Принципы семейного воспитания
К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:
- гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
- открытость и доверительность отношений;
- последовательность требований;
- благоприятный социально-психологический климат в семье;
- включенность детей в семейный быт;
- помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.
Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:
эмоционально положительные взаимоотношения супругов; любовь и уважение членов семьи; внимание и дисциплина; совместное времяпрепровождение; телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания)
Мои рекомендации как родителя и психолога
- Стремиться к демократическому стилю воспитания. В любой ситуации постараться слышать себя и своего ребенка, учится договариваться с ним и обсуждать семейные дела. Даже если он еще мал, давать ему возможность принимать соответствующие возрасту решения.
- Давать право выбора всегда, когда это возможно.
- Устанавливать здоровые границы: «бить ребят и обзываться некрасиво», «никто не должен тебя толкать».
- При высказывании недовольства своим малышом, направлять его на поступок, а не на самого ребенка. Не «ты — нытик», а «мне очень неприятно, когда кто-то ноет».
- Выделять для ребенка обязанности в семье в соответствии с его возрастом: поливать цветок, кормить кота. Пусть он с раннего возраста привыкает, что несет ответственность за свои дела.
- Давать ребенку больше свободы, даже если за него тревожно. Стараться не говорить малышу фразы вроде: «ты не справишься», «у тебя все равно не получится», «ты упадешь». Лучше поддерживать и говорить о своей вере в него и его силы.
- Объяснять ребенку все, что его интересует. Иногда задаются очень неожиданные вопросы, в этом случае можно взять тайм-аут, но потом обязательно обсудить на доступном языке.
- Ни в коем случае не применять физические наказания и стараться максимально редко повышать голос. Эти действия порождают в крохе страх, а также демонстрируют бессилие родителей перед его поведением.
- Проводить как можно больше времени в уютной теплой атмосфере: читать вместе книги, обниматься, смотреть любимые фильмы и мультики, гулять и заниматься совместным творчеством.
- Стараться поддерживать доброжелательные отношения в любой ситуации, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, родители всегда его поддержат и поймут.
Стили воспитания
Авторитетный стиль
Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам.
Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.
Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.
Авторитарный стиль
Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.
Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.
Либеральный стиль
Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.
Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.
У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.
Индифферентный стиль
Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.
Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.
Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.
Воспитательный потенциал семьи
Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.
В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.
В рамках семейного воспитания осуществляется:
- патриотическое;
- этнокультурное;
- эстетическое;
- нравственное;
- физическое;
- сексуальное и гендерное воспитание.
Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.
В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.
В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:
- нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
- недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
- разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
- усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.
В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.
Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:
- неустойчивость, противоречивость личности;
- неадекватная самооценка;
- неуверенность в себе;
- эгоцентризм;
- акцентуированные черты характера;
- чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
- негибкость мышления.
От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.
Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:
Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу
Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».
Гиперопека и симбиоз
У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.
Воспитательный контроль посредством лишения любви
Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.
Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.
У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.
Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.
У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.
Воспитательный контроль, путем вызывания чувства вины
На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.
Стили семейного воспитания — книги 1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 2.Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992. 3.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с. 4.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 20075.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
Авторитетный стиль: особенности, последствия, рекомендации
Авторитетный стиль воспитания детей — один из самых распространенных среди современных семей. Его суть заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие более лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненных ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса. Все всегда готовы прийти на помощь, отсутствует недопонимание и натянутость отношений, родители открыты и с удовольствием идут с детьми на контакт. Особенностью авторитетного стиля является полное отсутствие какой-либо иерархии, все члены малой социальной группы равны друг перед другом.
При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и особенности проявляются ярче, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, чуткими, ответственный, умеющими признавать собственные ошибки и нести за них ответственность. Также они четко понимают суть понятий «наказание» и «поощрение», им не знакома физическая (насильственная) мера наказания, но это отнюдь не значит, что они избалованные. При воспитании следующего поколения такие дети никогда не будут поощрять просто так и излишне баловать.
Основные характеристики авторитетного стиля:
Пространства свободы увеличиваются с ростом ребенка и улучшением его поведения
Они расширяются, поскольку ребенок может взять их.
Родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие ошибки, исправляют и наказывают основные отклонения.
Правила и цели понятны.
Это стиль, который подразумевает соответствующие эмоциональные отношения.
Родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу.
Они последовательны, а не произвольны.
У них есть терпение.. Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:
Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:
- Высокий уровень самооценки и самостоятельности.
- У них адекватные привычки.
- Они принимают решения спокойно и на основе личных критериев.
- Они меньше зависят от группы равных, сохраняя в семье более высокий уровень влияния и большую способность убеждать детей.
- Они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе.
- Поэтому они более креативные и инновационные люди.
Психологи рекомендуют эту модель одной из наиболее подходящих для воспитания, потому что при следовании правилам данной системы происходит процесс как развития детской личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из главных аспектов воспитания детей. Особенно авторитетный стиль воспитания подходит тем родителям, которые совершенно потеряны и не знают, как воспитывать своего ребенка.
Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.
В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.
Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.
Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.
Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.
Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.
Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.
Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.
Мы описали основные стили семейного воспитания, но практика в Центре психологической помощи семье позволяет выделить еще ряд типов неадекватного отношения матери к ребенку.
Хаотический и индифферентный стиль
В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады.
В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.
Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими.
Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами
Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность
Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?
Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.
Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.
Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов
Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью
Основные стили семейного воспитания
В области педагогики, социологии и социальной психологии нередки работы по воспитательным стилям родителей и их влиянию на развитие ребенка. Все модели предполагают, что родители являются основой личности ребенка и обеспечивают набор основных психологических функций. Результаты, полученные разными авторами при сравнении разных родительских стилей, подтверждают, что дети демократических родителей по сравнению с детьми авторитарных или разрешающих родителей более зрелые и компетентные. Исследование показывает нам, как в рамках дома, в котором заботятся и заботятся о детях, а также требуются определенные уровни зрелости и контроля, поощряются мотивация и компетентность несовершеннолетних, социальная и семейная адаптация детей и адекватная эмоциональная безопасность и самооценка обеспечены.
Еще со школьных уроков обществознания всем известно, что семья представляет собой фундаментальный социальный институт, базовая ячейка общества, члены которой связаны узами брака, родственными отношениями, общностью быта. Если рассматривать данное понятие с точки зрения ребенка, то для него семья — это что-то само собой разумеющиеся; самый близкий круг людей, которым он может доверять, которые активно участвуют в его развитии, помогают познать жизнь, и, конечно же, воспитывают. Именно о последней функции и пойдет речь в данной статье.
Почему так важно развитие базовых человеческих качеств у ребенка? Во-первых, без должного воспитания ему будет очень сложно пройти такой жизненный процесс, как социализация в обществе. Во-вторых, выбранный родителями способ формирования личности автоматически откладывается в психике человека, как правильный
И во взрослой жизни он уже неосознанно использует тот же самый метод. То есть, воспитывая одного, своего ребенка, родитель автоматически воспитывает все последующее поколение.
У каждой семьи стили воспитания разные, но все они объединены общей целью: сформировать определенный характер у ребенка, наделить его индивидуальными умениями и человеческими качествами. Если неправильно развивать ребенка, или не делать этого вовсе, то из него может вырасти крайне невежественный человек.
Иногда случается так, что родители просто не знают, как воспитывать ребенка, или же не уверены в правильности своей методики. Правильным решением было обратиться за помощью к интернету, именно к этой статье, потому как здесь представлены 4 стиля семейного воспитания, их суть и влияние на детей. За родителями остается лишь малое: ознакомиться с этими моделями и решить, какой из четырех видов развития приемлем для их семьи.
Авторитарный стиль воспитания
У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься
При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача
Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.
Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.
Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?
В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.
При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:
- Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
- Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.
Как сгладить авторитетный стиль?
Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:
научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.
Стили семейного воспитания
Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.
Авторитарный
Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.
Попустительский
Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.
Демократический
Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.
Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:
- Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
- Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
- Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
- Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
- Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
- Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
- Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
- Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
- Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
- Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
- Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
- Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.
Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье
Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человечка.
Гармоничными являются только те отношения, в которых ребенок признается автономной личностью, имеющей право на свои интересы и предпочтения.
От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:
- авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи
- авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника
- авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.
Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.
Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний
Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях
Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.
Жёсткие правила — авторитарный подход
Часто родители относятся к детям с большой строгостью, наказывая их за малейшие промахи. Указания матери и отца должны неукоснительно выполняться
Точка зрения ребёнка не берётся во внимание. Дети наказываются за плохое поведение безо всяких объяснений
Диктаторская модель воспитания предполагает крайне жёсткие ограничения самостоятельности малышей, «холодное» отношение к ним. Родители считают, что подобный метод позволит им вырастить послушного, ответственного и исполнительного человека. Однако, как правило, результат не соответствует ожиданиям.
Использование авторитарного стиля воспитания детей зачастую имеет следующие последствия:
Дети с мощным внутренним стержнем начинают активно бунтовать, ругаются с подавляющими их родителями, стремятся к независимости и свободе любой ценой. В подростковом возрасте они часто попадают в «плохие» компании и убегают из дома, выражая свой протест.
- Ребёнок со слабым характером боится матери и отца, испытывает сильный страх перед наказаниями. В будущем подобные дети становятся неуверенными в себе, излишне робкими, безрадостными и замкнутыми.
- Некоторые берут пример с родителей и впоследствии создают семьи, используя хорошо знакомую модель воспитания.
Маме и папе, практикующим диктаторский стиль, следует понять, что нельзя давить на кроху, нужно позволить ребёнку быть самостоятельным, тогда он сможет лучше проявить себя.
Характеристика
Авторитарный стиль характеризуется, как уже упоминалось выше, жесткостью. Он включает в себя такие инструменты воспитания, как принуждение, приказы, угрозы, критика и прочие манипуляции, которые способны вызвать чувства страха, стыда и обязательно вины.
Конечной целью является послушание. Чтобы он понял, как он не прав и не совершенен, в отличие от его родителя.
Соответственно, чтобы испытывал за это стыд и вину, которые будут стимулировать его соответствовать ожиданиям «любящих» его людей. Которые считают, что он просто лишён воли и способности принимать решения. Не в состоянии управлять своей деятельностью и делать выборы.
Насилие бывает не только физическим, порой наиболее сложным, вызывающим глубокие психологические травмы является непосредственно моральное. Чтобы покалечить другого человека, не обязательно его бить, можно просто лишить его воли и постоянно подвергать критике.