Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Развитие в 5,5 месяцев: что должен уметь ребенок, питание, рост и вес (видео)

Игры: чему можно научить

Поскольку малыша интересует всё вокруг него, почаще разговаривайте с ним, показывая ему то, что попадает в поле его зрения: небо, цветок, игрушку и так далее. Можно обучать малыша свойствам предметов, например, «вот шарик, он катится», или как произносят звуки животные: собачка лает, киска мяукает, изображая, как они это делают. Кроху это приведёт в неописуемый восторг, и он будет пытаться воспроизвести эти звуки сам.

Можно показывать малышу крупные цветные картинки с изображениями предметов и животных, называя их и объясняя, что или кто это. Такую книжку можно соорудить своими руками, делая не просто картинки, а вставляя элементы для развития: кармашки, разные детали на липучках и так далее.

Книжку с картинками можно сделать своими руками

Игры с подбрасыванием

Многие родители, играя с ребёнком, подбрасывают его на небольшое расстояние на руках. Сначала малышу страшно, но потом он привыкает к этому, с восхищением воспринимая это занятие. Но кроме радости для ребёнка и развития вестибулярного аппарата, в этом занятии скрыт определённый психологический момент — формирование доверия между мамой или папой и малышом, это чувство останется у него на всю жизнь

Соблюдайте, конечно, меры предосторожности, и если малышу некомфортно или страшновато, эту затею лучше оставить

Как учить ребёнка играть с мячом

Поиграйте с малышом в футболиста. Положите надувной мячик ему на стопы так, чтобы малыш упирался в них. Пусть он стучит по мячу ножками ими пытается оттолкнуть его. Такое занятие укрепляет мышцы ног, подготовит их к ходьбе.

У современных мам набирает популярность фитбол — специальный гимнастический мяч, с помощью которого малыша также можно физически развивать, делая различные упражнения.

Игры на специальном мяче доставляют удовольстве ребёнку

Игра в прятки

У малышей прятки вызывают бурные эмоции, они могут звонко хохотать во время игры. Научить играть очень просто — мама закрывает ладошками лицо и «прячется» от малыша, при этом говоря: «Где мама?», через несколько секунд появляясь. Также можно «прятать» малыша, накрывая его лёгким куском ткани, например, носовым платочком, который он может снять самостоятельно.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают мелкую моторику, память. Это разжимание и сжимание кулачков и пальчиков, сопровождающееся песенками, стихами и сказками.

Популярна сказка-потешка «Сорока-ворона». Помните, в детстве мама играла с нами, водя пальчиком по открытой ладошке: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила — этому дала, этому дала, а этому не дала. Ты печку не топил, воду не носил, дрова не рубил — не дам тебе кашки».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона» развивает память и мелкую моторику

Как играть с ребёнком в 5–5,5 месяцев — видео

Итак, ваш ребёнок растёт и развивается. Впереди ещё много разных достижений и побед. Но помните, ваш малыш индивидуален, и если что-то соседский мальчик умеет делать в 5 месяцев, а ваш нет, не нужно срочно бежать к врачу и проверять ребёнка на разные болезни. Всё придёт в норму в своё время. Соблюдайте требования педиатра, развивайте ребёнка и скоро вы будете радоваться каждому новому движению или звуку.

Развиваемся и развлекаемся

Как развивать в 5 месяцев ребенка и при этом развлечь его, заставить улыбаться и заливисто смеяться? Огромную радость доставят крохе легкие подбрасывания вверх, громкое чмокание, щекотка. Старайтесь не перевозбудить дитя такими занятиями, в противном случае его будет сложно уложить спать вовремя. Помогайте младенцу исследовать его тело. Наденьте ему на ножку или ручку яркую пинетку с колокольчиком. Сначала малыш посмотрит на интересную вещицу, потом дернет ножкой, услышит звон, попытается схватить свою нижнюю конечность.

Из картонной коробки сделайте подобие горки. Покажите, как по наклонной поверхности сказывается машинка или другая игрушка на колесиках. Это станет отличным первым примером причинно-следственной связи между явлениями. Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за их плавным полетом. Чтобы кроха учился принимать свои первые в жизни решения, положите ему в каждую ручку по пищащей игрушке. Посмотрите, будет ли он глядеть на ту руку, которая «пищит». Когда младенец станет чуть постарше, он научится сжимать оба предмета одновременно.

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

К этому времени вес грудничок удвоил свой вес, который имел при рождении.

Средние параметры (возрастные показатели, разработанные ВОЗ), которым должен в идеале соответствовать кроха:

— масса девочек соответствует диапазону от 6,1 до 7,8 кг, а мальчиков — от 6,7 до 8,4 кг;

— рост малышек колеблется от 61,8 до 66,2 см, а малышей — от 63,8 до 68,0 см;

— окружность головы маленьких красавиц — 40,2-42,7 см, а красавцев — 41,4-43,8 см.

У детей постепенно увеличивается глубина дыхания, потому что идет развитие легких. И в 5 месяцев средняя частота дыхание составляет 35-40 вдохов-выдохов в минуту. Органы пищеварения все еще незрелые, поэтому прикорм вводить еще рановато, лишь в виде исключения.

Не забывайте, что такие показатели описывают «идеального» карапуза, но на деле и физическое, и психомоторное развитие ребенка в 5 месяцев протекает неравномерно и может отличаться от вышеперечисленных нормативов. Поэтому, волнуясь из-за каких-либо незначительных расхождений, надо консультироваться с педиатром, наблюдающим за развитием Вашего сына или дочки.

Частые проблемы

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает , особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про .
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

Питание

Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.

Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом

Калорийность
Завтрак 20 %
Обед 35 %
Полдник 15 %
Ужин 20 %
Перекус 10 %

Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.

На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.

ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару

Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.

Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи

Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин Перекус (по желанию ребенка)
Понедельник Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. Творог.Морковное пюре.Молоко. Кефир.Хлеб пшеничный.
Вторник Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты. Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный Йогурт.Сухарик.
Среда Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. Свекольное пюре.Печенье. Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный.
Четверг Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. Пудинг молочный.Морс.Печенье. Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. Кефир.Хлеб пшеничный.
Пятница Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. Кефир.Яблоко.Сухарики. Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. Молоко.Хлеб пшеничный.
Суббота Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты. Творог с молоком.Хлеб пшеничный. Йогурт.Хлеб пшеничный
Воскресенье Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. Простокваша.Сухарики.Груша. Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. Кефир.Печенье.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.

Здоровье

Пятимесячные младенцы активны. Они не лежат на спине, а переворачиваются, кувыркаются, тянутся к интересным игрушкам. Частая проблема в этом возрасте — сыпь и опрелости в складках тела. Для их лечения используются специальные кремы, присыпки. Педиатры рекомендуют не перегревать ребенка, чаще обтирать его, устраивать воздушные ванны. Подгузники следует менять каждые 3 часа.

Температура у малыша в 5 месяцев может держаться на уровне 36,3-37,5 °С. Его легко перегреть или переохладить. Если градусник показывает около 35 °С, волноваться тоже не стоит. Система терморегуляции сформируется ближе к году. Насторожить родителей должны плохой аппетит крохи, жидкий стул, вялость, капризность, беспокойство. Если температура долго держится на отметке 37,5 °С и выше, следует обратиться к врачу. Сбивать ее, если она ниже 38,5 °С, не рекомендуется.

Скоро поползем!

У малышей в 5-6 месяцев просыпается интерес к исследованию окружающего мира. Они тянутся к погремушкам, пытаются поймать движущиеся предметы. Самые шустрые детки пытаются ползать на животе по-пластунски. Вы можете помочь им, подложив под пятки свою ладонь. Чтобы заинтересовать ребенка, выкладывайте его на открытое пространство. Для этого расстелите на полу одеяло и разложите на небольшом отдалении от крохи интересные предметы.

Родители могут стимулировать ребенка к активным переворотам, вынуждая тянуться за игрушкой. Подготовить мышцы к ползанию на четвереньках поможет мягкий валик, который подкладывают под грудь малыша. При этом ребенок опирается на руки. Когда тот же валик подкладывают по живот, младенец непроизвольно встает на четвереньки, тренируя вестибулярный аппарат.

Сон

Это самая наболевшая тема многих мам. Потому что сон, особенно ночной, у них в дефиците. Днем ребенок в возрасте 5 месяцев будет спать два или три раза, по часу-два. В основном, эти моменты будут привязаны к кормлениям – во время сосания груди малыш засыпает, после сна тоже хочет есть.

Вот ночной сон меняется не в лучшую сторону. С возрастанием и развитием двигательной активности организм приспосабливается к такому образу жизни. Мускулатура малыша развивается, но устает. Появляется такое явление, как падение во сне, малыш весь вздрагивает и резко просыпается. Это временно, позже мускулатура привыкнет к нагрузкам и будет расслабляться перед отходом ко сну значительно быстрее. В остальном ночной сон постепенно становится чуть дольше, давая маме возможность и самой отдохнуть.

Занятия с ребенком в 5 месяцев (как развивать)

Малыш в пять месяцев приобретает интересную привычку – он с удовольствием бросает на пол игрушки. Некоторые мамы раздражаются, однако в этом есть огромный элемент развития. Не ругайте малыша, а наклоняйтесь с ним и предложите ему поднять предметы. Крохе будет интересно – это выльется в своеобразную игру. Он поступает как взрослый! Ребенок отмечает для себя — насколько быстро падает этот предмет, звонко или приглушенно звучит. К тому же развивает моторику, координацию движений.

Прекрасно развивает малыша игра «А ну-ка, поймай!» — с мячиком или игрушкой – пищалкой. Называйте игрушки по имени, когда малыш тянет ручки — старайтесь отодвигать предмет дальше.Чтобы стимулировать словарный запас малыша, показывайте ему крупные цветные картинки с животными или яркими предметами, рассказывайте о составных частях. Показывайте свою фотографию и рассказывайте где носик, ротик и так далее. Обогащайте знания крохи об окружающем мире, описывая действия — едет на велосипеде, смеется, машет рукой и так далее. Некоторые малыши уже сидят, пытаются стоять, но делают это неумело.

Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам

Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.

Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов)

Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля»

Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов

Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика. Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос. Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на». Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка. К этому возрасту проявляется самостоятельность

Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой. Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое; Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.

Двигательные навыки

Движение – это жизнь. Пятимесячный малыш понимает это как никто – ему уже очень хочется двигаться, притом совершенно самостоятельно. Ребятня активно двигает ручками и ножками, развитие молодых мышц в самом разгаре.

Особенно резвые карапузы к этому возрасту хоть и понемногу, но уже вовсю ползают на животике, в основном, полагаясь на руки и помогая себе ножками. Главное достижение в развитие этого возраста – ребенок способен сам перевернуться с живота на спинку, а некоторые детки – еще и обратно.

Кроме этого, малыши в этом возрасте прекрасно чувствуют себя в положении сидя, естественно, с вашей помощью, и только облокотившись на твердую поверхность под углом в 45-60°. Для таких целей хорошо подходят детские шезлонги и специальные стульчики, мамины руки, и совершенно не подходят подушки. Мягкая поверхность не поддерживает спину, потому не перегружайте слабый позвоночник крохи.

Пятимесячные дети довольно крепкие, и они точно хотят стоять, пусть и рано еще. Если взять непоседу под мышки, он даже упрется ножками в пол, и будет стоять так пару секунд с вашей помощью. Это отличное упражнение, только не переусердствуйте – стоять ребенку еще очень рано. Его мышцы только начинают готовится к этому ответственному процессу.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Показатель

Среднее значение в 5 месяцев

Мальчики в 5-6 месяцев

Девочки в 5-6 месяцев

Вес

6900-7500 г

6000-9300 г

5400-8800 г

Рост

64-65,9 см

61,7-70,1 см

59,6-68,5 см

Окружность головы

41,5-42,6 см

40,1-45 см

38,9-44 см

Окружность грудной клетки

42,4-42,9 см

40,1-45,7 см

40,3-44,5 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Отклонения в развитии: когда бить тревогу

Здоровый малыш большую часть времени находится в прекрасном расположении духа

Каждому заботливому родителю очень важно знать, какие именно признаки могут указывать на возможные отклонения в развитии пятимесячного малыша. Зачастую «первыми звоночками» становятся вполне безобидные поведенческие реакции, которые могут расцениваться в качестве особенностей конкретного малыша

В том случае, если мамы и папы будут предельно внимательно относиться ко всем изменениям в психоэмоциональном и физическом развитии своего ребенка, то любые нарушения в этом возрасте могут быть скорректированы. В том числе, с помощью медикаментозной терапии.

Обязательно обратиться к участковому терапевту следует в том случае если:

  • При гулении ребенок использует только гласные звуки и полностью игнорирует согласные.
  • Когда ребенку протягивают руки, он не пытается подтянуться или же малыш не способен самостоятельно двигать корпусом и переворачиваться.
  • У крохи отсутствует интерес к игрушкам и предметам, которые его окружают.

Пятимесячные дети способны реагировать на слова, обращенные к ним и эмоциональную окраску речи. Если этого нет, следует обратиться к специалисту и пройти обследования, исключающие заболевания головного мозга и некоторые неврологические патологии.

Некоторые мамы принимают решение вводить прикорм в 5 месяцев

Самые распространенные проблемы

В числе наиболее частых проблем, возникающих с пятимесячными младенцами можно отметить:

  • Падения. Ребенок все активнее и смелее использует возможности собственного тела и родители не должны оставлять его без присмотра даже на минуту. В любой момент кроха может перевернуться и упасть. Однако, не стоит паниковать если это произошло. Прежде всего, нужно успокоить малыша — он сильно испугался. В течение какого-то времени наблюдается за поведением и самочувствием ребенка, при любых настораживающих симптомах следует незамедлительно обратиться к врачу.
  • Появление первых зубов, которое, как правило, становится причиной капризного поведения грудничка. Прорезывание зубиков всегда доставляет немало хлопот родителям и вызывает серьезный дискомфорт у малыша. Для того чтобы справиться с ситуацией можно использовать различные прорезыватели и специальные гели с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
  • Первый прикорм становится причиной проблем со стулом. Овощные и фруктовые смеси способны не только доставить много радости ребенку, но и вызывают изменения стула – он может разжижаться или наоборот уплотняться. Если новые блюда были введены слишком рано, могут начаться запоры. Такие проблемы провоцируют белковые и молочные продукты прикорма и слишком малое потребление воды. Для того чтобы снизить риск возникновения запоров и болей в животике прикорм следует вводить постепенно небольшими порциями и только после согласования с педиатром.
  • Замедление прибавки в весе. Дети, находящиеся на грудном вскармливании в среднем прибавляет до 500 граммов в месяц. Если вес крохи за прошедший месяц изменился менее, чем на полкилограмма врач может назначить введение прикорма.
  • Гипертонус или рефлексы новорожденных. Появление подобных признаков у детей в возрасте 5 месяцев является первым признаком серьезной неврологической патологии. В этом случае родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Специалист может назначать парафиновые ванночки, массаж и курс медикаментозных препаратов.

Важно помнить, что своевременно выявленные проблемы в развитии ребенка позволят справиться с ситуацией с минимальными последствиями и сделать так, чтобы в будущем малыш ни чем не отличался от своих сверстников, рос здоровым и довольным жизнью. https://www.youtube.com/embed/DYsqF4dDyq4%20

https://youtube.com/watch?v=DYsqF4dDyq4%2520

Малыш в 5 месяцев

Календарь развития пятимесячного ребенка. Что умеет малыш?

9.5 Общий Балл

Ребенок в 5 месяцев

Достоверность информации

9

Актуальность информации

9.5

Раскрытие темы

9.5

Доступность применения

10

Плюсы

  • Малыш осваивает новые навыки
  • Можно начинать прикорм
  • Узнает родных
  • Гулит и смеется

Минусы

Ребенок начинает активно двигаться, что может быть небезопасным

Психологическое развитие

улыбаясь

Незнакомых он боится и начинает плакать в их присутствии. У малышей 5 месяцев появляются любимые игрушки. Дети этого возраста не могут долго удерживать в своей памяти лица людей. Поэтому бабушки, дедушки, тети и дяди, которые навещают кроху нечасто, будут для него еще некоторое время чужими.

Грудничок в 5 месяцев уже умеет различать интонацию в голосе. Если с малышом разговаривать ласково, тогда он будет выражать радость. Заметив строгость в голосе, ребенок может расплакаться. Негативные эмоции у грудничка вызывает незнакомая ему обстановка

В такой ситуации для малыша важно присутствие мамы с папой

Бытовые навыки

Постепенное совершенствование моторики, координации, созревание головного мозга позволяют крохе приобретать первые навыки самообслуживания. Это возможно при условии, что взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, позволяют ему выполнять простые действия самостоятельно. Так, между 12 и 15 месяцами карапуз может уметь:

  • пить из чашки, придерживая ее двумя руками;
  • хорошо жевать твердую пищу, откусывать кусочки от хлеба, печенья;
  • использовать правильно и по назначению ложку;
  • во время одевания подставлять ручку и ножку;
  • приносить одежду для прогулок по требованию;
  • умываться проточной водой, вытирать лицо полотенцем;
  • в отсутствии подгузника реагировать на мокрые или грязные штаны, проситься на горшок.

Появление первых бытовых навыков у малыша – важный элемент созревания психики и формирования личности ребенка. Рекомендуется стимулировать выработку базовых умений у крохи, предлагая ему выполнять простые действия самостоятельно. Любая попытка обслужить себя со стороны крохи должна вызывать только положительную реакцию взрослых, при неудачной попытке не нужно кроху ругать или выражать недовольство. Общий позитивный настрой, радость от попытки крохи стать взрослее помогут малышу преодолеть первоначальные сложности и быстро научиться всем основным операциям. В случае негативной реакции со стороны мамы или другого близкого родственника у малыша может пропасть желание выполнять действия самостоятельно, что может затормозить общую скорость развития, снизить любознательность.

6 месяц

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге, и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно

Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты

Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием ( хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 ( ! ) годам ). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз

Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д. Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее

Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула ( однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша ), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса, турничок или кольца.

Движение – это жизнь

С двигательными навыками ребенка в 5 месяцев происходят значительные перемены. Мышцы уже окончательно освобождены от гипертонуса и начинают действовать более слаженно. Ножки, спинка, ручки умеют действовать как по отдельности, так и одновременно. Развиваются также локомоции – общие движения тела, в которых участвуют практически все мышцы, причем они уже не лишены согласованности, как раньше. Локомоции – это основа самостоятельности, основа подвижности малыша в пространстве.

Если вес и рост ребенка в 5 месяцев соответствуют физиологической норме, то дитя уже умеет самостоятельно переворачиваться с животика на спинку.

Некоторым крохам удаются и перевороты со спины на живот. В этом возрасте кроха способен небольшой промежуток времени проводить в положении полусидя – это не только полезно для его развития, но и просто интересно. Ведь там ему удобнее наблюдать за тем, что происходит вокруг него, замечать людей, улыбаться им и ловить их улыбки в ответ.

Наблюдаются сдвиги и в способности младенца перемещаться, лежа на животе. Он принимает позу лягушонка и, отталкиваясь ножками, продвигается вперед. Некоторые детки, наоборот, пятятся назад. Самая подвижная часть тела – ручки. Они все время чем-то заняты, хотя в их действиях пока нет достаточной ловкости. Крохотные пальчики пока не способны шевелиться свободно и легко.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Развитие психики

В 5 месяцев кроха становится необыкновенно любознательным

Его внимание привлекает все: собственное тело, окружающие предметы, незнакомые люди. Главные достижение пятимесячного ребенка:

  • проявляет интерес к строению собственного тела: ощупывает его, облизывает пальчики рук и ног, прикасается к лицу и половым органам;
  • с увлечением рассматривает лица на фотографиях и картинках;
  • делит мир на «своих» и «чужих», хорошо отличает знакомых людей от незнакомых (к последним относится настороженно, но с интересом), готов общаться с неизвестным человеком только в присутствии матери;
  • проявляет инициативу в общении: если малыш соскучился по маме, он начнет гулить и лепетать, тянуть ручки и улыбаться ей, иногда выбрасывает игрушки из кроватки, чтобы мама принесла их обратно;
  • ярко реагирует на интонационную окраску голоса взрослых: если говорят сердито или чересчур резко – кроха может заплакать, если голос звучит ласково и доброжелательно – малыш начнет гулить, улыбаться и агукать;
  • совершенствует координацию движений: теперь он точно знает, какой объект находится близко, а какой – далеко, может взять предмет, на который смотрит;
  • способен играть самостоятельно в течение 5–10 минут;
  • проявляет повышенный интерес к лицам: он с любопытством наблюдает за маминой мимикой, ощупывает ее нос, хватает за волосы, пытается потрогать глаза (не меньший интерес вызывают и лица чужих людей или собственное отражение в зеркале).

Ребенок, познающий мир, тащит в рот все, что находит. Поэтому обеспечьте безопасность младенца: регулярно мойте все вещицы, до которых он сможет дотянуться, и не давайте ему в руки предметы, способные нанести травму.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий