5 советов по уходу за двухмесячным младенцем
Физическое развитие грудничка необходимо ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:
- Гарантировать ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне подневольности от времени года и погодных условий.
- Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы малютка развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное пора;
- Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка донага во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать длительность воздушных ванн до 10-15 минут;
- Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку объекты с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
- Мастерить легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, ступням и ладоням младенца.
Развитие значимых навыков и ограничения
Двухмесячных малышей категорически запрещено садить и присаживать, т.к. в будущем это может обернуться серьезными проблемами с опорно-двигательным аппаратам, а для девочек, еще и бесплодием. Ребенку запрещено спать на животике, т.к. есть опасность уткнться носиком в подушку. Нося на руках, обязательно следует придерживать головку.
В два месяца малышей не рекомендуется пеленать, т.к. это вызовет небольшую задержку в развитии, в сравнении со сверстниками, которых не пеленают.
Основная работа такой малютки: кушать, хорошо набирать вес и рост, пищать, следить глазками за родителями.
Что должен уметь ребенок
Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.
Что еще умеет ребенок в 2 месяца:
- следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
- ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
- чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
- замечать детали предметов и мамины черты лица;
- реагировать не только плачем, но и мимикой;
- пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.
Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.
Зрение
В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.
Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны
В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут
Слух
Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.
https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.
Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:
- удерживать голову на весу (непродолжительно);
- подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
- отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
- удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
- поворачивать голову на голоса, звуки;
- на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.
Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.
Поведение
В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.
Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании
Как общается двухмесячный малыш
Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.
Плавание с первых недель жизни
Дети рождаются с рефлексом плавания, водная среда им хорошо знакома благодаря 9 месяцам развития в мамином животике. Если хотите научить грудничка плавать, занятия лучше начинать с рождения. Сил совершать нужные движения новорожденному пока не хватает, сейчас нужно приучить его не бояться воды, задерживать дыхание при погружении. Первые занятия следует проводить в ванне. Считается, что в бассейн грудничка можно выпускать в полгода, но если вы занимаетесь по специальной программе и малыш не боится воды, можете плавать с ним в бассейне с 2 или 3 месяцев. Если заниматься регулярно, в год ребенок уже будет плавать и нырять.
Иногда родители хотят научить ребенка плавать, но настроение портят бабушки и дедушки. Они постоянно говорят, что не нужно учить новорожденного слишком рано, это опасно и может отрицательно повлиять на его нервную систему. Чтобы убедить старшее поколение, приведите им следующие аргументы о пользе раннего плавания:
- расслабляются мышцы, распрямляются ручки, ножки и пальчики;
- дыхание становится глубже;
- улучшается иммунитет;
- нормализуется работа сердца и кровообращение;
- при нырянии активизируется работа головного мозга;
- укрепляются мышцы, формируется красивая осанка.
Упражнения в воде дают лучшие результаты, чем массаж и гимнастика на воздухе. На первый взгляд психология никак не связана с водными процедурами, но специалисты заметили, что при ранних занятиях в бассейне дети становятся более храбрыми, уверенными в себе. Они раньше сверстников учатся ползать и ходить. Опасные ситуации возникают, когда родители занимаются не по рекомендациям профессионалов, сами придумывают и проводят упражнения. Если нет возможности проводить обучение с инструктором, хотя бы проконсультируйтесь со специалистом.
В 2 месяца рефлекс задержки дыхания пока не угас. Если грудничок уже полюбил воду и привык к передвижению от одного края ванны до другого, можно учить его нырять. Чтобы новорожденный подготовился, скажите слово «Ныряем» и подуйте в личико. При этом подготовительном ритуале младенец задержит дыхание и закроет глазки. В это время нужно окунуть его под воду и сразу вынуть голову на воздух. Примерно через 10 занятий во время предварительного ритуала брызните в лицо водой. Время ныряний нужно увеличивать постепенно и довести до 6 секунд.
Детеныши животных сразу после рождения начинают ползать и даже встают на ноги. Человек же расплачивается за прямохождение тем, что появляется на свет совершенно беспомощным. Если первые 4 недели новорожденный только спал и ел, привыкая к незнакомым условиям, то второй месяц жизни малыша был посвящен активному развитию и тела, и мозга. Сейчас он умеет очень многое, и задача родителей – помочь ему приобрести новые навыки.
Что умеет ребёнок в 2 месяца?
Рост и вес детей в 2 месяца может существенно отличаться, некоторые груднички вырастают за месяц на 3–5 см, другие – только на 1 см, что также считается вариантом нормы. Среднее увеличение массы тела за второй месяц – 800 г. Как выглядят груднички на втором месяце жизни, можно увидеть на фото.
За первые 2 месяца ребёнок вырастает на 1-5 см
Таблица веса, роста и других основных физических параметров:
Показатели | Мальчики | Девочки |
Вес (кг) | 5,2–6 | 4,8–5,6 |
Рост (см) | 59–62 | 58–60 |
Окружность головы (см) | 36,7–41,6 | 35,7–40,8 |
Окружность грудной клетки (см) | 35,7–40,8 | 35,6–39,9 |
Параметры довольно условные, часто выходят за границы норм. Но если показатели массы тела у мальчика менее 4,3 кг, у девочки – менее 3,9 кг, прибавка в весе минимальная или вовсе отсутствует, проконсультируйтесь с педиатром, специалистом по грудному вскармливанию.
Основные умения двухмесячного ребёнка:
- должен уметь самостоятельно переворачиваться со спины набок и обратно;
- в положении лежа на животе приподнимать голову, удерживать её в вертикальном положении до 10 секунд (столбиком на руках у мамы дети удерживают голову до 1 минуты);
- хорошо реагировать на звуки;
- следить за предметами, которые перемещаются, пытается до них дотянуться;
- фокусировать взгляд на 20–30 секунд (формируется бинокулярное зрение, предметы приобретают трёхмерные очертания);
- видеть и распознавать знакомые лица, улыбаться в ответ на улыбку;
- тянуть пальцы, предметы в рот;
- отводить и поднимать руки, кулаки уже не так сильно сжаты, пальцы двигаются свободно;
- издавать первые звуки, отдалённо похожие на гласные звуки;
- пытаться захватить игрушку всей ладонью;
- ребенок сохраняет активность на протяжении всего периода бодрствования.
В двухмесячном возрасте малыш должен умело держать игрушки
Насколько правильно развивается ребёнок, оценивает терапевт во время ежемесячного осмотра, при этом врач руководствуется нормами нервно-психического развития (НПР) детей.
Физиологические изменения
Процесс формирования многих органов и систем у грудных детей продолжается и после рождения, значительные физиологические изменения происходят ежемесячно.
Физиология двухмесячного малыша:
- Начинают активно работать слюнные железы, грудничку намного легче сосать грудь, ребенок заглатывает меньше воздуха, что приводит к уменьшению проявлений колик.
- Вырабатываются пищеварительные ферменты, формируется кишечная микрофлора – стул становится более оформленным, уменьшается количество актов дефекации в сутки.
- Постепенно исчезает мышечный гипертонус новорожденных, сначала это проявляется в руках, затем в нижних конечностях.
- Исчезает рефлекс ползанья – если подставить ладони под стопы грудничка, он уже не будет отталкиваться.
- Меняется состав крови, происходят изменения в сердечной мышце.
- Значительно улучшается зрение – ребенок хорошо различает предметы на расстоянии 50 см, внимательно наблюдает за тем, что делает мама, следит за артикуляцией.
- Количество мочеиспусканий в сутки – 5 раз, дети на грудном вскармливании опорожняют кишечник до 7–8 раз в сутки, но отсутствие стула на протяжении 1–3 дней не считается патологией, если ребёнок чувствует себя нормально. При искусственном вскармливании среднее количество актов дефекаций в сутки – 1–4 раза.
Режим дня
К 2 месяцам вырабатывается примерный режим дня, промежутки между кормлениями составляют в среднем 3 часа, при условии, что ребёнка кормят по требованию. Ночью дети просыпаются не более 1–2 раз. В этом возрасте груднички должны спать днём 3–4 раза по 2–2,5 часа.
Спать малышу положено 4 раза в день
Идеальное питание для двухмесячных детей – материнское молоко или адаптированные смеси, давать сухарики, печенья, скоблёное яблоко категорически запрещено. Суточное количество пищи равняется 1/6 от массы тела, разделив этот объём на число кормлений, можно понять, сколько должен съедать грудничок за 1 раз.
Слух и реакция на звуки
Слух младенца стал намного лучше и играет ведущую роль в психическом развитии. Малыш с удовольствием слушает музыку, показывая свои предпочтения активным лепетом и движением. Рекомендуется включать классические композиции на 30-40 минут в день.
Чтение стихов позволяет знакомить младенца с чувством ритма, привлекать его к развитию речевых способностей. Наряду с обычным диалогом потешки и стихи расширяют информационную базу крохи. Одна из методик сверхраннего развития (подход Глена Домана) предлагает начинать обучение в этом возрасте с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Видя картинку и слыша название, ребенок постепенно будет формировать базу знаний. Но даже без карточек, простым разговором и развивающими занятиями, можно достигнуть великолепных успехов.
В этот период важно звуковое окружение крохи. Старайтесь избегать присутствия неестественного шума (телевизор, радио)
Громкие, резкие звуки могут испугать кроху, поэтому старайтесь соблюдать спокойную обстановку.
Нормы и проведение измерений
Рост
Измерение длины тела грудного ребенка проводится с помощью сантиметровой ленты. Малыша укладывают на стол или кровать так, чтобы его голова упиралась в бортик. Выпрямив ножки крохи, отмечают линию под пятками и измеряют расстояние от бортика до этой линии. Рост ребенка постарше определяют с помощью ростомера.
Рост девочек с рождения до 5 лет:
Рост девочек с 5 до 19 лет:
Рост мальчиков с рождения с рождения до 5 лет:
Рост мальчиков с 5 до 19 лет:
Вес
Взвешивание новорожденных и детей до года проводится на специальных детских весах. Для достоверности ребенок должен быть раздетым, а от полученного показателя отнимают вес пеленки, которая лежит на весах.
Вес девочек с рождения до 5 лет:
Вес девочек с 5 до 10 лет:
Вес мальчиков с рождения до 5 лет:
Вес мальчиков с 5 до 10 лет:
Окружность головы
Для измерения используется сантиметровая лента длиной 150 см, на которой имеются деления в миллиметрах. Спереди ленту (ее нулевое деление) прикладывают по наиболее выпуклой части лба выше бровей. После этого ее нужно обкрутить вокруг головы, начиная с правой височной области. Далее сзади она должна прикасаться к затылку, переходить на левую височную область и возвращаться к области лба.
Окружность головы девочек с рождения до 5 лет:
Окружность головы мальчиков с рождения до 5 лет:
Окружность плеча
Данный параметр определяют с помощью прорезиненной сантиметровой ленты, длина которой составляет 1,5 метра. На такой ленте для точности измерения присутствуют миллиметровые деления. Плечо измеряют в двух состояниях – расслабленном и максимально напряженном. Сначала определяют окружность плеча на опущенной вниз правой руке, накладывая ленту на самую утолщенную часть двуглавой мышцы. Далее руку следует согнуть в локте и максимально напрячь мышцы, после чего повторить измерение. Разница между полученными данными подскажет степень мышечного развития.
Окружность плеча у девочек с 3 месяцев до 5 лет:
Окружность плеча у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:
Толщина кожной складки под лопаткой
Измерение данного параметра используется для определения процента жира в организме. Поскольку для измерения применяют специальный прибор калипер, то определение толщины складки также называют калиперометрией. Кожу защипывают немного ниже любой лопатки так, чтобы образовавшаяся складка проходила под 45° к вертикальной линии. При этом складка должна быть направлена вниз от позвоночника к боковой части тела.
Толщина кожной складки под лопаткой у девочек с 3 месяцев до 5 лет:
Толщина кожной складки под лопаткой у мальчиков с 3 месяцев до 5 лет:
Толщина кожной складки над трицепсом
Толщина кожной складки над трицепсом характеризует процента жира в организме.
Для измерения ребенок должен опустить руки. В средней точке между акромиальным отростком лопатки и локтевым отростком локтевой кости оттягивают кожу, зажав ткань между большим и указательным пальцами. Штангенциркуль накладывают на середину расстояния между началом и концом кожной складки. Кожу не отпускают, а через 2 секунды с точностью до полмиллиметра измеряют толщину складки. Измерения обычно проводят 3-4 раза, а затем вычисляют среднее значение (показатели не должны отличаться более, чем на 1 мм.)
Толщина кожной складки над трицепсом у девочек от 3 месяцев до 5 лет:
Толщина кожной складки над трицепсом у мальчиков от 3 месяцев до 5 лет:
Как вычисляется индекс массы тела (ИМТ) и что он показывает?
Индекс массы тела помогает оценить, соответствует ли масса человека его росту, в результате чего определяется, нормальный ли вес, избыточный либо недостаточный.
ИМТ девочек от рождения до 5 лет:
ИМТ девочек с 5 до 19 лет:
ИМТ мальчиков от рождения до 5 лет:
ИМТ мальчиков с 5 до 19 лет:
Режим дня
К трехмесячному возрасту у большинства деток появляется собственный режим дня. Малютки бодрствуют и спят примерно в одно время каждый день, что позволяет маме планировать свои дела. Как и раньше, большая часть суток ребенка отведена под сон и кормление. Ребенок трех месяцев спит в сутки примерно 17 часов. Около 10 часов занимает ночной сон, а остальное время распределяется на три-четыре сна в дневное время. Обычно один-два дневных сна длятся дольше (1-2 часа), а остальные – более короткие (до 40 минут).
Гулять с 3-месячным ребенком рекомендуют дважды в день. Наиболее подходящим временем выйти на прогулку считают утро (10-11 часов) и время после обеда (16-17 часов). Длительность прогулок определяется температурой на улице и другими погодными условиями. Летом с 3-месячным малышом можно проводить на улице до 6 часов. Не выходить на прогулку стоит лишь при сильном морозе, порывистом ветре или ливне.
Если ребенок получает молочную смесь, то у него будет более строгий режим кормлений, предусматривающий шесть приемов пищи с промежутками 3,5 часа. Для определения суточного объема смеси для ребенка его вес следует разделить на 6. Далее эту цифру делят на количество кормлений в сутки. В среднем младенец 3 месяцев съедает 800-900 мл смеси в сутки и до 180 мл за одно кормление. Вводить прикорм в этом возрасте даже деткам-искусственникам еще рано.
Разнообразьте день следующим упражнением от Татьяны Лазаревой.
Психоэмоциональное развитие
Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.
Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.
Звуки и речевое развитие
Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».
Рефлексы
Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.
Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.
Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.
Маленькие достижения в 2 месяца существования
Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот проблема волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, укрепляется и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже будет хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немножко подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что подвигается, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может постигнуть, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.
Что еще умеет мастерить двухмесячный грудничок:
чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
услышав звук, взором и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
видает не только очертания предметов, может замечать детали;
учится притягивать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
пугается, если слышит чей-то оглушительный голос, чихание или громкий бытовой прибор.
В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных докторами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.
Выговор | Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Являются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, так “г-г-г”, “к-к-к”. |
Слух | Услышав звук, поворачивает башку в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От вдруг появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже содрогается. |
Зрение | С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися объектами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов. |
Эмоции | Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторонку голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым. |
Моторика | Пытается удерживать вложенные в длань маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен вычесть некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но сквозь время поднимает вновь. |
Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:
Социальный контакт
С появлением лепета младенец нуждается в коммуникации. Необходимо наполнить жизнь крохи словами. Ребенок ощущает себя спокойно, когда видит маму, слышит его голос. Старайтесь чаще улыбаться и говорить карапузу о своих теплых чувствах. Так вы создадите для его психики комфортные условия, простимулируете речь.
В этом возрасте дети еще не боятся посторонних. Они не плачут на руках у новых людей, а с интересом рассматривают их лица. Первые контакты с новыми людьми в этом возрасте допускаются. Это полезно для развития социальности вашего крохи. Но стоит учитывать еще несформированную иммунную систему. Каждый человек, который берет малыша на руки, должен быть здоров. Следите, чтобы каждый находящийся в комнате, помыл руки.