Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Ребенку 1 год

Режим дня

В этом возрасте режим дня часто меняется, т.к. малыш активно растет. Для хорошего самочувствия детей родители должны уметь правильно организовать их сон, бодрствование и питание.

Сон

Общий сон на протяжении суток составляет 10-14 часов, при этом днем надо спать около 3 часов. Многие дети этого возраста днем спят еще 2 раза, первый сон около 2 часов, второй в пределах часа. Примерно в 18 месяцев постепенно переходят к одноразовому дневному сну.

Дети должны иметь полноценный крепкий сон.

Прогулки

При хорошей погоде на улицу надо выходить минимум 2 раза, 1 дневной сон лучше проводить на свежем воздухе. Оптимальное время для прогулок — 10-11 часов и 16-17 часов. Летом на улице проводят 5-6 часов, в прохладную погоду — 1-2 часа, а в плохую лучше остаться дома.

Прогулки на природе с папой.

Детская простуда: как лечить

Когда появляются первые признаки простуды у ребенка, вопрос «чем лечить» может оказаться сложным для родителей. Как правило, лечить простуду у ребенка хочется быстро, чтобы на следующий день от нее не осталось и следа. Тут вспоминается известная фраза о том, что «без лечения простуда проходит за семь дней, а с лечением – за неделю». Безусловно, это не совсем так, ведь вовремя принятые лечебные мероприятия помогают облегчить течение болезни и снизить риск развития осложнений, но за пару дней поправиться конечно не получится – болезнь должна пройти определенные фазы.

Современная фармация предлагает массу средств от простуды, занимающих порой отдельный стеллаж в аптеке, пестрит ими и телевизионная реклама. И конечно рядовому потребителю сложно определить – какие из этих средств гарантируют эффективное лечение простуды у детей. Попробуем в этом разобраться.

Противовирусные средства

Все противовирусные средства, используемые при ОРВИ, можно условно разделить на пять основных групп.

  • Препараты, разрушающие вирус. На современном рынке медикаментов противовирусные препараты, действующие на вирусы парагриппа, рино- и аденовирусы практически отсутствуют. Из тех, что есть, большинство противопоказаны детям. В педиатрической практике широко назначается пожалуй только умифеновир. Но только детям с 3-х лет! Прием этих лекарств должен быть начат не позднее 3-х суток от момента проявления первых признаков заболевания: запустив каскад патологических реакций, вирус элиминируется (выводится) из организма через 48-72 часа, поэтому назначать препараты, разрушающие вирус, на 5-й день болезни нет смысла – отсутствует точка приложения.
  • Препараты, содержащие интерферон. Выпускается великое множество аналоговых препаратов (в свечах, каплях, спреях, таблетках) названия их, как правило имеют окончание «-ферон». Несомненный плюс препаратов этой группы в том, что они могут применяться с рождения (кроме таблетированных форм), т.к. практически не имеют побочных эффектов.
  • Препараты, способствующие выработке интерферона. Потенцируют образование в организме защитного белка – интерферона, снижающего восприимчивость клеток к вирусу. Большинство из них разрешены к приему только с трех лет, а некоторые – с шести или семи.
  • Прочие синтетические средства, активирующие иммунный ответ. Доказали свою эффективность в лечении ОРВИ, широко применяются последние годы, но детям их можно принимать только с тринадцатилетнего возраста.
  • Противовирусные препараты растительного происхождения, способствующие активации клеточного иммунитета и обладающие мощным фитонцидным (губительным для вирусов и бактерий) действием. Доказательная медицина ставит под сомнение эффективность этих средств при простуде, но, несмотря на это, они не теряют свою популярность с годами.

Говоря о медикаментах противовирусного действия, стоит упомянуть гомеопатические препараты (гомеопатия – лечение сверхмалыми дозами), оппозиционирующиесяпроизводителями как эффективные средства лечения ОРВИ. Но перед тем, как лечить ребенка при первых признаках простуды гомеопатическими средствами, следует учесть тот факт, что доказательная медицина в результате многочисленных исследований пришла к выводу о неэффективности данных препаратов при простуде. Некоторые из них (например широко известный препарат из печени утки) даже были включены Управлением по контролю качества продуктов и лекарств США в список мошеннических продуктов.

Лечение простуды у детей всегда сопровождается назначением сосудосуживающих капель и спреев для носа, ведь самым частым ее спутником является насморк. К сожалению, многие из них противопоказаны в возрасте младше 3 лет.

Применяя при детской простуде для лечения сосудосуживающие капли и спреи, во избежание развития побочных эффектов и синдрома привыкания, следует строго соблюдать два главных правила:

  • продолжительность приема – не более 7 дней;
  • частота приема – не более 4х (для препаратов средней продолжительности действия) или не более 2х (для препаратов длительного действия) раз в день.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать

Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции

Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Физиологические изменения в 12 месяцев


Как правило, к году у детей появляется 8 зубов. Но если у малыша больше или меньше жевательных элементов, то паниковать не стоит. Единственное, что нужно сделать родителям, так это убедиться в том, что малыш получает достаточное количество фосфора, кальция и витаминов С, Е, В, , А, группы В. Многие матери перестают кормить грудью ребенка на двенадцатом месяце.

Организм малыша уже достаточно окреп, способен получать требуемые ему вещества из взрослой пищи. С 4-6 месяцев, в рацион малыша наряду с молоком матери вводится и прикорм. К году большая часть меню представлена овощами, кашами, фруктами, мясом и другими продуктами.

К первому году жизни существенно сокращается продолжительность дневного сна. В светлое время суток ребенок отдыхает всего один раз. В 12 месяцев масса тела малыша втрое больше той, с который он родился. В год темпы увеличения роста и прибавки веса замедляются.

Нормы параметров тела для детей 12 месяцев в таблице:

Половая принадлежность Вес, кг Рост, см Окружность головы, см Окружность грудной клетки, см
Мальчики 7,7-12 71-80,5 43,5-48,6 46,1-52,5
Девочки 7-11,5 68,9-79,2 42,2-47,6 46,3-51,4
Среднее значение 8,9-9,6 74-75,7 44,9-49,1 48,3-48,7

Стопы годовалых детей еще плоские, не имеют свод. Если ребенок начал ходить, то на ступнях появляются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы, такие образования исчезают и формируется изгиб.

Полезные советы и общие рекомендации родителям

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно, родителям стоит придерживаться таких рекомендаций:

  • если есть возможность, продолжайте кормить грудью до 1,5-2,5 лет;
  • если малыш в год не разговаривает, это не повод для беспокойства, надо больше с ним играть, общаться и всячески его развивать;
  • соблюдайте режим дня.

Если есть любые сомнения, проконсультируйтесь с врачом. Первый год жизни — период, когда малыш из младенца превращается в маленького человека.

Прочитать про развитие ребенка в 2 года вы можете здесь.

Читайте далее:

Вес ребенка по месяцам: стандартные нормы для девочек и для мальчиков

Питание ребенка до 1 года

Развитие ребенка в 5 месяцев — что должен уметь, уход, режим дня

Особенности развития ребенка в 4 года

Особенности развития ребенка в 3 года и «кризис трехлетки»

Как развивается ребенок в 2 года

Нормы для детей в один год

На первом году жизни дети активно растут, в месяц они прибавляют 1-1,5 см, после 12 месяцев этот процесс немного замедляется. Они активно набирают вес — 300-350 г за 30 дней, окружность головы и груди увеличивается в среднем на 5 мм.

В этом возрасте стопы еще плоские, но после того как ребенок начнет ходить, жировые складочки постепенно исчезнут и образуется изгиб.

В среднем появляется до 8 зубов, но это все условно, у одних их 10-12, а у других всего 2. Беспокоиться надо, если к концу первого года зубов совсем нет.

Мальчики

Мальчики чаще рождаются более крупными и в этот период развиваются немного быстрее. В средним их вес 8,9-11,6 кг, а рост — 72,3-79,7 см. Это данные отечественных педиатров, по классификации ВОЗ диапазон немного больше.

Девочки

Они растут немного медленнее и к концу первого года достигают 71,4-78 см, а их вес — 8,5-10,8 кг.

Чему научился малыш за 12 месяцев

Навыки, присущие большинству годовалых детей:

  • пытается вставать на ноги, ходить;
  • может сделать несколько шагов без поддержки взрослого или пройти несколько метров;
  • бежит, держась за руку взрослого;
  • карабкается и залезает на диван, кресло;
  • поднимается на горку или лесенку с помощью взрослого;
  • произносит простые слова;
  • играть в простые игры.

Несмотря на то, что ребенок только учится ходить, ему по силам и иные действия. Пример: нести игрушки, идти и толкать или тянуть что-то.

Малыш теперь умеет бросать предметы, и нередко демонстрирует этот навык. Иногда ему доставляет удовлетворение процесс бросания, а иногда он пытается понять, куда она закатится.

Ребенок, которого учили есть самостоятельно, уже ближе к году может уверено держать чашку, перекладывать ложку из руки в руку. Он учится сам разуваться и обуваться, зачерпывать воду из ванной, водит карандашом по бумаге, открывает дверцы шкафов.

Он проявляет интерес к тому, что находится рядом, и к тому до чего сложно дотянуться. Движимые любопытством, дети взбираются туда, откуда не могут слезть своими силами. Крохе проще взобраться наверх, чем слезть, и высота может обернуться неожиданным страхом.

Малютке интересны новые звуки, предметы. Он стучит ложкой по миске, проводит эксперименты с голосом, подражает окружающим.

Вредность или избалованность?

У каждой мамочки в период кризиса первого года возникает множество вопросов. Почему малыш начал себя так вести? Он просто проявляет вредность или всему виной неправильное воспитание и избалованность? Не нужно так сильно переживать по этому поводу и давать бурную реакцию на появившиеся перемены в поведении малыша.

Вот список причин, которые влияют на поведение ребенка, меняя его не в лучшую сторону:

  • У малыша начинает постепенно формироваться воля, которая сталкивается с волей взрослого, в результате чего кроха начинает сердиться и раздражаться;
  • Восприятие мира у годовалого малыша претерпевает серьезные изменения. Он начинает осознавать тот факт, что он отдельная личность, а его родители взрослые, которым почему-то позволено гораздо больше чем ему;
  • Ввиду того, что малыш с каждым днем приобретает все большее количество навыков, у него начинает возрастать уверенность в себе и он становится все более самостоятельным. Однако при этом, кроха пока не в состоянии давать правильную оценку своим возможностям, предвидеть ситуации и рассчитывать силы. Именно из-за переоценки своих сил, карапузу часто приходится сталкиваться с неудачами, которые заставляют его выходить из себя и огорчаться. Малыш пока не может понять, почему у взрослых это же действие получается выполнить легко, а у него оно выходит с трудом либо не получается вовсе.

Все запреты, которые ему ставят родители, карапуз воспринимает как серьезные препятствия к познанию окружающего мира.

Физическое развитие: нормы веса и роста

Семье новорожденного важно контролировать показатели его роста и веса. Благодаря этому своевременно выявляются отклонения в развитии годовалого ребенка и малыша младше или старше

Умственное, психическое, физическое развитие тесно связаны, и нарушение одного аспекта может обернуться нарушением второго. До года замеры проводятся регулярно, сравниваются с нормой.

Развитие годовалого ребенка предполагает: рост девочек 69-79 см, рост мальчиков 71-80 см. Вес девочек 7-11,5 кг, вес мальчиков –7,7-12 кг. Это усредненные данные для ребенка в 1 год, представлены в ознакомительных целях, возможны некоторые отклонения от нормы. Только педиатр может определить, насколько они допустимы. Родителям рекомендуется периодически фиксировать измерения. Предполагается, что в первые полгода младенец вырастает на 15 см, после этого темпы становятся ниже. Рост ребенка в 1 год составляет 70-80 см, и это норма. У высоких мамы и папы, дети вытягиваются сильнее. Если у родителей не большой рост, то, вероятно, это передастся малышу. Наследственность играет большую роль.

Если в период беременности женщина употребляет спиртное, то это порой оборачивается значительным отставанием в росте, а также в развитии плода. В свою очередь, прием нужных витаминов и правильное питание при беременности ведет к нормальной скорости роста.

Если ребенок в 1 год отстает в росте, чаще предлагайте ему такие продукты: мясо, рыба, молочка, фрукты, овощи, зелень, яйца, каши злаковые

Сделайте его питание полезным, сбалансированным – это важно при развитии годовалого ребенка

Каждый новый продукт вводите с осторожностью. Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников

Не игнорируйте проблему

Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников. Не игнорируйте проблему.

Считается, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес активнее грудничков. Возможно незначительное отклонение в любую сторону, это не повод для волнений. При значительном отклонении от нормы необходима консультация с педиатром.

В чем может быть причина отклонения в развитии годовалого ребенка? В первую очередь: неправильный режим питания. Матерям детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо убедиться, что младенец наедается. Если это не так, то в рацион необходимо добавление смесей. Ребенок всерьез отстает в весе и при правильном, сбалансированном питании? Посетите врача – подобные отклонения могут быть причиной заболеваний.

Как малыш познает мир

Сейчас ваш малыш активно интересуется «деталями мира», который начинается с его собственных игрушек. Он может стремиться что-то собирать и разбирать, наблюдать, как это делают взрослые.

«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:

  • «работать» с пирамидкой, состоящей из нескольких колечек: разобрать ее и собрать;
  • построить домик, поставив друг на друга пару-тройку кубиков;
  • интересуется устройством предметов с крышками — коробочек, кастрюлек; может класть в них другие предметы и закрывать крышками;
  • интересуется игрушками-сортерами, в отверстия которых можно протолкнуть предмет; вы можете смастерить такой самодельный «сортер» из обычной коробки, прорезав в ней круглое или прямоугольное отверстие;
  • если поставить перед ним пустую тарелочку и чашку, он может «попить» или «поесть» из нее, «по-игрушечному» показав, что умеет это делать;
  • может взять игрушку, как ему удобно — и одной, и двумя руками, и двумя пальцами, переложить ее из одной руки в другую;
  • понимает, что предметы могут двигаться (машинка, мячик, коляска и т. д.) и поэтому стремится их покатать;
  • играет с куклой: кормит ее, укладывает в кроватку, причесывает и т.д.;
  • играет со своими вещами — тапочками, шапочкой и т. д.;
  • может самостоятельно пользоваться шкафом: открыть и закрыть ящик или дверцу, вытащить игрушки или вещи и убрать их в шкаф;
  • старается повторять то, что делают другие дети или взрослые: хлопать в ладоши, стучать по предмету, копать лопаткой песок и т. д.;
  • копирует действия взрослых: вытирает пыль, как мама или чинит кран, как папа.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Помощь родителей

Время от времени годовалого ребенка нужно носить на руках. Развитие малыша в двенадцать месяцев так же как и раньше, направлено на совершенствование речевых навыков и мелкой моторики, поэтому необходимо продолжать развивать эти функции.

Развитие прямохождения

Самым главным навыком, приобретаемым малышом на данный момент, является ходьба

Как бы родителям ни хотелось, чтобы их чадо начало быстрее делать первые шаги, крайне важно учитывать его готовность к ним

Если малыш уже освоил навык ползания и передвигается на четвереньках без каких-либо проблем, то необходимо сделать все, чтобы подтолкнуть его к прямохождению, однако отучать его ползать не следует. Чтобы научить кроху ходить, нужно развешивать его любимые игрушки на доступной для него высоте. Как только родители будут замечать, что малыш встает на ноги и тянет руку за игрушками, их нужно переносить немного дальше от карапуза, чтобы он проделывал несколько шагов, прежде, чем их достать.

Не нужно торопить ребенка и сразу ждать от него ошеломительных результатов. Его опорно-двигательная система будет постепенно привыкать к нагрузкам. Расстояние между игрушками и ребенком нужно увеличивать постепенно. Когда он сможет самостоятельно шагать от опоры до опоры, ему будет необходимо сделать несколько таких целей с любимыми игрушками, к которым он сможет идти. На пути малыша обязательно должны встречаться опорные предметы, такие как кресло, стул, кроватка и прочие.

Стимуляция первых шагов ребенка

Зачастую дети боятся сделать первый шаг, так как не уверены в своих силах и очень боятся потерять равновесие и упасть. Чтобы уравновесить тело карапуза ему можно дать в руки несколько игрушек, затем следует отойти на пару шагов назад и попросить ребенка принести подвешенную игрушку. Малышу будет достаточно подобной мотивации и он начнет делать свои первые шаги, чтобы выполнить просьбу родителей.

Во время прогулок с малышом на свежем воздухе, необходимо обращать его внимание на других детей, которые уже самостоятельно шагают. Чужой пример может также замотивировать карапуза на собственные подвиги

Хотя ходунки и позволяют быстрее развить навык хождения, часто их использовать не рекомендуется, так как они могут стать причиной неправильно сформированной осанки. Вместо них, лучше применять вожжи или игрушки-каталки. Поддерживать ребенка во время ходьбы нужно не за подмышки, а за кисти или предплечья. Когда малыш научится делать первые самостоятельные шаги, его можно держать сзади за капюшон для подстраховки. С этого момента нужно стараться меньше пользоваться коляской, давая возможность карапузу развивать полученный навык.

Не нужно переживать по поводу того, что малыш падает. Падения являются важным фактором в процессе обучения прямохождению. Не следует бежать к ребенку сразу после того, как он упал, необходимо дать ему возможность самостоятельно подняться. Помогать ему нужно только тогда, когда он не может подняться сам, плачет или сильно ушибся. Если есть возможность прогулок по траве, песку или земле, то необходимо разрешать ребенку гулять босиком. Это очень полезно.

Обувь для годовалого ребенка

Если малыш осваивает навыки прямохождения на жестком полу, то на него нужно надевать специальную детскую обувь. Это необходимо потому, что во время ходьбы в ступне происходит напряжение определенных мышечных групп, однако только в том случае, если ребенок ходит по земле, камням или песку. При хождении по полу, детская ступня будет либо расслабленной, либо напряженной только наполовину, что приведет к искривлению голеностопа и нарушениям походки.

Первая обувь малыша должна быть непросто модной, удобной и нарядной, а ортопедически правильной. Лучше всего приобретать ботинки на шнурках с высоким задником. Таким образом, детский голеностоп будет зафиксирован, а небольшой устойчивый каблук на ботинках, позволит избежать плоскостопия. Ботинки не нужно надевать все время, достаточно их носить, только тогда, когда ребенок ходит.

Игры с годовалым малышом

С ребенком необходимо продолжать играть в игру с наличием сюжета. Все что было увидено малышом во время прогулки на свежем воздухе, можно обыграть в домашних условиях, используя игрушки. Это могут быть проезжающие автомобили, гуляющие по двору животные или КАМАЗ выгружающий щебень на придомовую территорию. Все это можно воссоздать для малыша в игровой форме.

Также можно устраивать для крохи сказки в форме спектаклей, используя для этого матрешек или пальчиковых кукол, специально созданных для этих целей.

Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год

Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:

  • мыть и вытирать руки;
  • держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
  • хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
  • пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
  • интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
  • делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).

Помощь в развитии: действия родителей

Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.

Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:

  • знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
  • для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
  • изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
  • работать с пластилином, глиной, красками.

Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.

Специальные занятия

Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.

Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.

Развивающие игры

В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.

Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:

  1. Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
  2. Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
  3. Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.

Книжки

В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.

Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.

Мультфильмы

Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.

Игрушки

Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.

Рекомендуется использовать:

  • музыкальные и говорящие игрушки;
  • мягкие мячи;
  • кубики и пирамидки;
  • игрушки для игры в песочнице;
  • мягкие куклы или зверьки;
  • имитации предметов быта;
  • картонные книги;
  • игрушки, которые надо тянуть или толкать.

Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.

Ребенку нужны развивающие игрушки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий