Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

Не рисуйте за ребенка

Проблема рисунков и аппликаций преследует родителей с того момента, как их ребёнок идёт в первый класс. Но и эти задания первоклассник может выполнить самостоятельно! Их придумывали, чтобы способствовать творческому развитию детей, а не чтобы их мучить. Основная причина проблемы – ребёнок боится, что его поделка будет некрасивой, хуже, чем у других

Важно объяснить, что свои успехи нужно сравнивать не с успехами других, а со своими достижениями из прошлого, чтобы отслеживать свой прогресс. Заведите отдельную папку для аппликаций и рисунков и просматривайте их время от времени

Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше.

Нужна ли обувь?

Первая обувь малыша – это спорный момент. Большинство ортопедов заявляют, что крохе для освоения ходьбы нужны сандалии с поддерживающим супинатором. По мнению врачей, эта обувь поможет избежать развития плоскостопия.

Американский ортопед С. Виклер проводил на эту тему исследование в течение нескольких лет. В итоге он заявил, что именно супинаторы негативно влияют на изгиб стопы. По мнению известного ортопеда, нужно выбирать только ту обувь, в которой кроха сможет пошевелить всеми пальчиками.

По возможности стоит вообще избегать обуви. Так, ребенок должен ходить дома босиком. Это способствует правильному развитию мускулатуры и закаливанию.

При желании можно надевать крохе носочки с прорезиненной подошвой. Они часто используются для профилактики плоскостопия.

Завышенные ожидания родителей

Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.

Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации —  пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок? 

6–9 лет

Ребенок готовится к школе и идет учиться. Он все больше ценит друзей и меньше эмоционально зависит от семьи. Но ему крайне важна поддержка, которую создают родители, и навыки, которые позволяют быть самостоятельным и ярким среди сверстников.

Одевание

Школьника мы учим его не только красиво застегивать все пуговки и поправлять одежду перед зеркалом, но и самостоятельно ухаживать за вещами. Вешать рубашки или блузки на плечики, чистить липким валиком брючки и сарафаны, надевать галстук или завязывать бант.

В этом возрасте ребенок начинает следить за детской модой, хочет быть стильным. Поощряйте это, обсуждайте вещи при выборе в магазине, предложите сыну или дочке самостоятельно собрать гардероб. Не за горами время, когда ребенок сможет сам покупать себе одежду и обувь.

Еда

Теперь ребенок учится не только красиво сидеть за столом, орудовать ножом и вилкой, но более полно обслуживать себя: положить в свою тарелку пюре, куриную ножку и ложку салата, налить себе и маме чаю, красиво выложить пряники на тарелку. В 6–9 лет (иногда раньше) дети начинают с удовольствием готовить простые блюда. Это время горячих бутербродов, пицц, оладушков, яичницы, простых манников и пирогов. Приготовление еды или сервировка стола помогают ребенку почувствовать себя самостоятельным и важным, дают уверенность в себе.

Гигиена

Младшие школьники все еще нуждаются в контроле во время настоящего купания и мытья головы, но умываются и чистят зубы уже сами. Здесь должны работать навыки, которые вы заложили в более раннем возрасте. И все же за чисткой зубов по-прежнему стоит следить: от этого зависит их здоровье.

Установите в ванной таймер, который поможет чистить зубы не менее двух минут, напоминайте о правилах и порядке чистки. Научите детей пользоваться зубной нитью — теперь они справятся

Уделите особое внимание выбору щетки и пасты. В премиальной линейке Colgate есть опция для 6–9 лет со 100% натуральным вкусом, которая содержит фторид в соответствующем возрасту количестве и помогает укреплять эмаль появляющихся постоянных зубов

Эта паста не содержит глютена, парабенов, искусственных подсластителей и красителей, имеет вид прозрачного геля с мятно-клубничным вкусом и защищает зубы в период смены молочных на постоянные.

Вот так шаг за шагом дети учатся самостоятельности. Если мы заложим им правильные привычки, это не только поможет нашим мальчикам и девочкам стать независимыми, но еще укрепит их здоровье и благополучие в будущем. Поэтому не жалейте на это времени и выбирайте лучшее для детей!

В рамках международной детской программы Colgate «Ослепительная улыбка на всю жизнь» правильной гигиене полости рта уже обучены более миллиарда детей в 80 странах мира!

Здоровье начинается со здоровой улыбки.

Возможные причины проблем при обучении ребенка ходьбе

Иногда случается так, что родители следуют всем рекомендациям и тренируют малыша, но процесс самостоятельной ходьбы не идет. Неудачи в этом вопросе бывают связаны с:

  1. Генетическими (наследственными) причинами. Следует уточнить у своих родителей. Если человек начал ходить рано, то его дети скорее всего пойдут рано, и наоборот, если родители пошли поздно, то и дети зачастую повторяют их путь в раннем развитии.

  2. Избыточный вес. Проблемой века на всех континентах стал лишний вес и проблемой любителей «вкусняшки» он становится уже с младенчества. Потребуется скорректировать меню и режим питания малыша, для снижения его веса и соответственно нагрузки на мышцы ног, что позволит ускорить обучение самостоятельной ходьбе.

  3. Климатические особенности региона. Установлено, что в более южных широтах дети развиваются быстрее, чем их сверстники на севере.

  4. В особенностях влияния темперамента на психомоторное развитие ребенка. Существенная разница отмечается в обучении ходьбе, например, сангвиника и холерика. Учитывая характер, полученный ребенком с рождения, не стоит торопить события.

  5. Страх ходьбы, связанный с падениями и неудачными попытками научиться ходить. Преодолеть его можно, формируя позитивное отношение к ходьбе, отмечая и поощряя каждую удачную попытку начать ходить, а также отвлекая малыша от неудач.

  6. Необдуманное использование ходунков. При чрезвычайном увлечении этим приспособлением своды стоп у ребенка могут сформироваться неправильно, — это приведет к проблеме при попытках ходить самостоятельно. Не следует подолгу оставлять ребенка в ходунках, а по возможности лучше вообще от них отказаться.

  7. Случается, что, заболев, ребенок утрачивает недавно приобретённый навык ходьбы. Слишком переживать не стоит, когда самочувствие восстановится можно повторить обучение и навык быстро вернется.

  8. Иногда проблема бывает вызвана сбоями в работе опорно- двигательного аппарата. Здесь решение вопроса уже будет зависеть от профессионалов, потребуется осмотр специалиста и лечение.

Правильно организованный режим дня

Залог успешного обучения ребенка — это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов — сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.

Факультативные занятия — это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой — пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.

Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе, длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом

Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию

Очень важно организовать рабочее место малыша дома. Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире

Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради. Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.

Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Домашка воспринимается как повинность

Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться. 

<<Перелинковка>>

Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.

Что делать? Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых. 

Факторы длительного «сидения» детей

В некоторых случаях даже очень настойчивые попытки научить малыша ходить ни к чему не приводят. Связаны эти неудачи с огромным количеством самых разнообразных факторов. Почему же малыш не стремится делать первые шаги?

Избыточный вес.

Многие малыши до года из-за лишнего веса обладают низкой активностью, что затормаживает физическое развитие. Чаще всего это случается либо из-за некорректного введения прикорма, либо из-за перекармливания. Чтобы выяснить, так ли это, необходимо сравнить вес малыша с нормами его возрастной категории. При необходимости рекомендуется обратиться к эндокринологам и педиатрам, чтобы выяснить причину лишнего веса.

Темперамент.

Психомоторное развитие у малышей начинается на первом году жизни. Общая активность детей прямо обусловлена работой их нервной системы, в которую входят индивидуальные психические особенности и эмоциональную возбудимость. Так, например, флегматичные и меланхоличные по темпераменту малыши, как правило, начинают делать первые шаги позже холериков и сангвиников.

Наследственность.

Предрасположенность — еще один мощный фактор, влияющий на малышей. Если родители, бабушки и дедушки встали на ноги позже, то с огромной вероятностью и их дети тоже будут в этом плане довольно поздними «ходоками».

Климат.

Климатические условия также прямо влияют на развитие малышей до года и позже. Многочисленные исследования подтвердили, что малыши, появившиеся на свет и выросшие в южных регионах, быстрее начинают ходить, чем те, кто родился и вырос в северных широтах. То же самое касается не только хождения, но общего психоэмоционального и физического развития.

Ходунки.

Как показывает практика и исследования специалистов, ходунки также могут влиять на стремление малышей делать первые шаги. При корректном высаживании малышей в ходунки и грамотной эксплуатации устройства ребенок сможет быстро научиться ходить, поскольку ходунки только стимулируют его физическую и познавательную активность. Однако при неправильном высаживании, плохом качестве устройства, слишком длительном нахождении в ходунках ребенок может заработать искривление осанки или плоскостопие, что дополнительно снизит его желание двигаться.

Стресс.

Нередко стрессовые ситуации или напряженная атмосфера в доме негативно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка и снижают тягу к познанию. К числу негативных факторов можно отнести переезд, смену привычной обстановки, появление незнакомых людей в доме и прочие факторы, пугающие малыша.

Заболевания.

Не только сами заболевания (воспалительные, простудные, хронические), но и период восстановления отнимают у малыша много сил и энергии. Если организм ребенка ослаблен, попытки малыша ходить лучше пресечь до полного его восстановления.

Врожденные патологии.

Одна из серьезнейших проблем пониженной активности в раннем детском возрасте — наличие врожденных патологий опорно-двигательной системы или ЦНС. Для того чтобы исправить ситуацию, потребуется обратиться к специалистам за диагностикой и лечением.

Особенности малышей до года.

11 упражнений для начала ходьбы

Чтобы ребёнок вовремя начал ходить, важна правильная физическая подготовка. Предлагаем 11 супер-упражнений для тренировки малыша.

Для начала упражнение для родителей: никакой паники и криков даже при падениях. Спокойно обнимите упавшего и дайте возможность идти снова. Ребёнок должен почувствовать самостоятельность и уверенность, а ни в коем случае не страх перед передвижениями. Дайте ему свободное, довольно безопасное пространство с низкими пуфами, тумбами для опоры и время пробовать.

Есть ряд упражнений, которые полезно проводить с малышом ещё до того, как он сделал свой первый шаг. Но есть и такие, которые помогают уже закреплять навыки ходьбы и тренируют силу ножек. Когда ребёнок уже умеет стоять, проводим тренировку.

11 супер-упражнений для малыша

1. Тренируем мышцы спины, пробуем наклоны. Ребёнок стоит спиной к взрослому, тот держит коленки малыша, чтобы они не сгибались, и поддерживает туловище. Рядом с ребёнком кладём игрушку, просим её поднять, наклонившись вперёд, то есть малыш не должен приседать, а именно наклониться на прямых ножках.

2. Пробуем поднимать выпрямленные ноги, лёжа на спине. Держим палочку или игрушку, просим малыша дотянуться ногами. В идеале прямыми ногами до прямого угла.

3. Тренируем приседания на ровной стопе с поддержкой взрослого.

4. Ползание на четвереньках. Учим попеременному передвижению рук и ног. Кладём игрушку на расстоянии от малыша, подталкиваем стопы, побуждая к движению за игрушкой.

5. Отлично работает упражнение с коляской. Уже с 9 месяцев можно ставить её перед ребёнком так, чтобы он держался за неё, потом аккуратно её двигать. Это заставляет малыша тоже двигаться вперёд.

6. Также в этот период тренируем мышцы ножек, присаживая малыша на корточки и раскачивая, держа за бёдра. Это побуждает ребёнка вставать на ровные ножки.

7. Есть простое упражнение для тех малышей, которые предпочли ползание ходьбе и несколько «застряли» на этом уровне. Достаточно располагать игрушки выше уровня их глаз.

8. Ходьба с малышом с поддержкой для обучения равновесию. Кисти руки ниже плеч или на их уровне. Когда малыш уверенно ходит с поддержкой двух рук, можно пробовать водить его за одну руку.

9. Ходьба с постановкой стоп малыша на стопы взрослого для закрепления движения.

10. Когда ребёнок умеет ходить, держась за руку, учимся преодолевать небольшие препятствия; следующий этап – ходьба по лестнице с поддержкой. Это очень активная тренировка мышц ног и равновесия.

11. Наклоны, приседания и скручивания готовят мышечную систему.

Следим за стопами

Важно, чтобы малыш ставил полную стопу, ровно, не выворачивал внутрь или наружу, не ходил на носочках. Это признаки зажимов мышц, невралгий, которые необходимо устранять

Также не забываем о свободе движений малыша. Ничего узкого, сковывающего в одежде.

Если ребёнку больше 13 месяцев, а он не делает попыток встать и сделать первый шаг, то стоит обратиться к педиатру, пройти курс массажа.

Полезные гаджеты

Хорошую помощь родителям в обучении и тренировке ходьбе оказывают всяческие приспособления: ходунки, вожжи, коляска-каталка. Ходунки очень удобны, но их практическая помощь в обучении ходьбе не доказана, однако не доказан и вред. Ясно, что ребёнку нельзя находиться в ходунках долго. Для тех детей, у которых выявлена дисплазия тазобедренных суставов, они вовсе противопоказаны. Вожжи и коляска-каталка более полезны в формировании равновесия.

Эта статья может быть полезна вашим друзьям? Поделитесь ссылкой в соцсетях!

С какого возраста начинать

Считается, что лучшее время для обучения плаванию – это или грудной возраст, так называемое грудничковое плавание, когда сохранены рефлексы при соприкосновении с водой, либо 5–7 лет, когда тело находится в подходящей физической форме. Дети в это время уже многое понимают, распознают причинно-следственные связи, но чувство самосохранения еще хромает. Поэтому небольшие происшествия, например попадание воды в рот или глаза, не пугают их настолько, чтобы прекратить занятия.

В возрасте семи лет можно обойтись без вспомогательных средств – нарукавников, жилетов, кругов, они только дают ложное чувство безопасности. Если вам не удалось обойтись без нарукавников, то нужно от них постепенно избавляться, резкая их отмена добавит стресса и неуверенности. Каждое занятие немного приспускайте используемое средство, чтобы ребенок ощущал свои силы, принимал свое положение и надеялся только на себя.

Признаки усталости

Прежде, чем перейти к действиям, обсудим, как можно распознать выгорание на фоне интенсивной умственной работы. 

1. Нарушение режима

Подросток не может уснуть вечером, а днём, бывает, спит на ходу. Дисбаланс сна и сопутствующие проблемы — сигнал, что нужно отдохнуть. Бессонница часто бывает симптомом выгорания — ребёнок сильно устал после школы, но не может провалиться в сон, и ситуация только усугубляется. 

2. Проблемы с аппетитом

Это может быть как его отсутствие, так и наоборот, компульсивные переедания, когда ребёнок ест слишком много и не всегда вовремя останавливается. И то и другое говорит о том, что эмоциональное состояние не в порядке. Дело нередко заключается в чрезмерной усталости после учёбы. 

3. Хандра

Может возникать как при сезонных переходах — например, осенью, — так и в стрессовые периоды, когда на ребёнка наваливается много учёбы и становится сложно справляться с объёмам дел

Но важно не путать хандру с депрессией. Последнее — серьёзное заболевание, которое не стоит игнорировать и списывать на обычное плохое настроение

При подозрении на депрессию проконсультируйтесь с врачом. 

4. Сниженная успеваемость

Отсутствие концентрации приводит к ухудшению оценок — подросток настолько выгорел и лишён энергии, что не может поддерживать учёбу на должном уровне. Как правило, это влечёт дополнительную фрустрацию и стресс — плохие отметки расстраивают ещё больше и отбивают мотивацию учиться. Получается замкнутый круг. 

Комплекс упражнений

Ежедневная гимнастика значительно ускорит процесс обучения. Выполняйте ее по утрам и в течение дня, чтобы научить ребенка ходить как можно скорее.

Ванька-встанька

Упражнение должно помочь ребенку научиться вставать без посторонней помощи. Помните: для его выполнения нужно, чтобы кроха уже умел ползать.

Возьмите любимую игрушку малыша и поманите его. Когда ребенок поползет, передвиньте фигурку немного дальше. Поставьте игрушку на кресло — когда чадо подползет к нему, обязательно захочет достать любимую вещицу и начнет вставать, цепляясь за кресло.

Неваляшка

Вам понадобится мяч для фитнеса любого размера. Посадите на него ребенка спиной к себе, крепко придерживая его за ручки.

Наклоняйте малыша в разные стороны, но не слишком резко — так вы сможете научить ребенка держать равновесие.

Колясочка

Как только у вас получится научить ребенка стоять, можно переходить к ходьбе. В этом вам очень помогут устойчивые подвижные игрушки, на которые можно опираться — кукольные коляски, к примеру.

Обоприте малыша на ручку колясочки и медленно подвиньте ее вперед. Сначала кроха потянется за ней, но чтобы удержать равновесие, придется сделать первый шаг.

Следите за любыми передвижениями младенца, оказывая ему должную поддержку в первое время.

Почему малыш до сих пор не ходит?

И вот драгоценному чаду исполняется 9 месяцев, и родители начинают переживать, ходить по педиатрам, невропатологам, ортопедам и т. д. Главный вопрос, который задают родители медикам: “Как научить детей ходить?”

Причин, почему бутуз не ходит, много. Давайте их рассмотрим:

  1. Характер или темперамент ребенка. Спокойные и неторопливые дети начинают ходить гораздо позже своих сверстников. Флегматики и меланхолики не спешат в принципе. Они могут часами сидеть за игрушками у мамы на ручках. У них не возникает потребности передвигаться стоя.
  2. Вес ребенка. Наверное, многие слышали от педиатров, что дети с лишним весом начинают делать первые шаги позже. И это правда. Тяжелым малышам сложнее встать на ножки, нагрузка на позвоночник увеличивается, и мышцы оказываются не готовы к самостоятельной ходьбе. Проанализируйте ситуацию, обратитесь к специалистам. Возможно, придется скорректировать питание ребенка, добавить физической нагрузки. Только после этого можно научить ребенка ходить без поддержки.
  3. Готовность мышц спины и позвоночника. Этот фактор играет немаловажную роль. Прежде чем научиться шагать, бутуз должен проделать огромную работу. Сначала он учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить с опорой и только после этого можно обучать малыша ходьбе. Медики вообще считают, что главным показателем готовности ребенка к самостоятельной ходьбе является его умение ползать. Во время этого процесса тренируются все мышцы тела. И перед тем, как научить ребенка ходить самостоятельно, нужно научить его ползать.
  4. Наследственность. Считается, что возраст, в котором ребенок начинает ходить, заложен генетически. Если мама или папа пошли поздно, то у малыша есть все шансы повторить их опыт.
  5. Стресс. Отлучение от груди, смена обстановки, ссоры родителей, болезнь – все это может значительно оттягивать время первых шагов. Создайте благополучную обстановку, атмосферу любви, заботы и нежности. Бутуз будет легче и быстрее развиваться.
  6. Желание ребенка ходить. Так бывает, что малышу не требуется смена пространства. Его все устраивает. Он здоров, физических отклонений не имеет, но желания делать первые шаги у него тоже нет. Ведь малыш – это уже личность со своим характером, привычками и темпераментом. Не стоит его торопить. Ничего страшного не будет, если ребенок начнет ходить немного позже. Родителям надо набраться терпения и постараться вызвать интерес чада к вертикальному передвижению.
  7. Страх перед ходьбой. Вполне возможно, что у малыша был неприятный опыт, связанный с прямохождением. Задача родителей – избавить ребенка от этого страха. Не стоит настаивать, торопить события. Окружите бутуза заботой, пусть он почувствует вашу защиту.
  8. Опорно-двигательные и неврологические отклонения. Причиной того, что ребенок не ходит, могут быть патологии в опорно-двигательном аппарате. Проконсультируйтесь со своим педиатром, посетите других специалистов. Конечно, в случае, если у малыша что-то выявят, понадобится дополнительное лечение. Поэтому перед тем, как научить маленького ребенка ходить, необходимо убедиться, что со здоровьем у него все в порядке.
  9. Ходунки. Специалисты в этом вопросы разделились на два лагеря. Одни считают, что использование этого приспособления крайне вредит здоровью детей. Вторые настаивают, что ходунки являются наглядным пособием, как научить ребенка ходить самостоятельно. В целом это хорошее подспорье для родителей, но только, если малыш не находится там постоянно. Маме можно сажать туда свое чадо, например, когда ей нужно заняться делами, приготовить ужин или сделать маникюр. Еще медики сходятся во мнении, что пользоваться ходунками можно только после 9 месяцев.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий