Незрелость коры головного мозга ребенка: последствия и лечение новорожденных

Как помочь здоровому развитию ребенка?

Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами

Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров

Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.

Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.

Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.

Правила приема «Семакса 0,1%»

Прием 20 дней

По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00

Курс 3 флакона 2-4 курса в год

  • во флаконе содержится 60 капель
  • закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Краткий экскурс в анатомию центральной нервной системы

Головной мозг человека сложно устроенный орган, отвечающий за работу всего организма. В строении мозга прослеживается чёткая иерархичность, что позволяет эффективно работать всему организму. В составе центральной нервной системы можно выделить несколько основных частей:

  1. Кора больших полушарий – отвечает за высшую нервную деятельность, т.е. мыслительные процессы, речь, память, письмо, слух и многие другие функции.
  2. Подкорковые структуры, формирующие средний мозг. Средний мозг отвечает за первичные рефлекторные звенья и формирование безусловных рефлексов.
  3. Мост – связующее звену между всеми отделами центральной нервной системы и корой больших полушарий.
  4. Мозжечок. Находится в нижней затылочной части головы и отвечает за координации человека в пространстве.
  5. Продолговатый мозг – связывает головной мозг со спинным и является его продолжением. В продолговатом мозге находятся жизненно важные центры: сосудодвигательный и дыхательный. 

Как подготовиться к ЭЭГ

Следует отметить, что каких-либо особых ограничений, которые должны предварять проведение процедуры, не существует. Тем не менее, есть ряд правил, которым рекомендуется следовать, чтобы обследование прошло успешно и оказалось информативным.

Прежде всего, проинформируйте врача, если принимаете какие-либо препараты. Возможно, их прием придется на время отменить или изменить дозировку.

Как минимум за двенадцать часов до проведения процедуры, а еще лучше — за сутки исключите из рациона продукты, в составе которых присутствует кофеин, газированные напитки, шоколад и какао, а также продукты, в которых они содержатся, продукты с энергетическими составляющими, например, с таурином. Также стоит отказаться от продуктов с седативным действием.

Перед проведением процедуры вымойте голову. Дополнительные средства для укладки (масла, гели, бальзам, лаки и т. д.) использовать не следует, поскольку это может повлиять на качество контакта электродов с кожей.

В том случае, если основной целью процедуры является выявление судорожной активности, перед исследованием нужно поспать.

Для того, чтобы результат был максимально достоверным, пациенту нельзя нервничать и переживать. Кроме того, следует воздержаться от пребывания за рулем в течение двенадцати часов перед проведением процедуры.

Прием пищи рекомендован за два часа до процедуры.

В том случае, если пациенту назначен ЭЭГ-мониторинг сна, ночь накануне должна быть бессонной. Непосредственно перед процедурой обследуемый получит специальный седативный препарат, который даст ему возможность заснуть во время проведения электроэнцефалограммы.

В том случае, если обследование должен пройти ребенок, родителям следует предварительно психологически его подготовить к манипуляциям, объяснив, что боли и дискомфорта не будет. Можно потренироваться надевать шапочку для бассейна под предлогом игры в летчиков или космонавтов, научить малыша глубоко дышать, показав ему, как это делать, на личном примере. Накануне процедуры ребенку следует вымыть голову, не используя никакие дополнительные средства для укладки. Перед выходом из дома малыша следует накормить и успокоить. На всякий случай родителям рекомендуют взять с собой вкусную еду и питье, любимую игрушку, которая поможет успокоить и отвлечь малыша.

Обратите внимание, что, если приведенные выше правила не соблюдаются, результат ЭЭГ может оказаться не слишком точным или малоинформативным. В этом случае процедуру придется повторить

Основные характеристики ЭЭГ

Современные клиники оснащены довольно большим арсеналом, способным обнаружить почти все известные на текущий момент патологии функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Но многие из них существенно проигрывают электроэнцефалографии по информативности. Данная методика имеет поистине уникальные возможности, так как с ее помощью можно сделать видеозапись в режиме бодрствования и даже в режиме ночного сна.

Длительный видеомониторинг с высокой вероятностью покажет все особенности протекания заболевания, что обеспечит полную картину состояния пациента. В основе ЭЭГ лежит принцип фиксации импульсов, формирующихся вследствие электрической активности отделов головного мозга в ответ на действие раздражителей. Такая активность в медицинских источниках еще называется биоэлектрическая или сокращенно – БЭА.

Результатом процедуры является энцефалограмма – запись биотоков мозга на бумажном или электронном носителе. При наличии у пациента данных ранее проведенных обследований рекомендуется брать их с собой на диагностику. Это поможет врачу обнаружить прогрессирующие либо регрессирующие изменения деятельности ЦНС. По окончании обследования нейрофизиолог проводит оценку полученных материалов, опираясь на волновые показатели БЭА, – отсутствие либо, наоборот, наличие определенных колебаний и их характеристики.

Также он сможет определить область поражения и состояние пациента на текущий момент, что скорректирует дальнейшие действия лечащего врача. Высокая чувствительность методики обеспечивает обнаружение даже незначительных отклонений работы головного мозга. А комфорт при проведении процедуры делает ее незаменимой и оптимально подходящей для изучения нейрофизиологических особенностей малышей.

ЭЭГ – методика, которая не вызывает никаких болезненных и неприятных ощущений

Виды поражений головного мозга

Поражение головного мозга может быть как очаговым, так и диссеминированным. Давайте разберёмся, что такое очаговое поражение головного мозга. Это состояние, при котором имеется чётко отграниченный единичный очаг с некротизированными тканями, т.е. это локальное поражение мозга. Такой вид повреждения часто формируется при остром нарушении мозгового кровообращения.

 Диссеминированное или мультифокальное поражение головного мозга – вид повреждения, при котором обнаруживаются множественные разрозненные очаги повреждения тканей головного мозга. Мультифокальная форма встречается при инфекционных заболеваниях головного мозга, например при занесении инфекционного агента гематогенным путём в мозговое вещество или при онкологическом поражении. 

Литература:

  1. Ю.И.Барашнев “Перинатальная неврология”, Москва,2005, “Триада-Х”
  2. Н.Л.Гармашева, Н.Н.Константинова “Введение в перинатальную медицину”, Москва, “Медицина”, 1978.
  3. Т.В.Белоусова, Л.А.Ряжина “Перинатальные поражения центральной нервной системы у новорожденных” (Методические рекомендации),Санкт-Петербург, “ОООНатисПринт”, 2010
  4. В.В.Власюк ,д.м.н. ФГУ “НИИДИ ФМБА России”, “Морфология и классификация инсультов белого вещества полушарий головного мозга у плодов и новорожденных”.
    Сборник тезисов “Всероссийской научно-практической конференции Приоритетные напрвления охраны здоровья ребёнка в неврологии и психиатрии (диагностика, терапия, реабилитация и профилактика)”.22-23 СЕНТЯБРЯ 2011г., г. Тула
  5. Д.Р.Штульман, О.С.Левин “Неврология” (Спрввочник практического врача),Москва,”МЕДпресс-информ”, 2007.
  6. Р.Беркоу,Э.Флетчер “Руководство по медицине . Диагностика и терапия”. Том 2, Москва,”Мир”, 1997.
  7. А.Б.Пальчик, Н.П.Шабалов “Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных”, Санкт-Петербург,”Питер”, 2001
  8. А.Б.Пальчик, Н.П.Шабалов «Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных», Москва, «ММЕДпресс-информ» 2011
  9. “Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей”. Научно-практическая конференция с международным участием. Москва,17-18 ноября 2011г. Сборник тезисов:
    1. “Анализ патогенеза – путь к эффективности восстановительного лечения детей с церебральным параличом.” Проф. Семёнова К.А.,НЦ здоровья детей РАМН, г.Москва
    2. “Особенности познавательных психических процессов у детей со сложной структурой дефекта с ДЦП” Крикова Н.П., НПЦ детской психоневрологии ДЗ г.Москвы.
    3. “Морфологическая основа детского церебрального паралича” Левченкова В.Д., Сальков В.Н. Научный Центр здоровья детей РАМН, г. Москва.
    4. ”О мерах по снижению заболеваемости ДЦП в России. Основные интранатальные причины ДЦП, СДВГ, Аутизма и других нарушений развития ЦНС у детей”,Головач М.В., РОБОИ “Содействие защите прав инвалидов с последствиями ДЦП”, г.Москва.
  10. Д.м.н.,проф. Т.В.Белоусова, Л.А.Ряжина “Основы реабилитации и подходы к терапии в остром периоде развития перинатальной церебральной патологии”. Кафедра факультетской педиатрии и неонатологии Новосибирского ГМУ. Журнал “Неврологии и психиатрии”,№11, 2010г., вып.2.
  11. Л.С.Чутко и др. “Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью”. Институт мозга человека РАН,г.Санкт-Петербург, журнал Неврологии Фармакотерапия когнитивных нарушений детского возраста.Клиника нервных болезней ММА им.И.М.Сеченова, Москва, журнал “Фарматека”, №15, 2008
  12. “Компьюторная томография в комплексной диагностике гипоксически-ишемических поражений головного мозга и их последствий у новорожденных детей”.Никулин Л.А., журнал “Успехи современного естествознания”, 2008, № 5, С. 42-47
  13. Бадалян Л. О. “Детская неврология”. Москва, ”Медицина”,1998.
  14. А.И Захаров. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка», СПб., 1997.
  15. Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. «Минимальные дисфункции головного мозга у детей», СПб., 2002.
  16. Гасанов Р.Ф. « Современные представления об этиологии синдрома дефицита внимания (обзор литературы).» Журнал №1, 2010г., «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева.» НИИ психоневрологический им. В.М.Бехтерева, Санкт-Питербург.
  17. И.П.Брязгунов и др. «Психосоматика у детей» Москва, «Психотерапия», 2009
  18. Головач М.В “Опасные роды ”, журнал “Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения” № 1, 2009, г.Москва.
  19. Никольский А.В. “Стимуляция родов и здоровье ребенка”, журнал “Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения” № 2, 2011г.,г.Москва.
  20. «Влияние окситоцина в родах на мозговой кровоток плода» Е. М. Шифман(2), А. А. Ившин(1), Е. Г. Гуменюк(1), Н. А. Иванова(3), О.В.Еремина(2)
    «Тольяттинский медицинский консилиум» № 1- 2. Двухмесячный научно-образовательный журнал, г.Тольятти, май 2011

2007—2021 «РОЖДЕНИЕ» http://naturalbirth.ru

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий