каждый прием пищи

9-11 месяцев

Мелко порезанная или протертая пища, а также пища, которую ребенок может взять рукой

3 кормления плюс одна закуска между приемами пищи плюс кормления грудным молоком

3/4 250 мл чашки/миски

12-24 месяца

Обычная пища для всей семьи, порезанная или протертая при необходимости

3 кормления плюс 2 закуски между приемами пищи плюс кормления грудным молоком

Полная 250 мл чашка/миска

Кисломолочные продукты

Научное исследование, проведенное в НИИ питания РАМН, показало, что раннее введение кефира или молока в питание грудных детей может привести к потере в их организме железа. Кефир отличается высокой кислотностью, грубой структурой свертка, содержанием спирта и дрожжевых клеток. В кефире содержится много «грубого» белка казеина, который не только сложен для усвоения, но и не сбалансирован по аминокислотному составу. Жировой состав кефира недостаточно разнообразен, к тому же соотношение жирных кислот в этом продукте не физиологично для организма малыша. Углеводы кефира вовсе не похожи на те, что присутствуют в грудном молоке или его искусственных заменителях, и минеральных солей в нем значительно больше. Поэтому кефир вводят не раньше 6-8 месяцев и не более 200 мл в сутки — и не заменяют им грудное молоко или смесь. Многие педиатры советуют вводить кисломолочные продукты только к году, если ребенок здоров и хорошо прибавляет в весе.

Специальные детские йогурты (типа «Агуши») можно предложить ребенку в возрасте от 10-ти месяцев. Норма йогурта в годовалом возрасте: не более 100 мл.

Творожок начинают пробовать с 8-ми месяцев, а то и позже. Для ребенка, употребляющего грудное молоко или смесь в достаточном объеме, творожок просто не актуален. На первом году жизни не следует давать ребенку более 25 — 40 граммов творога в день. В твороге содержится тяжелый белок. Продукты распада белка выводятся почками. При искусственном вскармливании незрелые почки грудного ребенка могут не справиться с излишней белковой нагрузкой, возникающей в том случае, если ребенок употребляет творог в количествах, превышающих рекомендуемые. Известно, что избыточная белковая нагрузка на первом году жизни, особенно при искусственном вскармливании, в будущем может привести к атеросклерозу, артериальной гипертензии. Как вариант, ребенку после года можно давать 100 г творожка через день. Эти нормы сохраняются до трех лет, помните: 100 г творога в день – это норма взрослого человека.

Коровье молоко вводить до года нет смысла. В нем мало жиров, денатурированный пастеризацией белок с усвояемостью менее 50%, полное отсутствие железа и витаминов, исключая одинокий искусственный витамин С. Современные педиатры не рекомендуют вводить цельное молоко раньше года, а лучше до 2-3 лет заменять цельное молоко молочными смесями (в них белок находится в расщепленном виде).

Мясо

Если ребенка начали прикармливать с полугода, мясо вводят не ранее 10-ти месяцев. Это один из самых тяжелых продуктов, мясо долго усваивается, поэтому спешить с его вводом не нужно. Начинают вводить с половины чайной ложечки. Дня три можно давать эту норму и следить за реакцией. Желательно сразу смешивать мясо с овощным пюре, которое вы уже ввели. Если мясо хорошо идет, объем увеличивается до ложечки, двух и т.д., в 10 месяцев ребенок может получать 30 г мяса, к году – 40-50 г. 100-200 г мяса в день – это норма взрослого человека. Ребенку неполезно увеличивать количество мяса, учитывая белковую нагрузку (как правило, ребенок до года получает достаточно белка из ГМ или смеси).

Мясо, которое вводят ДО года: кролик, индейка, говядина, ПОСЛЕ года вводят телятину, курятину, свинину и красные сорта рыбы. Мясные бульоны в питании детей не используются, в них содержатся вредные вещества, вываренные из мяса. Бульон обладает способностью очень быстро всасываться в кишечник, детская печень не в состоянии отфильтровать все канцерогены. Страдают и почки: из-за огромного количества солей может развиться мочекаменная болезнь. Суп детям варят на овощном бульоне без соли. В него можно добавить детские мясные консервы – получится «бульон». Мясные блюда, приготовленные для детей, не хранятся нисколько, их нужно употребить сразу, лучшее время для мяса – это обед.

Если вы предпочитаете покупать мясо в баночках, выбирайте пюре, сделанное из мяса одного вида (монопродукт) без добавления специй и картофельного крахмала с пометкой «1-я ступень». Разогревайте мясные консервы непосредственно перед употреблением. Открытую стеклянную баночку с неиспользованным пюре можно хранить в холодильнике не более суток. Если мясо вводится впервые, ищите на банках указание «гомогенизированное» (тонко измельченное).

Грудь или прикорм: что сначала? Основные правила

Не забывайте о важном правиле при введении первого прикорма: предлагать его ребенку необходимо лишь тогда, когда он голоден. Вряд ли сытый малыш пожелает попробовать незнакомый продукт, если он сыт — вероятнее всего он откажется от нового блюда с «непонятным» вкусом, ведь по сравнению с грудным молоком или смесью овощное пюре или каша покажутся ему пресными и невкусными

Кроме того, не следует отказываться от грудного вскармливания при введении прикорма. А чтобы продолжать кормить ребенка и дальше, просто помните о соблюдении простых правил:

  • когда наступило время кормления, сначала предложите малышу прикорм, и только если он откажется — предлагайте ему грудь;
  • вводите новый продукт для прикорма вместо ГВ только один раз в месяц;
  • продолжайте кормить грудью, пока есть такая возможность и желание ребенка;
  • если вы решили прекратить ГВ для 6-месячного ребенка, замените его адаптированной смесью, которую продолжайте давать до года.

Когда не рекомендуется вводить прикорм:

  • когда малыш болеет;
  • если ребенку сделали прививку;
  • во время отпуска;
  • при смене климатических условий проживания ребенка.

Как вводить прикорм в 4 месяца?

Когда вы начнете вводить первый прикорм, 4-месячные младенцы будут есть только половину столовой ложки пюре.

Не ждите, что кроха в первый раз съест всю порцию. Помните, что это новая практика для ребёнка.

В соответствии с тем, как ребёнок растёт и питается большим количеством продуктов, вы постепенно будете увеличивать размеры порций

Кроме того, принимайте во внимание, что материнское молоко и/или смесь обеспечивают основное питание ребёнка на этом этапе

Многие родители сталкиваются с тем, что их младенцы выталкивают пищу изо рта при первых попытках. В большинстве случаев это нормально. Но ещё это один из показателей того, что младенец не готов к прикорму. Только вы знаете своего ребёнка и сможете решить, действительно ли пора вводить прикорм.

Питание как воспитание

Прикорм бывает педагогический — и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола. 

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

1.Основные цели прикорма

· постепенная замена грудного молока на другую пищу

· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

2. Как это выглядит

· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; — пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; — постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

· ничего специально для него не готовят;

· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; — на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

3. Возможные плюсы

· маме так спокойнее;

· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

· возможно, кормить более качественными продуктами;

· замена кормлений грудью на прикормы.

· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); — грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; — ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; — после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

4. Возможные минусы

· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. — ребенок труднее научается глотать и жевать; — часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Источник таблицы: http://www.nnmama.ru

Питание на первом году жизни и прикормы.

По мере роста и развития малыша ему необходимо расширение питания, для коррекции дефицита некоторых микроэлементов и витаминов, для правильного формирования пищеварительной системы, для повышения защитных и иммунных сил организма.

Сроки введения прикорма при грудном и искусственном вскармливании отличаются. Так, во время грудного вскармливания, при условии достаточности молока у мамы, полном здоровье малыша и достаточной прибавке в весе, начинать прикормы не ранее 6 месяцев. При искусственном вскармливании прикормы начинают давать с 4-5 месяцев.

Правила введения прикорма и сбалансированное питание на первом году жизни.

  1. Прикорм лучше начинать с овощных пюре, так как они менее аллергичны.
  2. Запрещено начинать прикормы с красных и оранжевых продуктов (тыква, персик, абрикос, морковь, батат).
  3. Запрещено начинать прикормы с густых продуктов, так как это может приводить к инвагинации кишечника (в простонародье «заворот кишок»).
  4. Прикорм рекомендуется давать в первой половине дня.
  5. Начинать прикорм, необходимо с маленьких доз ½-1 чайная ложка, постепенно, ежедневно, повышая объем кормления.
  6. Прикорм дают перед началом грудного вскармливания.

Питание на первом году жизни может отразиться на здоровье малыша в будущем, стоит относиться к этому процессу серьезно и грамотно.

Для более подробной консультации по вопросам питания первого года жизни обращайтесь к педиатрам медицинских центров «Президент-Мед»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий