Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: критерии развития девочки, мальчика

Зрение и слух в 3 месяца

По достижению трехмесячного возраста, выходят на новый этап развития, слух и зрение малыша. Ребенок в состоянии следить глазами за движущейся игрушкой, с интересом рассматривать и оценивать расстояние до нее. Может подолгу заострять взгляд на предмете, разглядывая люстру под потолком или рисунок на обоях. Внимательно следит за лицами родных, реагирует на изменение выражения лица и улыбку, и даже пробует повторять мимику.

Развитие слуховых центров ребенка, тоже продолжает совершенствоваться, он пытается поворачивать голову в сторону источника звука, а заслышав мамин голос, реагирует на него, расплываясь в улыбке, и отвечает, лепеча что-то на своем языке.

Несколько простых игр – упражнений, для тренировки навыков зрения и слуха: 

  1. Держа игрушку на расстоянии 25-30 см от глаз ребенка, дайте ему сфокусировать на ней взгляд, перемещайте ее в разные стороны, добиваясь, чтобы он следил глазами за предметом. Упражнение развивает глазные мышцы и фокусировку взгляда.
  2. Погремушками, или шуршащими и звенящими игрушками, издавайте звуки с разных сторон от малыша, спрашивая при этом у него «Где звенит?». Ребенок учится улавливать источник звука, поворачивая голову в его направлении.
  3. Включайте малышу музыку на несколько минут и уже вскоре, вы удивитесь, как отличается его реакция на различные произведения.

Развитие речи у детей до года по месяцам, нормы и рекомендации

Речь трехмесячного ребенка

На четвертом месяце жизни, у многих малышей начинает или активно продолжает развиваться навык гуления, в виде протяжных звуков «гааа», «бууу», «гууу», это один из этапов формирования его речи. С каждым прожитым днем, слоги, которые произносит кроха, становятся все отчетливее и разнообразнее, появляются новые звуки и интонации

Ваша задача поддержать диалог, отвечайте малышу на его «слова» его же языком, улыбайтесь и вы увидите неподдельную радость на ваше внимание, в его глазах

Старайтесь постоянно разговаривать с малышом, комментируя все, что вы делаете. Читайте тематические стишки и потешки, например, когда умываете или одеваете его, и эта простая привычка поможет быстрому и активному развитию дальнейших речевых навыков вашего малыша.

Как развивается речь от 2 до 3 лет

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.

Особенности физического развития

До трехмесячного возраста ребенок, в основном, только есть и спит. Но постепенно его режим начинает меняться. Он все больше времени проводит в общении с окружающим миром. Его мышцы постепенно крепнут, а сам ребенок начинает проявлять активность и интерес ко всему, что его окружает.

В физическом развитии младенец очень изменился, подрос, окреп и поправился. Его вес за последний месяц мог увеличиться от 600 граммов до 1 килограмма, а рост – примерно на 2-3 сантиметра. Кроха становится пухленьким, у него появляются щечки и складочки на тельце. Это объясняется развитием подкожно-жировой ткани младенца.

Нужно отметить, что интервалы прибавки веса могут колебаться, это зависит от того, какой изначальны вес был у малыша при рождении, от генетики и характера кормления (например, одни мамы кормят своих детей по часам, другие – по требованию).

В три месяца ребенку становится скучно лежать только на спинке, и он начинает пытаться переворачиваться на животик. Чтобы эти навыки быстрее закрепились, необходимо помогать малышу. Для этого полезно будет делать специальные упражнения, которые помогут ребенку быстрее освоить новые навыки и даже ускорить их формирование.

  • Упражнения, которые стимулируют перевороты ребенка. Выполняются они следующим образом: ребенка, лежащего на спинке, нужно слегка приподнять за голень ножки и постараться завести ее вокруг тельца, стимулируя поворот. Поворот нужно делать с некоторым импульсом, чтобы помочь ребенку таким образом перевернуться на животик. Такие упражнения нужно делать как в правую, так и в левую стороны.
  • Регулярные выкладывания на животик. Такие упражнения помогают укрепить спинные мышцы и мышцы шеи крохи. Чтобы малышу было не скучно лежать на животике, лучше раскладывать перед ним яркие игрушки, или использовать развивающий коврик;
  • Комплекс упражнений, рекомендуемый педиатром.

Лежа на животике, ребенок активно познает окружающее пространство: поднимает головку, приподнимает плечики и опирается на ручки. Это основные навыки младенца трехмесячного возраста. Совсем скоро он научиться удерживаться в таком положении и играть с игрушками. Если положить перед ребенком яркую погремушку, он обязательно будет стараться дотянуться до нее, что поможет ему научиться скорее ползать.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал лежать на животе. Если он опускает головку, словно хочет спать, нужно перевернуть его на спину и дать отдохнуть

В это время дети начинают все тащить в рот и пробовать.

С трех месяцев у ребенка начинает формироваться подобие режима сна и бодрствования, отдыхает он примерно в одно и то же время, что дает маме возможность подстраиваться под кроху и успевать делать домашние дела.

Все действия ребенка регулируются с помощью инстинктов и рефлексов. К трехмесячному возрасту большинство детских рефлексов исчезают, хотя, некоторые из них еще сохраняются. К таким относят сосательный рефлекс, рефлекс Моро (вскидывание ручек в ответ на поднятие ножек младенца или выкладывание его на спину) и рефлекс ползания. Они выражены еще очень сильно, поскольку влияют на дальнейшее развитие крохи.

На плановом осмотре у педиатра ребенку трехмесячного возраста сделают необходимые прививки: капли в ротик от полиомиелита (ОПВ) и инъекция от коклюша, дифтерии и столбняка (КДС).

Об особенностях вакцинации, ее значении и необходимости, а также национальном календаре прививок, вы можете узнать здесь: График прививок ребенка до 3 лет

В три месяца ребенка осматривает врач-ортопед, который помогает выявить возможные патологии и объясняет, какие ортопедические проблемы могут появиться у малыша в этом возрасте и что нужно исключить из занятий и упражнений с ним. Врач проверит подвижность суставов, симметричность складок, симметричность положения на животе (ребенок не должен заваливаться в какую-то сторону), опору на ручки.

Какие двигательные навыки свойственны?

Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Развитие ребенка в 3 месяца характеризуется тем, что он научился осмысленному выражению эмоций. Появляется громкий смех, когда ребенок доволен, или резкий крик, когда малышу что-то не нравится. Кроме того, проявляются индивидуальные интонации голоса. Давайте перечислим, что должен уметь малыш в три месяца:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить игрушки к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • Уверенно держать голову, лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взор на игрушке, мелких предметах и крупном узоре;
  • Замечать предмет положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Следить за движением крупных объектов;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д.

Как видно, физическое и психическое развитие ребенка ушло далеко вперед по сравнению с первыми неделями жизни. Кроме того, в третьем месяце у детей начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок должен узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху.

Питание

Режим питания к 3 месяцам налаживается, и малыш уже не так часто, как раньше, прикладывается к груди. Днем получается примерно 6-7 основных кормлений через каждые 3-3,5 часа. За один прием ребенок должен съедать не меньше 120-170 грамм. Конечно, к основным кормлениям могут прибавляться незначительные кормления по разным поводам, но постарайтесь не пользоваться этим постоянно. Когда малыш начинает беспокоиться или плакать, исключайте сначала другие причины, и только потом голод.

Не нужно экспериментировать и давать попробовать малышу капельку сока или чего-то ещё. Введение прикорма раньше этого времени не то, чтобы не требуется, а может быть даже опасным для пищеварительной системы.

Вы также можете воспользоваться калькулятором для расчета режима питания малыша в 3 месяца (при грудном и искусственном вскармливании) и калькулятором расчета суточной нормы потребления белков, жиров и углеводов ребенка.

Познавательное развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок в возрасте 3 месяцев всматривается в игрушку, крупный узор. Замечает игрушку в разных положениях:

  • лежа на спине,
  • лежа на животе с опорой рук на предплечья,
  • лежа на боку,
  • на руках у взрослого.

Развитие ребенка в 3 месяца позволяет ему следить внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного), сосредоточивать взгляд, следить взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине. Ребенок 3 месяцев вслушивается в звуки погремушки, поворачивает голову в сторону источника звука. Что еще умеет ребенок в 3 месяца? Тянет руки к подвешенным игрушкам, наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы. Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Развитие психики и эмоциональной сферы: психическое развитие в три месяца

Моменты, на которые не все родители обращают должное внимание в силу малого опыта и незнания, это то, что не относится к физическому росту. В 3 месяца у ребёнка идёт активное развитие нервной системы. Психология выделяет несколько основных функций психики, включая эмоции. Малыш уже способен запоминать черты лица близких людей, которых он видит каждый день или почти каждый день, запоминает интонации и голос

В память закладываются основы речи, поэтому важно каждый день много разговаривать с ребёнком, читать ему сказки или рассказывать короткие истории

Малыш уже способен запоминать черты лица близких людей, которых он видит каждый день или почти каждый день, запоминает интонации и голос

В память закладываются основы речи, поэтому важно каждый день много разговаривать с ребёнком, читать ему сказки или рассказывать короткие истории

Ниже основные моменты психоэмоционального развития, или что ещё умеет ребёнок в 3 месяца.

Зрение

Находясь в кроватке, коляске, на руках, малыш с неподдельным интересом рассматривает всё. Голову он держит уверенно, крутит ею в разные стороны, чтобы осмотреться лучше. Сосредотачивайте взгляд ребёнка на конкретных объектах, показывайте разные предметы, рассказывая что-нибудь о каждом, как он называется, какого цвета и прочее. Это поможет младенцу быстрее понимать смысл речи и развивает процессы мышления.

Слух

Грудничок уже гораздо лучше ориентируется на источник звука и его месторасположение

Услышав знакомый голос, он ищет человека взглядом и фиксирует внимание на нём несколько минут. Для развития слуха есть специальные упражнения, например, разговор с младенцем из разных сторон комнаты и на разном от малыша расстоянии, с разной интонацией и громкостью

Ребёнок на третьем месяце жизни ещё не может воспроизводить услышанное голосом, но уже хорошо и разнообразно гулит, произнося и гласные, и согласные звуки.

Эмоции

Чтобы в общих чертах иметь представление о том, как развивается ребёнок в 3 месяца, можно охарактеризовать этот возраст периодом комплекса активности. При виде родителей младенец гулит и улыбается, машет руками и ногами, показывая, что он их узнал и рад.

Эмоции ребёнка в 3 и даже в 4 месяца зашкаливают, грудничок оживляется, когда с ним играют, общаются, поют рядом или играют на музыкальном инструменте. Развитие малыша по месяцам очень заметно, если ещё недавно он лишь осваивал мимику и учился реакциям на окружение, то сейчас уверенно их использует. Например, недовольство в зависимости от его степени и своего характера грудничок показывает плачем, гримасами, ёрзает руками и ногами в разные стороны.

Внимательный родитель быстро изучает все эмоциональные проявления младенца и учится реагировать на них своевременно, не доводя до истерик.

Рост и вес в 3 месяца

У малыша продолжает накапливаться жировая ткань. Он округляется, приобретает пухлые щечки и перевязочки на теле. Для нормального роста и веса у трехмесячных детей существует достаточно большой разброс. Рост может колебаться от 54 до 64 см, а вес ребенка в 3 месяца может быть от 3 до 6 кг. Размеры ребенка зависят также от его роста и веса при рождении. Сколько же весит в среднем ребенок в 3 месяца? Мальчики весят 5,250 кг и имеют рост 59 см, а девочки – чуть меньше: вес – 4800 г и рост – 58 см. При грудном вскармливании различия роста и веса у разных детей довольно велики.

Кстати, если малыш питается материнским молоком, то врачи относятся к превышению нормы веса более благосклонно, чем при искусственном вскармливании. Дело в том, что при грудном вскармливании практически невозможен перекорм, и если ребенок крупный, можно считать это личной нормой. А на искусственном вскармливании здоровью ребенка может угрожать состав смеси, более богатой жирами и сахарами, а жидкость из бутылочки поступает так легко, что некоторые дети могут и не рассчитать, сколько им надо. Отклонения от среднего веса ребенка в 3 месяца считаются нормой, если ребенок хорошо себя чувствует. Это значит, что он активен и полон интереса к окружающему миру, нормально кушает и спит, писает не менее 12 раз в сутки, а испражняется 6-8 раз. Еще одним критерием достаточного питания считается рост ногтей и волос.

Питание ребенка в 3 месяца

При грудном вскармливании все остается без изменений. Малыш прикладывается к груди по требованию. В среднем за день количество прикладываний доходит до 10, при этом многие дети просыпаются и ночью для того, чтобы поесть (2–4 раза). Но есть и те, которые наевшись перед сном, сладко спят до утра.

За сутки малыш может съесть 800 грамм грудного молока. Во время одного кормления он может съесть больше, во время другого меньше. Если объем съеденного молока превышает 120 грамм за один раз, малыш переедает и срыгивает.

Дети, для которых грудное молоко – это основное питание, в этом возрасте не нуждаются в дополнительном питании. Поэтому вводить прикорм (соки, пюре) рано. Если меню мамы сбалансированное, то грудничок получит все необходимые витамины, минералы и микроэлементы с молоком.

Поэтому женщина должна делать упор в еде на:

  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Мясо и рыбу;
  • Крупы;
  • Молочную продукцию.

По истечении 3-х месяцев после рождения ребенка многие мамы прекращают грудное вскармливание. Происходит это по причине того, что женский организм адаптируется, и кормящая мама не ощущает приливов молока как раньше. Вместе с этим малыш во время кормления проявляет больше интереса к тому, что его окружает, нежели к груди матери. Он постоянно вертится, плохо ест, не наедается. Данная ситуация вызывает беспокойство у мамы, которая начинает думать, что грудного молока ее малышу недостаточно.

Но кормящие женщины должны помнить, что это кризис, и его необходимо переждать. Подкармливать ребенка смесью не стоит, так как после нее он может вовсе отказаться от груди.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, находясь на искусственном вскармливании, написано на упаковке детского питания. Каждый производитель указывает эту информацию. В случае с искусственным вскармливанием оно осуществляется через определенные промежутки времени (об этом также можно почитать на упаковке детской смеси).

Частые проблемы

  1. Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
  2. Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
  3. Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.

На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Какие занятия и игры необходимы

Чтобы развить у младенца навык переворачивания со спины на живот, что крайне важно для тренировки мышц, есть эффективное упражнение: лежащего на спине малыша нужно аккуратно взять за правую ножку, немного приподнять и направить влево. Грудничок по инерции сначала повернётся на левый бок, а затем и на живот

Это же упражнение проделывается и с левой ножкой.

До купания полезны мануальные занятия – лёгкий массаж. Начните с лёгкого поглаживания, плавно переходя к растиранию и вибрации. Массируйте поочерёдно ноги, руки, живот, грудь, спину. Для лучшего скольжения можно использовать вазелиновое масло. После купания делается гимнастика – грудничку следует делать ненавязчивые сгибания рук и ног.

Для лучшего контакта с родителями, тренировки речи на будущее можно использовать чтение коротких стишков при каждом действии с малышом (купание, одевание, мелкие гигиенические процедуры). Помочь молодым родителям с выбором потешек и игр для развития речи может комплекс «Говорим с пеленок». Такие занятия одновременно помогают отвлекает детей от неприятных манипуляций, таких как подстригание ногтей.

Уход за ребенком 3 месяцев

Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2-5 дней. Это нормальное явление для детей 3-4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании — если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Сон. Ночной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2-4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных — по 1-2 часа и 2 коротких сна — по 30-40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20-30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние — может беспокойно спать, капризничать без причины.

Развитие ребенка в 3 месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах

Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий