Опубликовано: 26 сентября 2023 / Обновлено: 31 октября 2023

Логопед. чем занимается данный специалист? какие исследования проводит? какие патологии лечит?

Исторический экскурс

Наука появилась не так давно. Активный пик ее развития пришелся на 50-е годы XX века. До этого предпринимались попытки выделить речевые нарушения в отдельную группу. Сохранились упоминания о разных дефектах в Древней Руси.

Косноязычными называли людей, которые с трудом разговаривали. Фофлю — шепелявых, то есть тех, кто не выговаривал свистящие звуки. Заякливый — заикающийся. Выделяли и полностью немых.

У славян не было четкого разделения по нарушениям, но выделялись следующие группы:

  • глухие;
  • с недостатками звукопроизношения;
  • с нарушением темпа и ритмики.

Создано множество пословиц, поговорок о красоте речи, ее связи с мышлением. Славяне были уверены, что дефекты посланы высшими или темными силами в наказание. Если вам нужен логопед, то вы можете к нему записаться на прием по ссылке.

В Европе Каменский первый задался вопросами правильного формирования речи. Он подчеркивал, что в норме ребенок не должен быть картавым или иметь другие проблемы с произношением.

В середине IX века начались попытки коррекции заикания. В это время дефекты речи считались медицинской проблемой. Поэтому занимались ими медики.

Количество отечественных работ крайне мало, в основном в Россию приходят переводы литературы из Европы. Активно изучается афазия, ринолалия, тахилалия, косноязычие. Врачи активно ищут причины появления проблем, способы их преодоления.

В 1877 в России выделяют науку логопатология. Ее объектом был человек с патологиями речи, а предметом было наблюдение за ним. Происходит сравнение разных форм, разрабатываются методы преодоления. В это время еще нет научных работ, которые были бы посвящены теории.

К концу IX века появляются труды отечественных ученых. Олтушевский, Хмелевский и другие выделили два подхода к исследованиям нарушений. Первый базировался на выполнении упражнений без учета дефекта, второй предполагал детальное изучение причин возникновения.

В начале двадцатого века была выделена логопедия как отдельная наука. Основная история развития приходится на середину двадцатого века. Предпринимается попытка создания классификации, разрабатывается клинико-педагогический ее вариант.

Организуется помощь детям с нарушениями речи. С 1920 году начинают готовить дефектологов. С 50-х годов идет перемещение логопедии в педагогическую отрасль.

Появляется психо-педагогическая классификация Левиной. Активно развивается сеть дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. Во всех поликлиниках открывают кабинеты, где помощь оказывают специалисты.

Была разработана система коррекционных школ, которых было восемь видов. Созданы училища для лиц с инвалидностью. Педагоги делали упор на обучение и адаптацию всех лиц с ОВЗ.

Логопеды написали ряд фундаментальных трудов по коррекции разных нарушений, способах их выявления. Они начали заниматься развитием междисциплинарного подхода, разработкой категориального аппарата.

Кому подходит

Профессия логопеда подходим всем, но идут в нее преимущественно женщины, так как для работы необходимо огромное терпение, которым большинство мужчин не обладает.

Специалист по коррекции речи должен знать:

  • основы возрастной физиологии и психологии, валеологии, педагогики;
  • теорию и практику логопедии;
  • анатомию речеобразующего аппарата;
  • современные методики корректировки письменной и устной речи;
  • актуальные способы психолого-педагогической диагностики;
  • принципы комплектования групп учеников;
  • технологии поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности.

Что касается личных качеств логопеда, то в первую очередь потребуются:

  • выдержка и терпение;
  • доброта и умение общаться с самыми разными людьми;
  • тактичность и толерантность;
  • навыки психолога;
  • наблюдательность и хорошая память;
  • настойчивость и умение убеждать.

Хорошим логопедом станет только педагог, который обладает глубокими познаниями в своей профессии и смежных областях знаний. Когда специалист начинает вести конкретный случай, то в первую очередь определяет, что является причиной речевого расстройства. Иногда потребуется дополнительная работа с детским психологом, в некоторых случаях проблема кроется в физиологическом дефекте, и нужно вмешательство хирурга, после чего уже можно будет начинать занятия.

Болезни, которые лечит логопед

К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:

  • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
  • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
  • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
  • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
  • дислексия (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
  • ринолалия (то есть гнусавость);
  • различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
  • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

На каких специальностях учиться

Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

  • логопедия;
  • дошкольная дефектология;
  • дошкольная логопедия;
  • логопедия и социальная психология;
  • тифлопедагогика.

Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.

Какие экзамены нужно сдавать

Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

Сколько учиться

Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

Главные заблуждения родителей:

речь малыша формируется до 5 лет, поэтому обращаться к специалисту раньше нет смысла – далеко не все родители могут объективно оценить развитость речи малыша

Поэтому важно обратиться к логопеду для достоверного анализа развития ребенка, нарушения которого могут начинаться даже в самом юном возрасте; неправильное произношение устранится само собой – некоторые несовершенства речи (замена сложных артикулов на более простые) действительно могут исчерпать себя с возрастом. Однако если к 4-м годам проблема все еще остается, то ее необходимо решать с помощью профессиональной помощи; если ребенок не говорит вообще, то логопед здесь не поможет – логопед занимается постановкой речи в самых широких пониманиях слова

Его работа проводится на всех уровнях речевой системы, включая психологический аспект; заниматься ребенком можно и без сторонней помощи – многие родители, решающие обучать малыша лично, даже не подозревают, что их собственная фонетика не совсем правильна. Логопед покажет правильное произношение и эффективные упражнения тренировок; для достижения результата хватит 1-2-х занятий с логопедом – курс коррекции речи определяется в индивидуальном порядке. Одному ребенку действительно потребуется всего пару уроков, в то время как другому малышу необходимы длительные курсы для устранения проблемы.

Обязанности на работе

Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:

  • обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
  • планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
  • повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
  • комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
  • консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
  • проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
  • заполнение речевой карты и другой документации.

Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:

  • познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
  • провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
  • определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
  • проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
  • разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
  • оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Пальчиковые игры отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование – еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Нормальное развитие речи

К году в активной речи ребенка должны присутствовать около 10 простых слов типа «мама», «папа», «би-би» и аналогичных им. В 2 года речь становится более насыщенной, слова объединяются в простые предложения типа «Дай пить», и запас слов увеличивается до 50 и более. К 3 годам предложения усложняются, быстро растет речевой запас. В 4 года появляются первые простые связные рассказы, наступает время «почемучек». В 5 лет ребенок способен внятно описать, что произошло в прошлом.

Причины задержки речи

  • Тяжелая беременность и роды (внутриутробная инфекция, гидроцефалия, гипоксия плода, недоношенность, травма ребенка при родах).
  • Генетические болезни (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, ДЦП).
  • Осложнения после инфекционных болезней (менингит, отит, менингоэнцефалит).
  • Нарушения речевого аппарата (короткая уздечка языка, микрогнатия, волчья пасть, заячья губа).
  • Нарушения слуха (тугоухость, глухота).
  • Стрессы.
  • Ребенок не хочет говорить (нет мотивации).
  • Индивидуальный темп развития (допускается отставание от нормы до полугода).
  • С ребенком недостаточно общаются.
  • В семье общаются на двух языках.

Симптомы задержки речи. Примеры

Возможно проявление как одного симптома, так и сочетания нескольких.

  • Речь не соответствует норме для его возраста (например, в 3 года ребенок знает несколько простейших слов, у него нарушена дикция, разговаривает на «своем языке», который понимают только близкие).
  • В 1 год ребенок не реагирует на звуки, включая речь.
  • В 1,5–2 года не может выполнить простое указание на слух (дай, покажи, принеси).
  • Разговаривает только цитатами из мультфильмов или книг, прочитанных ему многократно (причем ребенок может вполне уместно вставлять их в диалог, а может просто жить в своем внутреннем мире, прокручивая вслух мультфильмы и содержание книжек).
  • Предпочитает речи общение с помощью жестов и мимики (показывает пальцами и мычит, ему проще самому подойти и взять нужную вещь, чем попросить кого-то ее принести).
  • Не общается со сверстниками полноценно (ребенок тянется в общении к детям более младшего возраста; сверстники не хотят общаться с ребенком, не успевающим за их играми и не понимающим их).

Так чем же отличается логопед от дефектолога?

Целью работы логопеда является четкая, хорошо интонированная грамотная речь.

Цель дефектолога всеобщее развитие ребёнка, обеспечить готовность ребёнка к обучению и его социализация.

Как видим, цель дефектолога шире, в то время как работа логопеда сфокусирована на речи.

В заключении, хотелось бы привести несколько наглядных примеров из практики:

Оля. К., 8 лет, бабушка привела девочку на консультацию к логопеду. В ходе обследования выяснилось, говорить только первыми слогами слов («Де и гу» девочка идет гулять), затрудняется выполнить простые просьбы, плохо ориентируется в пространстве, путает цвета и фигуры. Слабо развита моторика рук и общая моторика. Девочка не внимательна, легко отвлекается от задания, демонстрирует низкую работоспособность.

Конечно, в этом случае логопед порекомендовал обратиться за консультацией к дефектологу, неврологу, лору, окулисту. Так как для своего возраста девочка демонстрировала не очень хорошие результаты, и только логопедической работы будет не достаточно.

Костя.Ч. 5 лет. Мама привела мальчика на консультацию к логопеду с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики выяснилось, что у мальчика нарушено произношение звуков , кроме этого путает звуки заменяет звук на звук . При этом мальчик хорошо понимает обращенную к нему речь, в ответах на вопросы демонстрирует широкий кругозор, хорошо выполняет задания направленные на диагностику мышления, памяти, внимания.

Во втором примере мы видим, что дополнительной работы для развития ребёнка не требуется, достаточно просто будет поставить звуки и научить ребёнка различать звуки и .

Еще один пример.

На консультацию к логопеду пришла девочка Алиса, 5 лет. В детском саду, где она обучается, педагоги проводили обследование, выявили отставание и посоветовали обратиться к логопеду или дефектологу. Ребенка привели в наш центр и логопед начала работу с малышкой. Обследование показало следующее: общее недоразвитие речи 3 уровня (т.е. нарушены все стороны речи), ЗПР. Речь у Алисы была невнятной, смазанной, многие звуки произносились межзубно, всего было нарушено и не сформировано 9 звуков. Словарный запас очень бедный, грубое нарушение грамматического строя речи (не различала мужской и женский род, все падежи, кроме именительного, смазаны, не понимала конструкции с предлогами). Ребенок не умел считать даже до 5, не знала цифр и букв. Задание «4 лишний» было недоступно для понимания. Лишним был тот предмет, который ребенку не нравился. Фонематическое восприятие было грубо нарушено. Составить даже простой рассказ по картинке девочка не могла, серию картин не понимала. Пример речи: «Алиса пошел парк». (Алиса пошла в парк). Родители сказали, что в саду девочка делает только то, что ей нравится, а то, что у нее плохо получается, даже не пытается сделать.

Логопед разработал план занятий, и начала не с постановки звуков, а с формирования познавательного интереса, с общего развития представлений о мире, с развития внимания, памяти и мышления. Поскольку в центре не было дефектолога, логопед взял эти задачи на себя. В идеале такому ребенку надо было бы посещать занятия двух специалистов: дефектолога и логопеда.

Какие дефекты речи требуют особого внимания

На развитие речи и языка влияет ряд факторов, в том числе физическая зрелость, наследственность и окружающая среда. Проблемы со слухом являются частыми причинами дефектов произношения, но даже дети с нормальным слухом могут страдать нарушениями или проблемами с артикуляцией.

Ниже приведены три наиболее распространенных среди младших дошкольников дефекта, когда ребенку нужен логопед. Они должны настораживать внимательных родителей, но чаще всего оказываются незамеченными, так как их принимают за обычное детское коверкание слов и произношения.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

1. Заикание или логоневроз

В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются в начале предложения. Это явление может принимать форму повторения первого звука или слога в слове или первого слова в предложении. Чаще случается, когда малыш устал, взволнован или находится в конкурентной ситуации, такой, когда он стремится проявить себя лучше или быстрее, чем его сверстники.

2. Шепелявость

Шепелявость является еще одной распространенной проблемой артикуляции, когда маленькие дети учатся говорить. Дошкольники, как правило, делают замену легкого в произношении звука на более сложный для них.

3. Длинные паузы

Еще одним недостатком является появление слишком длинных пауз между словами или мыслями. Это признак поиска правильного слова или размышлений о том, как структурировать свое следующее предложение

На видео ниже подробнее рассказано, на что обратить внимание и когда стоит обратиться к логопеду

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Доктор-логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задачей является устранение:

  • дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия);
  • дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
  • дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
  • речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
  • баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
  • ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
  • дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).

Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Логопед — кто это и чем занимается

Логопед — это специалист, который работает на стыке педагогики и психологии. Его главные пациенты — это дети дошкольного возраста. В процессе общения и проведения диагностики логопеду нужно не только выявить причину нарушения дикции, но и обстоятельства, которые могут ее ухудшать.

У этой профессии есть еще одно более профильное направление деятельности, представителей которого принято называть логопед-дефектолог. Эти специалисты работают с детьми, которые имеют нарушения слуха, зрения, а также интеллектуального развития. По этой причине логопеду-дефектологу необходимо работать также над памятью ребенка, развивать его мышление и восприятие окружающего мира.

В должностные обязанности логопеда входит знание нескольких систем развития речи. Поэтому в практике они используют интерактивные приспособления, например, игрушки, палочки, компьютерные игры и т. д.

Для наилучшего эффекта логопеды предпочитают работать индивидуально. Групповые занятия, которые проводятся в детских садах, не позволяют исправлять серьезные дефекты, только корректировать незначительные недостатки речи.

Часто проблемы с дикцией — это физическое проявление психологических проблем. И когда логопед определяет подобный случай, он предлагает направление к психологу, услуги которого будут иметь большую пользу.

Считается, что логопед — это тот, кто работает исключительно с детьми, но это не так. Помощь специалиста может быть необходима и взрослым.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. олигофренопедагог (направление работы — дети с умственным отставанием);
  2. тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.

Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий