Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Почему ребенок не говорит в год — изучение проблемы

Как звучит речь для таких детей?

Иногда родителям кажется, что ребенок понимает то, что ему говорят, но в действительности это ничем не подтверждается. С точки зрения языка, речь – это набор знаков, имеющих определенный смысл.

Для таких деток, о которых мы сейчас говорим, речь – это общий шумовой сигнал, на который они привыкают реагировать тем или иным образом. Например, как животное прибегает к хозяину, если произнести его кличку, позвенеть поводком или погреметь миской, потому что оно привыкает, что если звучит определенный звук, то ему дадут вкусняшку, поведут гулять или покормят. Так и здесь: речь для таких деток не более чем привычная реакция на стимул, а не осмысленное и произвольное восприятие обращенной речи.

Если произнести похожее по звучанию, но имеющее другое смысл слово, реакция на него окажется такой же. Если рядом появится незнакомый собеседник или хотя бы изменятся знакомые формулировки фраз, то они вызовут у ребенка явное замешательство. Это явление называется нарушением распознавания обращенной речи.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется

Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»

Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки

Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье «Пальчиковые игры для малышей до года» вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать

Также рекомендую посмотреть статьи «Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев» и «Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2», в них вы найдете много развивающих игр.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие занятия

Вне зависимости от того, как вы относитесь к раннему развитию, вам нужно заниматься со своим ребенком с самого первого дня его жизни. Обучение – это естественный процесс, который требует не только ученика, но и учителя. Мама и ребенок выступают в роли союзников, которые осваивают этот мир и помогают друг другу узнать что-то новое и интересное. Вам следует сразу выбрать роль, которую вы хотите играть для своего ребенка. Вы можете стать малышу другом, наставником, строгим учителем или же любящей и балующей мамой. Совмещать все эти роли тоже можно, но общая ваша стратегия к воспитанию не должна разниться. Выберите тот тон, с которым вы будете учить ребенка чему-то, отработайте интонацию, с которой вы будете петь песенки и рассказывать чаду сказки. Вы должны проделать над собой большую работу, чтобы суметь примерить в своей душе нескольких разных личностей, которые желают развивать ребенка в разных направлениях.

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно

Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик».  Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Скажите агрессии нет

Мама – это божество для ребенка и пример для подражания. Чем чаще будет голос мамы звучать агрессивно, тем чаще будет копировать подобную линию поведения малыш. Если вы заметили, что ребенок стал нервным и слишком злым, подумайте, не ведете ли вы себя подобным образом? Меняйте свое поведение. Дети – это зеркала своих родителей. Поэтому имеет значение не только то, как вы разговариваете с ребенком, но и то, как вы общаетесь со своими домочадцами. В семье, в которой царит мир и любовь, дети растут спокойными, уравновешенными и очень добрыми. Поэтому внимательно следите за своим поведением и при необходимости корректируйте его.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Развитие речи и танцы

Хотя разговор с вами обеспечит ребенку основную часть довербального обучения языку, существуют и другие способы научить ребенка говорить. Как и все средства обучения языку, для детей лучшими являются те, которые поощряют их говорить. Этим средством, веселым и забавным, могут быть танцы. Во время танцев можно рассказывать ребенку, как и что нужно делать, петь песенки, и он очень быстро запомнит слова.

Обучать ребенка чтению и речи еще рано. Он может читать что-то с вами или играть сам по себе, но в этом возрасте стоит избегать книг с бумажными страницами. Ваш ребенок будет не только «читать» книги, но станет рвать страницы, жевать их, бросать и всячески портить.

Для детей есть специальные книги из толстого картона или пластика. Их сложно порвать или испортить. Эти книги можно дать ребенку для изучения слов и простейших фраз.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Причины задержки речи и языковых навыков

Многие обстоятельства могут привести к задержкам в развитии речи ребенка. Речь может задерживаться даже у нормально развивающегося ребенка. Задержка речи иногда может быть вызвана нарушениями речевого аппарата, как и проблемы с языком или небом. Движения языка для воспроизведения связной речи может ограничить слишком короткая уздечка (складка под языком).

Многие дети испытывают задержку речи из-за несовершенства их орально-двигательной системы, то есть у ребенка существуют неэффективные коммуникации в областях мозга, ответственных за воспроизводство речи. В таких обстоятельствах ребенок сталкивается с трудностями использования речи и координации губ, языка и челюсти для производства звуков. Речь такого ребенка может сопровождаться другими проблемами с орально-двигательной системой, например, трудностями с кормлением.

  • Задержка речи может быть частью речевой проблемы, а не указывать на более глобальные задержки в развитии.
  • Проблемы со слухом также обычно связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверить отоларинголог. Ребенок, у которого есть проблемы со слухом, может испытывать проблемы с артикуляцией, а также пониманием, подражанием и речью.
  • Ушные инфекции, особенно хронические инфекции, тоже могут повлиять на слух и речь. Правда, родителям не стоит бояться во всех случаях: простые ушные инфекции, которые были вовремя пролечены, не влияют на речь ребенка.

Если вы или врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, решающее значение имеет своевременная диагностика. Она поможет облегчить родительские страхи.

При проведении диагностики врач-логопед оценит языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Кроме наблюдения за ребенком, логопед проведет стандартизированные тесты и выяснит, нет ли задержки в развитии речи ребенка, а также порекомендует специальные упражнения. Логопед оценит также:

  • Насколько ребенок восприимчив к языку (что он понимает из потока речи)
  • Что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
  • Может ли ваш ребенок общаться другими способами, например, с помощью жестов, мимики и т.д.
  • Насколько у ребенка четко слышится звук и насколько разборчива его речь.
  • Насколько хороша артикуляция ребенка и правильно ли расположены его речевые органы (рот ребенка, язык, небо и т.д.). Врач оценит также то, насколько развиты у ребенка рефлексы глотания

Если логопед считает, что ваш ребенок нуждается в речевой терапии, ваше участие в этом процессе будет очень важным. Вы можете наблюдать, как работает врач, и научиться принимать участие в этом процессе. Логопед покажет вам, как вы будете работать с вашим ребенком дома, чтобы улучшить его речь и языковые навыки.

При визите к логопеду вам может оказаться, что ваши ожидания по поводу речи ребенка слишком высоки. Но учебные материалы, которые определяют этапы развития речи ребенка, могут помочь вам взглянуть на него более реалистично.

Простые фразы

Не нужно говорить с ребенком сложными предложениями. Малыш долгое время не сможет осознавать сложных слов. На первом этапе жизни голос мамы для ребенка звучит завораживающе. Но это не значит, что вы можете нести любую чушь сладеньким голоском. Постарайтесь вести повествование простыми фразами. Чем чаще ребенок будет слышать повторяющиеся слова, тем больше вероятности, что он их запомнит. Не рассчитывайте на то, что ребенок будет сразу воспроизводить услышанное. Память малыша работает в накопительном режиме. Она сначала, как губка, впитывает в себя информацию, и только потом малыш сможет использовать тот словарный запас, который накопился в его подсознании. Сложные слова, которые используются редко, малышу в первые годы жизни точно не пригодятся. Поэтому не усложняйте жизнь себе и своему ребенку.

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
Отсутствие речи, направленной на малыша.
Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
Постоянное присутствие соски во рту.
Отсутствие твёрдой пищи.
Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
Шум (тяжёлая музыка и т

п.).
Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

«Читайте детям не нотации, а книги»

Сказал известный писатель, сценарист, автор десятков детских книг и мультиков Григорий Остер. И на такое мнение он имеет право не только в силу талантов и возраста, но и опыта — у самого пятеро детей и уже полно внуков.

Я читаю детям с 4-5 месяцев, когда они перестают спать, а хотят внимания. Как только устаю говорить, сразу берусь за книгу.

И делаю верно по мнению учёных из Вашингтонского университета. Их исследование, которое вышло в авторитетном журнале Pediatrics в 2007 году, вызвало настоящий скандал в США.

Специалисты пришли к выводам, что младенцы, которые смотрят образовательные видеоматериалы, обладают значительно меньшим запасом слов, нежели сверстники.

Оказалось, что проблема в артикуляции и мимике

Для малыша важно видеть лицо говорящего и даже чувствовать вибрации тела в процессе произношения слов, чтобы усвоить слова

То есть до момента, пока ребёнок не начнёт говорить, ему важнее услышать голос реального человека, чем запись на видео- или аудионосителе.

Как научить ребенка говорить слова?

К двухлетнему возрасту уже нужно постепенно отходить от звукоподражаний и переходить к произнесению слов, обозначающих предметы, растения, животных, действия.

Чтобы ребенок научился выговаривать слова, он должен слышать правильную речь взрослых и видеть артикуляцию, с которой они говорят, поэтому слова нужно стараться выговаривать четко, обратившись лицом к маленькому собеседнику. Нужно вовлекать малыша в диалог:

— Как зовут куклу?

— Какого цвета машина?

— Какие у тебя есть игрушки?

Педагоги советуют придумывать различные игры со словами. Например, взрослый говорит прилагательное «красный» и спрашивает: «Что? О чем речь?», ребенок подбирает существительное «помидор», взрослый говорит глагол «варить», ребенок – существительное «кашу».

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Как научить ребенка произносить звук “р”

Как научить ребенка говорить р? Логопеды советуют ежедневно, но не долго, выполнять следующие упражнения:

Порычите с ребенком. Используйте игровой момент, покажите льва и попросите ребенка озвучить его рев.

Разучите стихи или скороговорки, помогающие развить правильное произношение буквы.

Очень часто ребенок может неправильно произносить и другие звуки. Для исправления в домашних условиях необходимо подобрать упражнения к каждому проблемному звуку. А также стараться как можно чаще использовать слова с проблемными буквами в обиходе.

Используйте любую возможность, чтоб пообщаться с вашим малышом. Играйте с ним, поощряйте активно знакомиться с окружающим миром и другими людьми. Отвечайте на вопросы ребенка. И внимательно слушайте его. Родителям необходимо помнить, что грамотная речь ребенка невозможна без усилий и внимания с их стороны.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу

Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Развивающие занятия на дому

Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.

В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.

Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.

Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.

10 советов для родителей

Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:

  1. Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
  2. Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
  3. Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
  4. Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
  5. Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
  6. Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
  7. Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
  8. Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
  9. Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
  10. Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий