Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Что такое буллинг?

Долгое время о травле детей сверстниками практически не говорили. Не то чтобы её не было или о ней умалчивали (достаточно вспомнить кинофильмы «Чучело», «Республика ШКИД»). Скорее, воспринимали лишь при физическом насилии и предпочитали не вмешиваться в дела детей, следуя принципу «сами разберутся».

Не стоит путать буллинг с конфликтами, ведь конфликты – это нормальное явление в любом коллективе. Если дети поругались, а завтра вместе играют в футбол – это взаимодействие на равных. Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. Если один ребёнок кого-то задирает, обижает, дразнит, а остальные его в этом не поддерживают, осуждают его действия, сочувствуют пострадавшим от нападок – это не травля.

Буллинг – это когда ребёнка намеренно, повторяемо и при неравных силах травят изо дня в день.

Тест «Возможные признаки проявления буллинга»

Пройдите небольшой тест. Вам предлагается 12 высказываний, на которые требуется ответить «да» или «нет». Не задумывайтесь долго, отвечайте открыто и, если возникли сомнения, выбирайте ответ, к которому вы больше всего склоняетесь.

Ваш ребёнок …

  • отказывается ходить в школу или посещает её неохотно;
  • имеет необъяснимые синяки или травмы, носит длинные рукава или прикрывает увечья, когда это не кажется оправданным;
  • приходит домой голодным или просит дополнительных денег на обед;
  • приходит домой поздно без реального объяснения;
  • замолкает, когда вы пытаетесь поговорить с ним о том, что происходит в школе;
  • часто теряет или повреждает свои вещи;
  • показывает признаки физического стресса, такие как головные боли, боли в животе или тошнота;
  • часто угрюм, тревожен и злится;
  • перестаёт играть со старыми друзьями;
  • не хочет участвовать во внешкольных мероприятиях, которыми он раньше наслаждался;
  • расстраивается после телефонного звонка или полученного сообщения;
  • получает неудовлетворительные оценки, успеваемость резко снижается.

Если хотя бы на три вопроса вы ответили положительно, значит есть вероятность того, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга.

Подозревая буллинг в отношении ребёнка, поговорите с ним и выразите свои опасения. Однако, об этом не всегда стоит говорить прямо. Задайте несколько наводящих вопросов: «Я видела эпизод о буллинге в новостях, это происходит в вашей школе? У тебя есть друзья в школе? С кем ты общаешься? С кем ты сидел сегодня за обедом? В школе дразнят кого-нибудь, издеваются над кем-то? Кто-нибудь тебя дразнит? Есть ли в твоей школе дети, которые ведут себя злобно или нарочно задевают тебя?»

Если вы подозреваете активность буллинга в образовательном учреждении, обратитесь к классному руководителю: «Как мой ребёнок ладит с другими учениками в классе? Вы подозреваете, что моему ребёнку угрожают издевательствами? Как и с кем мой ребёнок проводит свободное время? Какая воспитательная работа по сплочению коллектива проводится?»

Буллинг в школе

Вероника Михалко: Много лет я работаю как психолог-консультант в сфере альтернативного образования. Ко мне довольно часто обращаются родители, которые вынужденно ищут альтернативу школе именно из-за буллинга.

Важные моменты для работы психолога с последствиями травли:

  • Все родители, которые обращаются ко мне за помощью, обладают большой осознанностью, заинтересованы в благополучии своих детей, не потеряли их привязанности, пользуются авторитетом. Тем не менее даже дети из этих семей сталкиваются с буллингом. Таким образом, относительно благополучная семейная ситуация не застраховывает от его возникновения, и, наоборот, если ребенка травят в школе, это не свидетельствует напрямую о неблагополучии семейной ситуации.
  • Если на уровне школы (или альтернативной родительской инициативы) проблема не признается, травля раньше или позже распространяется и на родителей. Как правило, ко мне на консультацию с запросом ухода из школьной системы родители приходят уже в ситуации, когда буллингу подверглась вся семья.

Как это происходит?

Учитель/администрация школы не желает признать и/или не может справиться с ситуацией буллинга, жалобы/просьбы/требования со стороны родителей не прекращаются, и сами родители становятся проблемой для школы. В итоге все сводится к обвинению родителей в том, что их ребенок не такой/ая, они не так воспитали/настроили, не компетентны как родители. Фактически, это классическая ситуация виктимблейминга, когда в проблемах обвиняют самих пострадавших, а в данном случае еще и их родителей.

Травля может возникнуть в любом детском коллективе, в том числе немногочисленном, альтернативном, созданном с самыми гуманными представлениями об образовании и воспитании – в кружке, частной школе, семейном классе, детском лагере и т.д. Дорогая частная школа с маленьким классом – не гарантия отсутствия травли, иногда, наоборот, ее статусность и декларируемые ценности не позволяют сразу назвать вещи своими именами и обозначить проблему.

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Артур Реан и Мария Новикова поясняют, почему стратегии подавления неприменимы:

Возмущение действиями педагога, накопленная агрессия могут потом «сдетонировать», что и происходит в случаях нападений на школы.

Булли (агрессор) так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу. «Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников

Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова

«Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников. Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова.

Предпримите действия в школе, где учится ребёнок

Если ваш ребёнок с расстройством аутистического спектра подвергается травле, как можно скорее обратитесь в школу. Школы относятся к травле чрезвычайно серьёзно. Учителя должны обучаться распознавать травлю и прекращать её. Вместе с вами они должны попытаться предотвратить травлю в будущем.

Организуйте встречу с учителем вашего ребёнка, администрацией школы, координатором по вопросам социального обеспечения или специалистами службы поддержки. Будете настойчивы, не проявляйте злость, это повысит успех встречи.

В ходе встречи объясните, как издевательства влияют на вашего ребёнка, и выслушайте точку зрения школы. Взаимодействуя с персоналом школы, вы сможете определить время, место, учеников и виды деятельности, в которых риск травли ребёнка наиболее вероятен.

Также спросите, что делает школа для предотвращения травли.
Например, есть ли там:

  • безопасные места для приёма пищи детьми с РАС (библиотека, комнаты для шахматных или садоводческих кружков);
  • контролируемые безопасные места для детей с РАС, куда они могут пойти в случае необходимости;
  • сотрудник школы, которому можно сообщить о травле, ящик для сообщений о травле, если ребёнок не хочет ни с кем говорить;
  • программа повышения осведомлённости о РАС;
  • программы, помогающие детям с РАС развивать игровые и социальные навыки;
  • совместная социальная групповая деятельность, включающая детей с РАС;
  • система приятельской поддержки.

Перед завершением встречи убедитесь, что вы и школа выработали план, как справиться с ситуацией.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Причины издевательств в школе

Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

  • Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
  • Или наоборот — подросток часто пропускает школу
  • Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
  • Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
  • Слишком заниженная самооценка
  • Подростка можно описать как «типичный тихоня»
  • Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
  • Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
  • Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив

Если проблема уже существует?

Людмила Петрановская писала: «Здесь самое главное – признать, что проблема существует, вынуть голову из песка, не замалчивать, не ждать и включать в работу всех – жертву, преследователей, свидетелей (то есть весь класс), родителей, учителей, администрацию. Назвать травлю – травлей, насилие – насилием».

Самое сложное здесь – именно предать проблему огласке, потому что эту тему часто пытаются замять, замалчивают. Для некоторых учителей это равносильно признанию в своей некомпетентности, несостоятельности – это стыдно. А для школы – пятно на их репутации. Есть и другая крайность – считать, что «дети сами разберутся», не вмешиваться. Иногда вмешательство педагога бывает даже хуже невмешательства – жертве пытаются донести идею, мол, сама виновата,  или что это какой-то «не такой» ребенок.

Здесь обычно первыми бьют тревогу родители. Они начинают разговор с классным руководителем. И уже на этом уровне, если все признают проблему, можно справиться «малой кровью», проводя классные часы и занятия с привлечением школьного психолога.

Иногда приходится подключать администрацию – завуча, директора, чтобы они со своей авторитетной позиции разговаривали с участниками конфликта.
 

Если факты очевидны, а ни педагоги, ни руководство школы не хотят предпринимать ничего и игнорируют проблему, мой совет – уходить из этой школы подальше без сожаления.

Печалит тот факт, что часто именно родители просвещают педагогов и администрацию о том, что им надо делать, чтобы искоренить травлю в классе. Есть прекрасное методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов предотвращению буллинга «Травли NET», где расписан четкий алгоритм действий в ситуации травли.

Когда пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1.  Инаковость. Кто-то просто отличается от других
    внешностью, акцентом и прочим.
  2.  Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
    после которых всё встаёт на свои места.
  3.  Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
    появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4.  Самозащита. На этой стадии жертва
    начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
    нарываться на конфликт).
  5.  Злоупотребление. «Сильная» сторона
    регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6.  Растущая
    неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в
    происходящем себя.
  7.  Изоляция
    жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
    окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8.  Длительный
    стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
    развивается хронический стресс.
  9.  Исключение
    жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
    (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
    проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
    мысли о суициде.

Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

Почему одни дети дразнят других

Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. «Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!».

Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.

Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!

По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.

А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.

Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: «Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже».

А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.

Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?

Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.

Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.

Что же делать в таких случаях? Как реагировать?

Как пережить буллинг со стороны одноклассников?

Говоря простыми словами, буллинг – это травля, психологическое и/или физическое давление, насилие над человеком. Буллинг делает подростков и детей неуверенными в себе, зажатыми, тревожными, может привести к серьезным психологическим травмам. С буллингом мы сталкиваемся часто, и не только в школе.

Основная причина травли – отличие человека от других

Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы. 

Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:

1. Расскажите учителю.

Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.

Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.

2. Расскажите о проблеме родителям. 

Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.

Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу. 

Поговорите о травле с ребёнком в спектре аутизма

Cпросите своего ребёнка том, что вызвало его огорчение. Если у ребёнка ограниченная речь, можно попросить его нарисовать или показать при помощи картинок (карточек), что именно его тревожит.

График эмоций поможет вам понять, как ребёнок чувствовал себя во время различных событий в течение дня. Создайте временную шкалу, перечислив на ней события дня в хронологическом порядке. Дайте ребёнку карточки счастливых, грустных и сердитых лиц. Произнесите название занятия, начиная с самого начала дня, и попросите ребёнка выбрать картинку с лицом, показывающим его самочувствие в то время.

Травля и дети в спектре аутизма

У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) высок риск подвергнуться травле, особенно в обычных школах. Травля может пагубно сказаться на их самооценке, психическом здоровье, социальных навыках и успеваемости в школе.

Травля — это когда одни дети снова и снова дразнят других детей. Они делают так, чтобы задеть чьи-то чувства или убедиться, что кто-то остался вне игр или другой деятельности.

Примеры травли:

  • говорить гадости, обзывать людей или распространять о них гадкие истории;
  • исключать из общения, совместной деятельности;
  • бить и толкать людей, отбирать их вещи.

Обнаружить травлю бывает не так просто, особенно в отношении детей с РАС. У них не всегда есть речь, или они не знают, как понятно рассказать о происходящем.

Кроме того, дети с РАС не всегда осознают, что над ними издеваются, особенно когда травля носит неявный характер. Иногда дети с РАС считают, будто какой-то ребёнок дразнит их, а на самом деле он просто пытается пообщаться или вместе поиграть.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон. 

Что делать родителям   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года. 

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. 

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

Причины буллинга

Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым

Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

История №1. «Любая система человечков пытается выстроить иерархию»

— У моей дочки очень взрывной темперамент и повышенное чувство справедливости. Она родилась в ноябре и поэтому пошла в школу не со своей садовской группой, а на год позже. В ее классе были в основном дети из одной группы, те, кто вместе уже с сада.

В классе 25 человек. Я сама руководитель и понимаю, что управлять таким коллективом непросто, а уж тем более разруливать конфликты. Любая система человечков стремится выстроить иерархию, и так как взрослые почему-то не управляют этим процессом, инстинкты выживания и иерархии начинают управлять детьми. Кто-то прогибается, кто-то смиряется, кто-то начинает сопротивляться.

Если ребёнок отличник, у него будет хотя бы поддержка учителей, если же ребёнок слаб в учёбе, ему будет доставаться еще и от учителей.

У моей дочки не складывались отношения с девочками, и она начала дружить с двумя мальчиками, которых тоже травили. Втроем они продержались первый и второй класс. Потом одного мальчика перевели в другую школу, и я по семейным обстоятельствам перевела дочь в маленькую школу, где в классе 11 человек. Школа деревенская, и там свои законы.

Нас как семью не очень хорошо приняли в деревне, и дочке доставалось уже из-за сплетен между взрослыми. Её единственную в классе учитель называла по фамилии. А дети из-за фамилии начали ее дразнить. Как противостоять этому, я не знала, опыта у меня не было, а муж только советовал дочке не обращать внимания. Я искала подсказки в интернете, показывала разные видео, рассказывала про психологию, зависть, страхи других людей. Она пыталась вырулить самостоятельно.

Но жизнь сложилась так, что мы не выдержали давления деревенских и вернулись в город, перевели дочку в 5 класс.  Там она примкнула к девочке, которую травили и одноклассники, и учителя, дочка не могла смотреть на всё происходящее равнодушно и стала учиться защищать не только себя, но и её. Так продолжается   и по сей день.

На мой  взгляд, в школах не работают с детской агрессией, и сами учителя бывают очень агрессивны. Я предлагала провести тренинги по управлению своими эмоциями, но школьные психологи не хотят ничего подобного.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий