Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

Не выделяйся

В Японии не принято сравнивать детей друг с другом. Педагог или учитель не выделяет лучших и не ругает худших. Все дети равны. Действует принцип «не выделяйся».

Главной задачей детского сада является не образование, а привитие чувства коллективизма. Ребёнка учат в первую очередь быть частью общества и интересы группы или коллектива выходят на первый план.

В школе детей учат нести ответственность за свои поступки, приучают к труду. Приоритет отводится дисциплине, послушанию, подобающему внешнему виду и подчинению правилам и порядкам.

Японские ученицы средней школы в формеФото из Википедии

Лучшие языковые школы и университеты страны

От выбора языковой школы часто зависит вся будущая жизнь иностранного студента в Японии. Среди россиян и граждан СНГ наибольшую популярность получили:

  1. Kyoto Minsai Japanese Language School. В этой школе есть как краткосрочные, так и долгосрочные курсы японского языка. Лучшим ученикам выплачивается стипендия.
  2. Shinjuku Japanese Language Institute. Старейшее образовательное учреждение Токио. Преподаватели Института Синдзюку разработали особую программу изучения языка, получившую название «Метод Эдзоэ». Благодаря ему иностранцы осваивают язык в игровой форме. Сегодня отделения этого института посещает более 500 студентов из разных стран.
  3. Meros Language School. Ученики школы Мерос, расположенной в Токио, не только изучают язык, но и посещают занятия по культуре и истории Японии. Это учреждение сотрудничает со многими вузами страны. Лучшие выпускники получают рекомендации от администрации школы, которые значительно повышают шансы на поступление в университет.

Среди университетов Японии наибольшую популярность получили государственные вузы, часто занимающие ведущие места в различных международных рейтингах.

Таблица: самые известные университеты Японии

НазваниеОсобенности
Токийский университет( 東京大学 То:кё: дайгаку)Один из лучших университетов Японии. Занимает 12 место в рейтинге вузов мира, составленном международным агентством Times Higher Education.На 10 факультетах этого вуза обучается 30 000 студентов, среди которых около 3 000 иностранцев. Особой известностью пользуются юридический и филологический факультеты.
Киотский университет(京都大学 кё:то дайгаку)Находится на втором месте в рейтинге японских вузов после Токийского. Состоит из 3 кампусов, в которых обучается около 22 000 студентов. Департамент геофизики участвует в прогнозирование стихийных бедствий.
Университет Тохуко(東北大学 То:хоку дайгаку)В 2009 году этот вуз был отобран правительством для внедрения программ международного образования. Сейчас в нём ведётся обучение на английском языке более чем по 30 специальностям.
Осакский университет(大阪大学, Осака дайгаку)Самый большой университет Японии. Особую известность получил Институт микробных заболеваний, входящий в его состав. Проводящиеся в нём исследования внесли значительный вклад диагностику и лечение инфекционных и онкологических заболеваний.
Токийский технолгический институт(東京工業大学, то:кё: ко:гё: дайгаку)Ведущий технический вуз страны. Состоит из более 40 факультетов и исследовательских центров.


Токийский университет — самый престижный вуз Японии

Ребенок – раб

В 5-летнем возрасте ребенок сталкивается с «суровой действительностью», он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японское общество – общинное. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильнейше развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).

Общественные интересы – превыше всего. Человек – винтик в сложном механизме. Если ты не нашел свое место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому с 5 лет детей учат быть частью группы. «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими интересами.

Воспитатель (который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов, к примеру, «делегирование полномочий по надзору за поведением». Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами.

Излюбленные занятия японских малышей – командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать коллективные нормы, «амаэ» сильно расстроится. Это позор не на своем, а на ее имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микро-групп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребенок – бог

До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок – это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей – это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А все потому, что в ее основе лежат:

  • личный пример;
  • и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения, было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.

Американки шли другим путем. Прежде чем, начать стоить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.

Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющий» тип родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.

При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам – своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» – воспитанный и любящий родителей.

Жизнь студентов в Японии

Япония — одна из самых дорогих стран мира. Неудивительно, что студентам из других государств приходится здесь нелегко. Самые высокие цены на проживание и питание в Токио. В небольших провинциальных городах затраты студента будут значительно ниже.

Большинство вузов Японии предоставляют общежития. За проживание в них со студентов взимается плата. Стоимость комнаты составляет от 25 000 до 50 000 йен (220–450 долларов) в месяц. Траты студентов, не получивших общежития, гораздо выше. Цена аренды небольшой квартиры может достигать 100 000 йен (890 долларов) в месяц. Кроме того, многие владельцы недвижимости требуют внесения страхового депозита, размер которого равен 6 месяцам найма.

Недёшево обходится и питание. Стоимость недорогого комплексного обеда редко бывает ниже 1 200 йен (11 долларов). Во многих университетах работают столовые с более демократичными ценами.

Работа во время учёбы

Японские законы позволяют иностранным студентам работать не более 4 часов в сутки. Для легального трудоустройства необходимо предъявить в иммиграционное бюро письмо из образовательного заведения и получить специальный сертификат.

Большинство иностранных студентов устраивается на работу в кафе, рестораны, гостиницы и другие предприятия сферы обслуживания. Хорошее знание японского и английского языков значительно упрощает трудоустройство. Минимальный размер оплаты труда составляет 800 йен в час (8,5 долларов).

Тесное общение

Маленькие дети всегда были вместе с матерью. В прежние времена мамаши просто привязывали младенцев полотном ткани к себе на спину или на грудь, как удобнее, в зависимости от того, чем им приходилось заниматься: работой на рисовом поле, приготовлением пищи, уходом за детьми постарше. Детей в семьях было много, и, когда появлялся на свет ещё один, мать пересаживала предыдущего ребёнка (как правило, годовалого) на спину самому старшему, и малыш, таким образом, становился невольным участником развлечений и учебных занятий своей сестры или братика. Они так и в школу ходили, с младенцами за спиной. Через год-другой малыш начинал бегать сам, а старшим доверяли следующего отпрыска.

В современных японских семьях всего один-два ребёнка. И, тем не менее, многие женщины, выходя замуж, оставляют работу и занимаются семьёй и домом.

По мере того как дети подрастают, женщина может вновь выйти на работу, но это будет скорее второстепенным делом, подразумевающим неполную занятость. С детьми школьного возраста у матерей тоже много забот, которые не принято кому-то делегировать. А вечером непременно нужно встречать с работы отца готовым ужином. Конечно, если семья имеет свой маленький бизнес, например магазинчик или кафе, то там мать, как правило, продолжает работать, но всегда “с младенцем на руках”.

Многих иностранцев удивляет и тот факт, что японские детишки сначала начинают говорить, а уж потом ходить. Но для японцев это совершенно естественно. Мама всё время разговаривает с ребёнком, объясняет ему, что она делает, шутит с ним, напевает песенки, многократно повторяет слова, которые малышу нужно запомнить в первую очередь, и рано или поздно он начинает их повторять.

Конечно же, младенцы «у мамы на руках» не только знакомятся с миром и учатся говорить. Большую часть времени они просто спят. Кстати, способность спать в вертикальном, и часто неудобном, положении, приобретённая в раннем детстве, сохраняется у японцев в течение всей жизни, и это тоже одна из национальных особенностей. С детства приученные расслабляться в неудобных позах, японцы спокойно дремлют на протяжённых токийских перегонах в метро или в автобусах, засыпают на скучных общественных мероприятиях, на концертах, и вид заснувшего человека с широко открытым ртом и даже похрапывающего никого не шокирует и не считается неприличным

Ведь перехватить минутку-другую сна – это так важно в суматошной жизни XXI века!

Единство матери и дитя

Пот, боль, слезы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Ее маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золоченными буквами – имя матери и дата рождения ребенка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и ее чада.

Мам в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье – обязанность женщины. Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины – быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя – практически единое целое. Куда бы не направлялась японка, чем бы не занималась, малютка всегда рядом – у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.

«Амаэ» – тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.

Нерушимая связь матери с ребёнком

Когда в семье рождается ребёнок, то всё внимание первое время приковано только к нему. С этим сейчас не поспорит никто

Но в Японии это «первое» время длится до 5 лет.

Как и во многих странах, мама уходит в отпуск по уходу за ребёнком. В России в этот период женщины активно занимаются не только младенцем, но и собой. Могут работать, встречаться с друзьями, оставлять малыша с няней или бабушкой/дедушкой.

В Японии же за подобный образ жизни женщину сочтут эгоисткой. Несмотря на то что в Японии есть ясли для детей от 3-х месяцев, не принято отрывать ребёнка так рано от матери.

Женщина с ребёнком на спине. Из серии «Виды прославленных мест. Портреты двенадцати красавиц»

В Японии мама и ребёнок – это единое целое. В этот период создаётся нерушимая связь, которая закладывает доверие, уважение и любовь между ними.

Японская тактика, которая не допускает, в частности, запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Metro обсудило эту систему воспитания с психологом, чтобы понять, с чем японцы перегибают палку.

Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.

До 5 лет – “период императора”
До 5 лет японский малыш практически не знает запретов. До этого возраста ребёнок считается “императором”: его купают в любви и ничего не запрещают. В Японии вы не увидите, как на капризного малыша ругаются родители, да и прохожие не станут требовать: “Уймите своего ребёнка!” Мир для малыша практически не имеет границ. В период “императора” японские дети неразрывно связаны с матерью. Мама продолжительное время носит чадо на руках, спит вместе с ним и выполняет все прихоти. Роль отца в это время не так велика, она ограничивается лишь развлечениями по выходным.

С 6 до 15 лет – “период раба”
В 6 лет японские дети идут в школу – и всё кардинально меняется. Их сладкая жизнь под боком у мамы сменяется “рабским” трудом в школе, где царят дисциплина и подчинение. Внешний вид и поведение строго регламентированы. Нужно быть как все – и это главный принцип японской школьной системы. Для традиционного японского воспитания характерно разделение по гендерному признаку. Подход к обучению мальчиков более строгий, для них обязательны дополнительные занятия и внеклассное обучение. На кухню им вход закрыт, это женский мир. Мальчик воспринимается как наследник, и в него вкладывают определённые знания и навыки, которые позволяют добиваться серьёзных результатов.

16 лет и старше – “период равного”
Традиционное японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение, отчуждение от семьи, клана, коллектива. С детства в сознание малышей закладывается страх перед осуждением общества, не быть таким, как все, – плохо. Фраза “Над тобой будут все смеяться” – хуже любого наказания и запрета. С 16 лет, когда наступает период “равного”, молодые японцы становятся частью большого общества, и главное для них – не совершить какую-то ошибку, которая навлечёт его осуждение.

Айна Громова  
психолог, врач-психиатр

Япония только с первого взгляда кажется раем для детей, которым ничего не запрещают. Если посмотреть на общество в Стране восходящего солнца, то его с трудом можно назвать здоровым и счастливым. За Японией закрепилось одно из первых мест в мире по количеству депрессий, суицидов, там очень высок уровень алкоголизма. Разберём несколько “перегибов” в методах воспитания в этой стране. Отсутствие слова “нет” в системе воспитания приводит к тому, что ребёнок растёт в искусственной среде, в “консервной банке”. Вседозволенностью мы обрекаем детей на то, что каждое “нет” будет наносить им травму и вызывать кризис. Без запретов у ребёнка нет границ и ориентиров, формирование здоровой личности без здоровых ограничений невозможно.

Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей, где мама, бабушка, папа и так далее сами устраняли любой дискомфорт, с которым сталкивался малыш. Другой вопрос, что рамки дозволенного не должны быть слишком узкими. Когда запретов чересчур много, это также не даёт возможность развиваться ребёнку в полной мере. Можно всё и ничего нельзя – две крайности, которые стоит избегать.

Японский принцип “Будь как все!” мешает росту личности

Ребёнка важно научить делать собственный выбор, высказывать мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может сформироваться здоровая гармоничная личность

Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать мнение большинства и прислушиваться к нему, ты рискуешь стать жертвой травли…

Ты не можешь адекватно оценивать себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы, к примеру, крайне тяжело переживают увольнение с работы

Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребёнка зависимость от мнения других

виктория мельникова

Социализация

В детском саду каждые полгода меняются воспитатели, и происходит так называемая перетасовка состава группы. Такая методика нацелена на улучшение социализации ребёнка и развитие коммуникабельности.

Во многих других странах родители обеспокоены тем, что их ребёнок не может найти общий язык с другими детьми. В Японии же подобная практика позволяет ребёнку не только получить возможность общения с большим количеством других детей, но и найти друзей.

Частая смена воспитателей, по мнению японских учёных, необходима для того, чтобы дети не привыкали к одному педагогу. Если с одним воспитателем отношения у ребёнка не сложились, то с другим они могут быть вполне дружелюбными. Такой подход не позволяет формировать у ребёнка заблуждение о том, что взрослые его могут не любить.

Японские дошкольники на праздникеФото из Википедии

Как иностранцу поступить в японский вуз

Вузы Японии принимают граждан других государств на общих основаниях. К поступлению допускаются абитуриенты, имеющие среднее образование, эквивалентное обучению в двенадцатилетней японской школе. Для его получения гражданам России и большинства стран СНГ необходимо дополнительно пройти годовое обучение в любом местном вузе или в японской языковой школе.

Все иностранные абитуриенты сдают экзамены на владение японским языком. В России он проводится в Институте стран АЗИИ и Африки при МГУ. Экзамен состоит из трёх блоков:

  • проверка знания иероглифов и лексики;
  • аудирование;
  • чтение.

Для успешного прохождения этого испытания необходимо знать около 2 000 иероглифов.

Также претендент на обучение в японских вузах должен пройти национальное тестирование и сдать вступительные экзамены. Помочь в подготовке к ним могут многочисленные языковые школы.

Особенности оформления студенческой визы

Для въезда в Японию студентам из России и стран СНГ необходима специальная виза. Для её оформления надо представить принимающей стороне, выступающей гарантом, следующие документы:

  • копию заграничного паспорта;
  • 8 фотографий размером 3 на 4 см;
  • диплом, подтверждающий получение полного среднего образования;
  • сертификат об успешном прохождении тестирования на знание японского языка;
  • справку с места работы родителей с указанием размера их заработной платы (для несовершеннолетних);
  • выписку с банковского счёта о наличии денежных средств, достаточных для проживания в Японии (не менее 15 000 долларов на один год).

Через три-четыре месяца студент получает от гаранта сертификат (Certificate of Eligibility), выдаваемый Иммиграционным бюро страны. Этот документ необходимо подать в дипломатическое представительство Японии, где на его основании оформляется долгосрочная въездная виза.


Для въезда в Японию с целью обучения иностранец должен оформить студенческую визу

Ребенок – равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат

Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?

По материалам lifehacker.ru

Стоимость обучения в Японии для граждан других государств

Стоимость получения образования в вузах Японии зависит от множества факторов. Дороже всего студентам обойдётся учёба в престижных частных университетах страны. В учебных заведениях этого типа размер ежегодной оплаты может достигать 5 млн йен (около 44 000 долларов) в год.

Государственные вузы намного дешевле. Так, год обучения на медицинском факультете Токийского университета обойдётся всего в 590 000 йен (5 200 долларов). Самые низкие цены в небольших провинциальных вузах. Но их выпускники часто испытывают сложности в поисках работы.

Перед тем как поступить в университет, большинство иностранцев посещает языковые школы. Цены на обучение в них колеблется от 400 000 до 950 000 йен (3 900–8 500 долларов) в год.

Стипендии для иностранцев

Для привлечения зарубежных студентов японское правительство разработало специальную стипендиальную программу MEXT. В её рамках иностранцы, обучающиеся в языковых школах и университетах Японии, получают ежемесячную денежную выплату в размере 117 000 йен (около 1 000 долларов). Студенту предоставляется оплаченный авиабилет от ближайшего к его месту жительства аэропорта до Токио или другого японского города. Стипендия назначается на 5 лет.

Частные организации также реализуют программы для иностранцев, проходящих обучение в вузах Японии. Например, Международный стипендиальный фонд Хоньо (Honjo International Scholarship Foundation) выплачивает студентам магистратуры и аспирантуры, прошедшим конкурсный отбор, ежемесячное пособие, размер которого составляет 150 000–200 000 йен (1 300–1 800 долларов).

Специальная стипендия выплачивается иностранцам, поступившим в Университет Нагойя. При её назначении учитываются академические успехи студента, его внеурочная деятельность и материальное положение. Эта стипендия полностью покрывает оплату обучения в бакалавриате университета. Кроме того, студент получает денежную помощь в размере 500 000 йен (около 4 500 долларов).


Университет Нагойя не входит в число самых престижных в Японии, но охотно даёт стипендии иностранным студентам

Программы стажировки

В Японии существует множество программ стажировки, участниками которых могут стать студенты вузов России и стран СНГ. Самой известной из них является программа по изучению японского языка и культуры. Пройти её могут студенты вузов РФ, Армении и Туркменистана, обучающиеся на факультетах японоведения. Цель стажировки — совершенствование знания японского языка. В её рамках студент проходит десятимесячное обучение в лучших вузах Японии. Отбор участников программы включает в себя:

  • конкурс анкет;
  • экзамен по японскому языку;
  • собеседование.

Аспиранты российских вузов, изучающие гуманитарные или общественные науки, могут принять участие в программе изучения японского языка в Международном центре города Кансай. Она представляет собой четырёхмесячные бесплатные курсы. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание студентов. Заявления на участие в этой программе подают в дипломатические представительства Японии.

С 2005 года стажировку в Японии проходят участники Президентской программы подготовки управленческих кадров. Она занимает не менее 8 дней и включает в себя цикл лекций, практических занятий и посещение предприятия. Питание и проживание оплачивается японской стороной. Заявки принимаются Японским центром по развитию торгово-экономических связей.


Российские и японские студенты могут стать участниками программы обмена, если между вузами заключён соответствующий договор

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий