Психологическая готовность ребенка к школе (интеллектуальная, личностная): признаки

Компоненты готовности к обучению в школе

Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:

  1. Физическая готовность
  2. Психологическая готовность

Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику

Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.

Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.

Компоненты психологической готовности к школе

Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:

  • Интеллектуальная
  • Личностная
  • Эмоционально-волевая
  • Коммуникативно-социальная

Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.

Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.

Личностная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой.

Эмоционально-волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться  в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.

Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений

Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению. Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками

На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия

Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.

Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.

Советы родителям по подготовке ребенка к школе

  1. Проводите занятия в форме игры или общения.
  2. Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.
  3.  С 5-6 лет  в качестве подготовки к школе можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
  4. Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.
  5. Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.

Внутренняя позиция школьника

Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы. Но ребенок — это не статистическая особь homo sapiens. Это индивидуальность, хотя еще и малолетняя. Со своими предпочтениями, способностями и склонностями. В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов.

В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, — он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс.

О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника.

Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «5», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.). И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации.

Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.

Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения. Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.

Таким образом, чтобы сложилась личностная готовность к школе, у детей нужно развивать учебную мотивацию и потребность учиться у взрослого. Только так ребенок осознает, что в школу он пойдет не для того, чтобы играться там с другими детьми в новых условиях. Для него станет очевидной задача почерпнуть знания и многому научиться. В связи с этим, нельзя недооценивать подготовку к школе в небольших группах детей накануне поступления в первый класс. Даже кратковременное посещение подобных «курсов первоклассника» продвинет дошкольника на шаг в формировании внутренней позиции школьника.

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время»

Физическая готовность ребенка к школе

Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками

Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.

Чтобы приучить ребенка вставать рано, постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.

Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.

После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.

Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.

Компоненты интеллектуальной готовности к школе

Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.

Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.

В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:

  • Зрелость познавательных процессов
  • Речевое развитие
  • Осведомленность
  • Познавательный интерес

Актуальное развитие познавательных процессов

Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.

Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму

Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель

Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.

Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку

Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы

Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.

Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.

Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.

Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.

Речевая подготовка

Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.

Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из  4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?

Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.

Осведомленность и кругозор

Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое

Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь

Интерес к познанию

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.

Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;

умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития

В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Эмоционально-волевая готовность к школе

Эмоционально-волевая готовность к школе сводится, главным образом, к развитию эмоциональной устойчивости и произвольности. К 6-ти годам происходит оформление основных моментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличаются произвольностью

Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворения, подчинять свои желания необходимости что-либо сделать

Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры произвольности в рамках готовности к школе: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эльконин придавал большое значение умению дошкольников действовать по образцу. Под произвольным поведением он понимал поведение, осуществляющееся с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим эталоном. Умение выполнять действие по образцу составляет «зону ближайшего развития» ребенка старшего дошкольного возраста.

В рамках эмоционально-волевой готовности к школе большое значение так же имеет формирование высших чувств. Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые побуждают детей к занятию непривлекательной для них деятельностью. У дошкольника появляются и «социальные эмоции», когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д.

Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс значимых интеллектуальных, личностных, социально-психологических и эмоционально-волевых психических свойств, определяющих соответствие уровня развития ребенка требованиям, предъявляемым начальной школой.

Предварительный просмотр:

Что  нужно знать  ребёнку  при    поступлении   в 1 класс?

Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок, чтобы успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребёнок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Побеседуйте с ребёнком по вопросам приведённым ниже. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребёнка к школе.

Вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

  1. Назови своё полное имя, отчество и фамилию.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работает мама? Кем работает папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут?
  8. Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
  9. Какой сейчас день недели?
  10. Какое сейчас время года?
  11. Сколько времён года? Назови их.
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
  14. Какой сейчас месяц?
  15. Хорошо если ребёнок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?» , «Когда бывает холодно и идёт снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
  16. Каких домашних животных ты знаешь?
  17. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  18. Ты хочешь учиться в школе?
  19. Зачем надо учиться?
  20. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с       учительницей?
  21. Какие профессии ты знаешь?
  22. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Перечень умений и навыков ребёнка поступающего в школу в 1 класс

  1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  3. Знать прямой и обратный  счёт в пределах двадцати.
  4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  5. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребёнок  должен выбрать те, которые что-то объединяет.
  6. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
  7. Находить сходства и различия между предметами.
  8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
  9. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
  10. Запомнить 5-7 из 10 чётко названных простых слов.
  11. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок , одновременно продемонстрированных ребёнку в течение 30 секунд.
  12. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  13. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше — обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы — телёнок, а у лошади -?»
  14. Знать 10-12 основных цветов.
  15. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
  16. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
  17. Уметь общаться со сверстниками.
  18. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  19. Уметь классифицировать,  например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать  – мебель)?
  20. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий