Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

Описание хватательных рефлексов

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных? Рефлекс Янишевского возникает в том случае, если в ручку малыша что-то вложить или надавить на его ладонь, тогда он автоматически сожмет пальцы.

На заметку. Подобный захват бывает очень крепким: иногда ребенка, схватившего пальцы взрослого человека, можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).

Реакция наблюдается у детей до достижения ими 4 месяцев. Затем функция сменяется произвольным захватыванием окружающих предметов с помощью рук.

Интересно. Подобные проявления можно заметить у новорожденных детенышей обезьян, которые держатся за волосяной покров матери посредством крепкого захвата кистями рук.

О нарушениях в работе нервной системы говорят такие признаки:

  • Пассивная или отсутствующая реакция (такое возможно при парезах рук);
  • Ослабленный рефлекс может быть у заторможенных деток;
  • Сильно выраженная реакция характерна для возбудимых младенцев;
  • Сохранение функции после 4-5 месяцев.

Интересно. Точно такая же реакция свойственна и нижним конечностям. Если надавить на подушечку стопы, пальцы новорожденного произведут подошвенное сгибание. Если прикоснуться к подошве, то пальчики разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

Опасно ли торможение рефлексов

Рефлекс восстановится при условии, если человек возобновит действия, вызывавшие его ранее. Если врожденная реакция не подпитывается, она затормаживается, ослабевает, окончательно не устраняется: нервная система «запоминает». Пока стимулятор незнакомый, нервная система будет «изучать», определяя характер раздражителя – полезный либо вредный для человека. Благодаря затормаживанию или усилению реакций организм приспосабливается к внешнему миру.

Иногда случается, что реакции затормаживаются настолько сильно, (к примеру, при сильном нервном потрясении человек не способен двигать нижними конечностями), что подобное становится опасно для здоровья и жизни. Тогда требуется глубоко обследовать нервную систему.

Строение рефлекторной дуги

Рефлекторную дугу двигательного рефлекса называют простейшей, так как она состоит всего лишь из двух нервных клеток или нейронов. Поэтому она также носит название двухнейронной. Проведение импульса обеспечивают следующие отделы рефлекторной дуги:

  • Первый нейрон является чувствительным, своим дендритом (коротким отростком) он тянется на периферические ткани, заканчиваясь рецептором. А его длинный отросток (аксон) тянется в другую сторону — к спинному мозгу, заходит в задние рога спинного мозга, а после в передние, образуя соединение (синапс) со следующим нейроном.
  • Второй нейрон называется двигательным, его аксон тянется из спинного мозга к скелетным мышцам, обеспечивая их сокращение в ответ на раздражитель. Соединение между нервом и мышечным волокном носит название нервно-мышечного синапса.

Именно благодаря передаче нервного импульса по рефлекторной дуге возможно существование спинальных двигательных рефлексов.

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Новорожденные щенки и котята, а также щенки и котята старшего возраста, с учетом их физиологических особенностей, наиболее подвержены:

— бронхопневмониям вследствие переохлаждения;

— гипертермии (тепловому удару) в результате перегревания;

— заражению гельминтами (новорожденные щенков и котят рекомендуется проверять на наличие желудочно-кишечных паразитов и проводить дегельминтизацию с 3-х недельного возраста);

— блошиной инвазии;

— паразитарным заболеваниям кожи (поражение подкожными клещами);

— вирусным инфекциям;

— бактериальным и грибковым инфекциям;

— токсикоинфекциям желудочно-кишечного тракта;

— дисбактериозу;

— пищевым аллергиям;

— различного рода анемиям;

— нарушению обмена веществ (рахит);

— травмам;

— попаданию инородных тел в дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт.

1. Карпов В.А. Акушерство и гинекология мелких домашних животных. Москва: Росагропромиздат, 1990.

2. Старченков С.В. Болезни мелких животных. Санкт-Петербург: Лань, 1999.

3. Хозгуд Ж., ХоскинсДж., Девидсон Ж.,Смит Дж. Терапия и хирургия щенков и котят. Москва: Аквариум ЛТД, 2000.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Подошвенный рефлекс или рефлекс Бабинсокго

Неврология – это отрасль медицины. Врачи, специализирующиеся в этой области, обучены диагностике и лечению пациентов с соответствующими расстройствами.

Также они могут принимать участие в клинических исследованиях, изучать и устранять расстройства костно-мышечной системы. Но основным направлением их работы является нервная система и все ее составляющие.

При комплексном обследовании пациента доктор проверяет наличие здоровых подошвенных и брюшных рефлексов. На основе полученных данных делается заключение.

Специалисты здравоохранения пользуются термином «рефлекс Бабинского». Он подразумевает проверку стопы и является неотъемлемой частью любого неврологического осмотра.

Реакция большого пальца ноги на действия врача свидетельствует о том, насколько беспрепятственно передаются импульсы из центральной нервной системы в спинной мозг.

Подошвенный рефлекс с патологической реакцией указывает на возможные заболевания нервной системы.

Нейрофизиология

Принцип действия подошвенного рефлекса не изучен до конца. Но сказать можно следующее. Каждый участок кожи тела рефлекторно реагирует на внешние раздражители, и целью такого ответа является устранение оных.

Врач проводит по стопе определенными движениями, и нормальная реакция подразумевает сжатие подошвы. В случае аномалии или патологии в ответ на прикосновения к стопе происходит разгибание большого пальца в неправильном направлении – наружу. Положение других суставов не меняется.

Рассматриваемый рефлекс служит связующим звеном между спинным мозгом и высшими центрами нервной системы. Когда кортикоспинальный тракт не функционирует должным образом, разгибание ноги происходит из-за сигналов, что в норме стимулируют сгибание пальцев ног.

Другие факторы

Выявление подошвенных рефлексов в патологии может быть обусловлено и иными причинами:

  1. У детей до одного года – когда кора головного мозга еще не до конца развита, а некоторые процессы заторможены.
  2. В глубоком сне или коме – при замедленной передаче нервных импульсов.
  3. При общей анестезии, наркозе или электрошоковой терапии.
  4. В постиктальной стадии эпилепсии.
  5. В состоянии алкогольного опьянения.
  6. При гипогликемии.
  7. В гипнозе.
  8. При физическом истощении и марафонской ходьбе.
  9. Под воздействием особых препаратов (скопаламин, барбитурат).

Процедура

Пациент принимает лежачее положение. Его нога придерживается в области лодыжки, другой рукой врач нащупывает центр стопы.

Линия, по которой совершается движение, начинается в нескольких сантиметрах от пятки. Она проводится до основания пальцев, по краю, а затем проходит через поперечный свод стопы. Рефлекс должен продлиться пять или шесть секунд.

Подошвенный рефлекс представляет собой сегментарную реакцию позвоночника для защиты стопы. Клиническое значение заключается в том, что аномалия достоверно указывает расстройства в кортикоспинальной системе.

Нормальные и патологические реакции на подошвенную стимуляцию кратко описаны Бабинским в его исследовании: “В норме покалывание подошвы провоцирует сгибание бедра, ноги, ступни и пальцев. В патологии происходит, наоборот, разгибание”.

Выяснилось, что выявление подошвенных рефлексов дает более точные результаты по сравнению с клиническими и электромиографическими записями.

Устное общение и осмотр

Некоторые выводы о здоровье нервной системы можно сделать путем теоретического опроса пациента. Даже особенности, которые определяются специальными экспертизами, могут быть выявлены устно.

Например, для изучения того, как человек ощущает температуру, достаточно спросить о наличии трудностей с оценкой этого параметра воды. Что касается чувствительности прикосновений, пациента можно проверить на точность извлечения любого предмета из кармана.

Тем не менее, некоторые важные данные можно получить только путем осмотра больного. Кроме того, информация, полученная из диалога, ненадежна. Нужно быть уверенным в достоверности слов информатора: он должен быть внимательным, не испытывать затруднений при общении, предоставлять правдивые данные.

Рефлексы обеих групп проверяются как у новорожденных, так и у взрослых. Они дают необходимую информацию о состоянии нервной системы человека. Таким образом, при проверке брюшного рефлекса можно выявить склонность человека к сколиозу. Эта реакция отсутствует у двух третей пациентов с рассеянным склерозом.

Из вышесказанного следует вывод, что рефлексы характеризуют целостность и функциональность нервной системы (нервно-мышечные соединения, периферический нерв, нервный корешок, спинной мозг) и являются чрезвычайно полезными в анатомической диагностике.

Устное общение и осмотр

Некоторые выводы о здоровье нервной системы можно сделать путем теоретического опроса пациента. Даже особенности, которые определяются специальными экспертизами, могут быть выявлены устно.

Например, для изучения того, как человек ощущает температуру, достаточно спросить о наличии трудностей с оценкой этого параметра воды. Что касается чувствительности прикосновений, пациента можно проверить на точность извлечения любого предмета из кармана.

Тем не менее, некоторые важные данные можно получить только путем осмотра больного. Кроме того, информация, полученная из диалога, ненадежна. Нужно быть уверенным в достоверности слов информатора: он должен быть внимательным, не испытывать затруднений при общении, предоставлять правдивые данные.

Рефлексы обеих групп проверяются как у новорожденных, так и у взрослых. Они дают необходимую информацию о состоянии нервной системы человека. Таким образом, при проверке брюшного рефлекса можно выявить склонность человека к сколиозу. Эта реакция отсутствует у двух третей пациентов с рассеянным склерозом.

Из вышесказанного следует вывод, что рефлексы характеризуют целостность и функциональность нервной системы (нервно-мышечные соединения, периферический нерв, нервный корешок, спинной мозг) и являются чрезвычайно полезными в анатомической диагностике.

Масса тела

Остановимся подробнее на явных, заметных пограничных состояниях. В первые дни жизни у младенцев происходит потеря массы тела, которую называют физиологической, или естественной. Она наблюдается у всех новорожденных, независимо от показателей массы при рождении, у доношенных и у недоношенных детишек. Основная причина заключается в том, что организм новорожденного в первые дни жизни теряет много воды, использует запасы питательных веществ, полученных им еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». В норме такая потеря веса обычно не превышает 6–7% от первоначальной массы тела. К 8–10-му дню доношенные и к 14-му дню недоношенные малыши восстанавливают свой первоначальный вес. Затем масса регулярно увеличивается и служит одним из показателей правильного развития и роста. Для более быстрого алаптации новорожденного к новым условиям имеет значение адекватный тепловой режим, рациональный уход, правильная организация вскармливания

Обратим внимание на то, что потеря массы тела – процесс естественный, и родителям не стоит волноваться по поводу того, что малыш не набирает в весе первые дни жизни. Но если новорожденный потерял более 10% от массы тела при рождении и не восстановил потерю к 10–12-му дню жизни, его обязательно следует показать педиатру

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Оральные сегментарные автоматизмы[ | ]

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва

Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Воспроизвести медиафайл

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Спинальные рефлексы

Затем врач приступит к исследованию спинальных рефлексов.

Верхний защитный рефлекс — когда грудничка кладут на животик, он поворачивает головку в бок, немного качаясь и стараясь поднять голову, чтобы спокойно дышать носиком.

Этот рефлекс необходим для того, чтобы кроха при необходимости смог предотвратить нарушение внешнего дыхания — он поднимет головку, чтобы изменить свое положение. Данный рефлекс очень важен, также как сосательный, глотательный и поисковый, он дает возможность младенцу выжить. В нормальном состоянии защитный рефлекс запускается сразу, в случае, когда у ребеночка нет нарушений в функционировании нервной системы. Этот рефлекс пропадает к двум месяцам.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — когда ребенка берут за подмышки, поднимают, он сперва сгибает ножки в коленках, когда его ступни касаются пола, то он выпрямляется и стоит на согнутых ножках, опираясь на ступни. В случае, когда кроху наклоняют вперед, он начинает шагать по полу, не двигая руками — автоматическая походка. Это нормально и пройдет через 12 недель. К 12 месяцам малыш научится стоять и ходить сам. Детки с нарушением нервной системы ходят «автоматически» дольше.

Рефлекс ползанья — если, младенца кладут на животик, он пытается ползти, если, к его ножкам приставить ладони — кроха начнет отталкиваться и двигаться более активно. У здорового ребенка этот рефлекс «включается» на 3 день и «выключается» к 12 неделям.

Верхний хватательный рефлекс или рефлекс Робинзона (подвешивание) — в ладошки крохи вкладывают пальцы взрослого человека, он их хватает и крепко держит. Зачастую, малыш держит пальцы так сильно, что его можно приподнять, рефлекс сохраняется до четырех месяцев.

Подошвенный рефлекс — аналог хватательного рефлекса. Если малышу надавить у основания 2- 3 пальца подошвы, то он сожмет пальцы. Если погладить подошвы с наружного края, двигаясь от пятки к пальцу, то тыльная сторона разогнутся и ребенок сделает веерообразное движение 2-4 пальчиками. К году этот рефлекс пропадает.

Рефлекс обхватывания — вызывается несколькими приемами. Например, если хлопнуть рукой рядом с головой малыша, то он начнет махать руками, разгибать ладошки и выпрямлять ножки (1-я фаза). Затем он вернется в исходное положение и обхватит себя ручками (2-я фаза).

У здорового ребенка эти фазы рефлекса могут быть не всегда одинаковыми, все зависит от времени суток и настроения крохи.

Рефлекс Таланта — если провести пальцами по позвоночнику малыша, двигаясь от шеи к копчику то, он изогнет спинку дугой к раздражителю. Появляется этот рефлекс в течение первой недели.

Рефлекс Переса — когда малышу, который лежит на животике, проводят пальцами по спинке, двигаясь от копчика к шее, легонько надавливая на позвоночник, он поднимает таз и сгибает конечности. Бывают случаи, что малыш начинает плакать. Это нормально до 4-х месяцев. Если у крохи проблемы с нервной системой — этого рефлекса почти не наблюдается

Поэтому ему уделяется особо пристальное внимание со стороны неврологов

Если у крохи слабовыраженные или вовсе отсутствуют данные рефлексы то, возможно имеет место быть поражение центральной нервной системы.

Гормональный криз

Одно из переходных состояний, которое часто встречается у маленьких детей и нередко пугает родителей, – половой, или гормональный криз. Наблюдается он чаще у девочек. Иногда в первые 7 – 10 дней после рождения половые органы ребенка увеличиваются в размерах. Одновременно с этим часто увеличиваются и нагрубают молочные железы, при надавливании из сосков выделяется несколько капель жид кости, похожей на молоко. Данные явления обусловлены тем, что п осле рождения в организме ребенка циркулируют материнские половые гормоны. Они воздействуют на рецепторы половых органов и молочных желез малыша, вызывая их ответную реакцию в виде увеличения и нагрубания. Увеличение молочных желез и половых органов бесследно проходит к концу месяца. Обычно эти состояния не требуют лечения. Но если нагрубание молочных желез станет значительным, будет сопровождаться беспокойством ребенка и повышением температуры, проконсультируйтесь с педиатром. Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить размер молочных желез, выдавливая из сосков малыша жидкость. Это не только доставит крохе боль, но и чревато занесением инфекции.

У девочек в первые дни жизни часто появляются обильные слизистые выделения из половых путей. Это проявления так называемого транзиторного (десквамативного) вульвовагинита. Влагалищные выделения могут быть кровяными. Лечения это состояние не требует. Однако если слизистые или кровяные выделения из влагалища продолжаются свыше 3 – 4 недель или приобретают гнойный характер, девочку обязательно должен осмотреть детский гинеколог.

Функции врожденных рефлексов

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

Безусловные рефлексы доношенных детей

Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления
в норме

Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления
I. Орально-сегментарные автоматизмы
Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы 0 — 3 мес
Хоботковый Быстрый легкий удар пальцем по губам Вытягивание губ «хоботком» до 2-3мес
Поисковый (Куссмауля) Поглаживание пальцем в области рта (не губ!) Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю до 3-4 мес
Сосательный Вкладывание в рот соска, пальца, пустышки Сосательные движения до 1 года
II. Спинальные сегментарные рефлексы
Защитный Положить ребенка на живот Поворот головы в сторону до 3 мес
Опоры и автоматический подход Удерживать ребенка вертикально на весу Сгибание ног во всех суставах 1-1,5 мес
Поставить на опору Выпрямляет туловище,стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной
стопе
Слегка наклонить вперед Шаговые движения
Ползания (Бауэра) Ребенка укладывают на живот, к стопам подкладывают ладони Спонтанное «ползание», отталкиване от ладони 3 день — 4 мес
Хватательный (Робинзона) Надавливание пальцем на ладонь Захватывание пальца, при этом ребенка можно приподнять вверх на
пальце
до 3-4
Рефлекс Галанта Раздражается кожа спины паравертебрально вдоль позвоночника Изгибание спины дугой открытой к раздражителю 5 день — 3(4) мес
Рефлекс Переза Проведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым
отросткам
Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибание конечностей до 3-4 мес
Рефлекс Моро Удар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пассивные
движения в конечностях
Отведение рук в стороны и открывание кулачков (I фаза), возвращение
к исходному положению (II фаза рефлекса)
до 4-5 мес
III. Миелэнцефальные позотонические
рефлексы
Симметричные шейные тонические Пассивное сгибание головы Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах до 2 мес
Асимметричные шейные тонические Ребенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание
противоположных
Тонический лабиринтный В положении на спине превалирует тонус разгибателей,
на животе-сгибателей
IV. Мезенцефальные позотонические
рефлексы
Шейная выпрямляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головы конец 1 мес
Туловищная выпрямляющая реакция Соприкосновение стоп ребенка с опорой Выпрямление головы
Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз Вначале он поднимает голову, затем возникает экстензия (разгибание)
спины и ног
с 4-5 мес

История учения об условных рефлексах[6]

В конце XIX нач. XX в. И. П. Павлов, продолжая идеи, которые были начаты в работах И. Сеченова («Рефлексы головного мозга») и других ученых материалистов, экспериментаторов, поставил цель «свести психические процессы к физиологическим основам». Определяющим поворотом к этому послужило открытие факта так называемого «психического слюноотделения» во время изучения им работы пищеварительных желез. И.П. Павлов, его сотрудники и диссертанты (Глинский, С. Г. Вульфсон, А. Т. Снарский, И. Ф. Толочинов) провели серию экспериментов на собаках предваряющие последующие выводы о природе условных рефлексов (1901-1903).

На международном медицинском конгрессе в Мадриде 1903 года Павлов сделал первый доклад о теории условных рефлексов «Экспериментальная психология и психопатология на животных». После чего наметилась перспектива развития экспериментальной патологии высшей нервной деятельности («экспериментальной психопатологии»). В 1904 году в Нобелевской лекции Павлов уже говорил о «Первых твердых шагах на пути нового исследования».

Дальнейшие исследования в школе Павлова по систематизации у.р. привела к новым наблюдениям и фактам: угасание и восстановление условных рефлексов; рефлекторная теория; механизм замыкания; методика «искусственных» условных рефлексов; генерализация условного рефлекса; последовательное торможение; внешнее торможение; диференцировка; запаздывающее торможение; открыты условные следовые рефлексы; «закон силы» и др. ( Б. П. Бабкин, А. П. Зельгейм, В. Н. Болдырев, Н. Ф. Парфенов, Н. А. Кашерининова, Воскобойникова-Гранстр, Г. П. Зеленый, П. Н. Васильев, Г. В. Миштовт, А. В. Палладин, П. П. Пименов, Н. П. Тихомиров, И. Я. Перельцвейг, И. В. Завадской, М. И. Эльяссон, Л. А. Орбели, К. Н. Кржышковский, Иванов-Смоленский, П. С. Купалов, М. К. Петрова, К. М. Быков).

1908 г. Н. И. Красногорским сделаны первые исследованиях на детях («Условные рефлексы у детей»).

1927 г. доклад И.П. Павлова об изучении на базе условных рефлексов типов НС и неврозов «О физиологическом учении о типах нервной системы или темпераментах».

1930 доклад В. В. Строганова о методе условных рефлексов в физиологии труда.

Учение И. П. Павлова дало толчок для развития многим исследователям и школам («рефлексология» В. М. Бехтерева, «дрессурметод» О. Калишера; школа И. С. Бериташвили и др). Метод условных рефлексов () является одним из методов бихевиоризма (Torndike, Hunter, Jerkes, Hudgins, др.).

Явление у.р. было упомянуто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова, но не получило своего развития.

Описание оральных рефлексов

К самым важным для выживания ребенка следует отнести оральные рефлексы. Главное их предназначение – обеспечение возможности для малыша добывать себе пропитание.

Сосательный

Если ребенок родился здоровым, первый рефлекс, который у него проявляется, – сосательный. Реакция выражается в том, что младенец обхватывает ртом сосок, а также палец или соску и производит ритмичные сосательные движения (именно так выглядит обычный процесс лактации). Таким образом, для проявления реакции достаточно совершить любое раздражение ротовой полости младенца. Исчезает он примерно к 1,5-3 годам жизни.

На заметку. По утверждению специалистов, природа сама установила достаточный срок для окончания лактации.

Глотательный

Наравне с предыдущим, данная функция направлена на поиск и поглощение пищи. Глотательная реакция срабатывает в тот момент, когда еда попадает в рот младенца. Тем самым функция помогает продвинуться пище дальше по желудочно-кишечному тракту и усвоиться организмом.

Хоботковый

Если даже слегка, но при этом быстро и отрывисто прикоснуться к губам младенца, происходит ответная реакция: они вытягиваются в трубочку и становятся похожими на своеобразный «хоботок».

Хоботковый рефлекс

Рефлекс Бабкина

Рефлекс Бабкина у новорожденных что это за реакция, и как она проявляется? В педиатрии его также называют ладонно-ротовым рефлексом. Вызывать его можно с помощью надавливания пальцем на ладонь малыша в месте возвышения большого пальца. В результате у ребенка открывается ротик, и наклоняется вперед голова.

Рефлекс Куссмауля

Поисковый, иначе корневой, рефлекс заключается в следующем: если прикоснуться к щеке или уголку рта младенца, он в тот же момент поворачивает голову в ту сторону, откуда происходило движение. Данная реакция обеспечивает ребенку возможность поиска пищи, а именно материнского соска.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий