Ребёнок в 4 месяца: физиологические нормы
Несмотря на то что с каждым месяцем младенец становится всё более активным, сон продолжает занимать большую часть суток. Это объясняется необходимостью организма восстанавливаться и запасаться энергией: огромное количество сил уходит на обработку и запоминание новых впечатлений.
В четыре месяца малыш тратит на сон около 15 часов в сутки. Из них 10 часов приходятся на ночь, а 5 — на дневной отдых, который делится на 3 периода. Как минимум один сон педиатры рекомендуют проводить на улице: свежий воздух очень полезен для здоровья ребёнка. Даже те дети, которые плохо спят днём, на прогулке могут отдыхать несколько часов подряд без пробуждений и капризов.
Полноценный отдых очень важен для малыша, поэтому родители должны создать все условия для комфортного сна младенца
Как правило, 4 месячные дети несколько раз за ночь просыпаются на кормление. Хотя есть и такие малыши, которые могут спать без пробуждений. По мнению педиатров, в том числе и доктора Комаровского, такая ситуация является вариантом нормы. Это значит, что младенцу хватает тех питательных веществ, которые он получил во время кормления перед сном, и специально будить его для того, чтобы дать поесть, не нужно.
Как выглядит здоровый ребёнок в три с половиной — четыре месяца?
В течение первого года жизни крохи родители ежемесячно посещают педиатра для планового осмотра. Во время этих визитов врач определяет прибавку в весе и росте. В 4 месяца, если у малыша наблюдается дефицит массы тела, специалист может рекомендовать докармливать ребёнка смесью или начать вводить прикорм. Некоторые родители пренебрегают подобными советами. Они мотивируют своё решение тем, что специалисты Всемирной организации здравоохранения против прикорма раньше шести месяцев. Однако эти временные границы касаются только здоровых детей. Дефицит веса может привести к отставанию в физическом и психоэмоциональном развитии малыша. Это очень серьёзная ситуация, поэтому стоит прислушиваться ко всем назначениям наблюдающего педиатра.
Таблица: нормы роста и веса мальчиков и девочек в 4 мес
Мальчики | Девочки | |
Вес, кг | 5,5–8,7 | 5,0–8,1 |
Рост, см | 60–68 | 57,5–66,5 |
Во многих случаях вовремя поставленный диагноз и начатое лечение позволяют полностью избавиться от проблемы
Развитие ребенка в 4 месяца – что умеет малыш в этом ворасте
- У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
- Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
- Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
- Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
- Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
- Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
- В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.
Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми
Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.
Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.
В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.
В 4 года ребенок уже должен иметь представление:
- о том, что нельзя причинять боль, обижать;
- необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
- нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.
Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».
С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:
- проявлять уважение, говорить «вы»;
- проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
- соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.
Развитие мальчиков и девочек
По мнению большинства педиатров, дети развиваются одинаково, независимо от пола примерно до трехлетнего возраста. Но некоторые отличия в развитии мальчишек и девчонок все же имеются и у малышей. Так, у мальчиков речь развивается позже. Девочки стараются скопировать интонацию родителей, и поэтому понять их легче. «Язык» мальчиков зачастую понятен только маме.
Есть разница и в ситуативном поведении малышей. Девочки обычно просят игрушку мягко, мальчики — громко и требовательно. Также отличается форма общения с родителями. Мальчишкам больше по душе мамины руки, а девочки начинают радоваться сразу, как только услышат родной голос папули. Улыбаются девочки чаще, нежели маленькие мужчины. Растут быстрее мальчики, но уже на шестом месяце девочки их успешно догоняют.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.
Основные навыки и умения:
Дети уже освоили умение держать головку – уверенно и довольно долго, при этом лежа на животе
Кроме того, они пытаются привстать, упираясь ручками и приподнимая плечики, грудь.
Не менее важно то, что многие карапузы делают это и лежа на спинке. По сути, так они пытаются присесть, подтягивая голову и поднимая плечи.
Если родители занимались с ребёнком до этого возраста, малышу удаётся хорошо управлять своими руками – он уверенно хватает и удерживает подвешенные и лежащие рядом игрушки и погремушки, научился держать бутылочку со смесью и обнимать маму
О развитой мелкой моторике может говорить и то, что малютка рвёт и мнёт листы газетной и журнальной бумаги, с интересом может трогать прорезыватели из разных материалов.
Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:
Издавая разные интересные звуки, четырёхмесячный ребёнок ещё не использует губы и язык. Он только пробует всё новые и новые тональности, и порою, сам бывает удивлён своими способностями, прислушиваясь к собственному гулению.
В развитии зрения также есть заметные сдвиги – ребёнок способен определить расстояние до предмета, и если тот недалеко, протянуть к нему ручку, не обращая внимания на более удалённую вещь. Детки в 4 месяца уже легко узнают членов своей семьи, они искренне радуются при их приближении и могут огорчаться, когда человек уходит. В этот период детей уже живо интересуют движущиеся объекты, животные, машины за окном, солнечные «зайчики» и свет фонарика, скользящие по комнате.
У детей активно формируется правильное слуховое восприятие – они уже начали различать голоса родственников, определять тон сказанных слов
Малыши со вниманием прислушиваются к шуму, производимому домашней техникой, писку котёнка, с удовольствием слушают классическую музыку, если она звучит тихо.
Нормальный здоровый ребёнок умеет улыбаться, радоваться новым игрушкам и приходу родителей, выказывать положительную реакцию на произношение своего имени. Во время плача при включении приятной музыки, дитя отвлекается, и глазки его просыхают – он уже увлечён новой информацией и пытается её переработать.
При узнавании мамы или папы эмоции ребёнка возрастают – это выражается в радостном гулении, активном сучении ножками и ручками
Такое поведение малышей характерно для них в хорошем настроении, и часто связано с подготовкой к купанию, переодеванием и сменой подгузника.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:
- если он взволнован или напуган, он перестаёт улыбаться, замолкает, может отвернуться от незнакомца и прижаться к матери;
- если при усталости или слишком громких голосах малыш быстро устаёт или бывает недоволен, его нормальной реакцией в этот момент может стать плач;
- когда ему приходится ждать, он может шумно вздыхать, показывая своё нетерпение;
- успокаивается и перестаёт кричать, плакать, услышав мамин голос.
Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.
Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.
Психоэмоциональное развитие
У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.
Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:
- Оживление при виде знакомых лиц.
- Увидев маму, радостно щебечет и гулит.
Ребенок всегда рад своей маме, излучает радость и улыбку
- Радуется своему отражению.
- Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
- К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
- Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
- Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
- Прислушивается при произношение своего имени.
- Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
- Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.
Здоровье малыша: возможные проблемы
Общие проблемы со здоровьем в этом возрасте могут включать простуду, желудочные бактерии, которые могут вызвать рвоту или молочницу. Вот несколько советов по уходу за малышом в следующих условиях:
- Простуда. У многих детей может возникнуть насморк с зелеными или желтыми выделениями, но у них нет настоящей синусовой инфекции. Зеленые выделения могут просто указывать на то, что организм выполняет свою обычную функцию по очистке пазух и носовых ходов. Однако, если простуда у вашего ребенка длится более 10-14 дней или сопровождается серьезными симптомами, такими как высокая температура, вам следует обратиться к врачу.
- Рвота. Если ваше чадо находится исключительно на грудном вскармливании, лучшее, что вы можете сделать для него, если у него есть проблемы с желудочком, вызывающие рвоту, это продолжать пытаться кормить грудью. Грудное молоко легче усваивается детьми, чем любая молочная смесь. Поэтому грудное вскармливание предпочтительнее при любой болезни с младенцем. Если у вашего ребенка рвота после кормления, попробуйте сократить сеанс до 5 или 10 минут и подождать несколько часов, чтобы увидеть, сможет ли кроха прекратить рвоту. Если он все же не может есть грудное молоко или рвет в течение суток, вам следует обратиться к врачу.
- Высокая температура. Каждый раз, когда у вашего четырехмесячного чада поднимается температура выше 38 градусов, вам следует позвонить или обратиться к врачу. Особенно следует скорее вызывать скорую, если у малыша рвота или диарея настолько сильны, которые впоследствии могут спровоцировать обезвоживание организма.
- Молочница: если у вашего карапуза белые пятна во рту или на языке, или же у него появляется сыпь на попе, которая выглядит симметрично с обеих сторон и не исчезает с помощью крема от опрелостей, это может быть молочница. Ваш доктор оценит состояние грудничка, определит наличие молочницы и назначит пероральное лекарство для полости рта или специальный крем от инфекций пеленочной области.
Физическое развитие ребенка в 4 месяца
За истекший месяц грудничок прибавил в массе на 450 г, а в длине подрос на 2,5 см. Не пугайтесь, если дальше прирост показателей идти будет чуть медленней: это является нормой.
Согласно разработанным ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) стандартным показателям основных физических параметров детей до года и старше, в этом возрасте Ваш малыш соответствует следующим критериям:
— рост девочек находится в диапазоне 59,9-64,3 см, а мальчиков — 61,8-66,0 см;
— масса маленьких принцесс варьируется от 5,7 до 7,3, а их ровесников — от 60,2 до 7,8 кг;
— окружность головы крохотных умниц составляет 39,3-41,8 см, а умников — 40,4-42,8 см.
Если дитя не попадает по своим показателям в диапазон средних значений, то не торопитесь расстраиваться: каждый ребенок уникален и развивается в собственном, удобном темпе. Тем не менее всенепременно посоветуйтесь со своим детским врачом, чтобы знать, как Вы можете помочь малышу.
Маленькие достижения для будущих больших побед
Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:
- Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
- Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
- Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
- Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.
Слух и реакция на звуки
Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.
Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.
Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением
Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний
Игры с шестимесячным малышом
В этом возрасте для ребенка важны тактильные ощущения. Можно предлагать трогать разные текстуры и поверхности. Так, например, гладкие, шершавые, скользкие. Существуют книги, на страницах которых есть разные тактильные элементы. Они воссоздают земную поверхность, горы, море или эмитируют различных животных, шерсть, шкуру. Можно сделать такие игрушки самостоятельно. Пригодятся крышки от банок с детским питанием. Наклеить внутрь разные крупы и другие мелкие предметы, главное, чтобы они отличались друг от друга.
Тактильные игрушки
Можно использовать мячики разных размеров и изготовленные из отличных материалов, колючие, мягкие, пушистые, пластмассовые. В полгодика ребенку будет интересно их перебирать, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию речевых навыков. Можно дать потрогать малышу горячую воду и холодную, чтобы он понимал разницу. Главное, чтобы температура не превышала 50 градусов, – кожа младенца может пострадать. Или предложить потрогать кусочек льда. Объяснить, что это и посмотреть за реакцией ребенка. Детский возраст позволяет использовать окружающие предметы, многие из них будут удивлять и радовать малыша.
Обратите внимание! Шестимесячный ребенок продолжает все пробовать на вкус. Не нужно запрещать – это один из способов его знакомства с окружающим миром, значит, развития. Необходимо следить за качеством и безопасностью игрушек, проконтролировать, все ли можно жевать без угрозы жизни и здоровью
Необходимо следить за качеством и безопасностью игрушек, проконтролировать, все ли можно жевать без угрозы жизни и здоровью.
Нужно знакомить малыша с новыми формами и цветами. Показывать разные игрушки или предметы
Цвета лучше использовать яркие, предметы крупные, чтобы привлечь внимание ребенка. Объяснять, как называется любая детская игрушка, где используется предмет. Все давать трогать
Все давать трогать
Это важно для младенцев
Чтобы малыш узнавал разнообразие звуков, можно использовать простую игру. Необходимо взять пластиковые бутылки и наполнить их водой разного объема. Далее стучать по ним, каждая будет издавать свой звук. Дать попробовать малышу поиграть, это весело и познавательно.
Важно постоянно разговаривать с младенцем, проговаривать все свои действия. Делать это нужно медленно и внятно, чтобы успевал реагировать. Полугодовалый ребенок должен видеть, как шевелятся губы при произнесении звуков
Это побуждает его к попыткам воспроизведения услышанного. Поэтому можно петь гласные звуки, простые слоги, чтобы побудить малыша повторять их. Ритмичные слова и звуки хорошо запоминаются детьми и легки в произношении
Полугодовалый ребенок должен видеть, как шевелятся губы при произнесении звуков. Это побуждает его к попыткам воспроизведения услышанного. Поэтому можно петь гласные звуки, простые слоги, чтобы побудить малыша повторять их. Ритмичные слова и звуки хорошо запоминаются детьми и легки в произношении.
Я многого достиг
Пожалуй, так бы ответил малыш, если бы к этому возрасту умел говорить. Если разобраться, то по сравнению с предыдущим месяцем ребенок сделал большой шаг вперед в развитии всех сфер жизни.
Двигательные навыки
В физическом плане кроха явно прибавил за месяц.
Ребенок в 4 месяца уже уверенно держит голову как лежа на животике, так и находясь в вертикальном положении.
Умеет переворачиваться на бочок (некоторые даже умеют сами ложиться на животик).
Лежа на животе, кроха может довольно долго рассматривать предметы, поднимаясь на ладошках. А если сзади упереться в его ступни ладонью или валиком, он начнет отталкиваться. Это начальный этап освоения навыка ползания.
В положении на спине он приподнимается, если потянуть за ручки. Таким образом малыша можно даже перевести в сидячее положение
Однако важно помнить: по-настоящему высаживать ребенка в этом возрасте еще рано!
4-месячный малыш может брать предметы и удерживать около 30 секунд.
Умеет складывать вместе свои ладошки, хлопать ладошками по поверхности.
При поддержке под мышки кроха пытается отталкиваться ножками от опоры, словно шагая. Но ни в коем случае не стоит сейчас переносить его всем весом на неокрепшие ножки – их косточки и мышцы еще не готовы к этому!
Восприятие
Тактильные ощущения грудничка, его зрение и слух в этом возрасте продолжают «учиться» совместной работе.
- Кроха этого возраста понимает и любит яркие, чистые оттенки: красный, желтый, зеленый, синий. Полутона он пока не воспринимает, поэтому игрушки или одежки пастельных приглушенных оттенков его не заинтересуют.
- Грудничок научился фокусировать взгляд на предметах, причем находящихся от него на довольно приличном расстоянии (до 3,5 м), поэтому начинает рассматривать окружающую обстановку. Он может следить за перемещением игрушки перед глазами как вправо-влево, так и вверх-вниз, чего до этого делать не умел. Сейчас он видит предметы объемно, может рассматривать их детально.
- У него почти получается точно рассчитать расстояние до игрушки, чтобы дотянуться и схватить ее.
- При возникновении звука кроха 4 – 5 месяцев от роду несколько секунд прислушивается, а затем начинает поворачивать голову и туловище в ту сторону, откуда слышится звук, находит глазами его источник и старается рассмотреть. Зрительное и слуховое восприятие уже дополняют друг друга.
- Младенец сейчас может идентифицировать голоса людей, звуки мелодии или погремушки. Он уже любит слушать музыку и по-разному реагирует на различные темпы мелодий: под быстрые начинает ритмично двигаться, медленные слушает спокойно.
- Сейчас он подолгу и увлеченно не только рассматривает, но и ощупывает предмет, пытаясь соотносить восприятие зрительное и тактильное.
4 месяца ребенку — развитие
Развитие малыша в 4 месяца не имеет рывков и высокой скорости. В этот период ребенок продолжает приспосабливаться к окружающему миру. Для него, по-прежнему, самым главным взрослым остается мама. Он начинает ее узнавать, тянет к ней ручки, отвечает на ее улыбку, копирует ее настроение. Малышу интересны люди, он наблюдает за ними и пытается общаться
Ребенок в свои 4 месяца любит все новое, но не задерживает ни на чем долго свое внимание. При этом для него очень важна стабильность: он любит спать только в своей кроватке и засыпает после определенного ритуала: песни или укачивания
Что должен уметь малыш в 4 месяца
Четырехмесячное чадо умственно и физически добивается к этому возрасту определенных успехов. Отметим, что малыши развиваются каждый в своем темпе, поэтому не стоит волноваться, если кроха немного отстает от средних норм. Предлагаем список того, что умеет ребенок в 4 месяца:
- карапуз может, лежа на животе, приподнимать голову и, опираясь на ладошки, приподнимать верхнюю часть туловища;
- малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- ребенок хватает погремушки и висящие игрушки мобиля;
- малыш реагирует на звуки игрушек, интересуется ими;
- проявляет свои эмоции: улыбается, смеется, расстраивается, обижается, плачет;
- малыш с удовольствием гулит в ответ на речь взрослых, первые звуки могут складываться в первые слоги;
- малыш хватается за предложенные ему пальцы и поднимается, если его тянуть за ручки;
- если его поддерживать под мышки, он будет пытаться опираться ножками о поверхность.
Как развивать малыша в 4 месяца
Четырехмесячный малыш с удовольствием контактирует со взрослыми и готов играть в простые игры. Опираясь на то, что должны уметь дети в 4 месяца, педиатры предлагают для развития карапуза такие занятия:
Привлекать внимание ребенка, подвесив над его кроваткой игрушки мобиля.
Показывать погремушку и стимулировать кроху, чтобы он ее брал в руку.
Играть в прятки, закрывая лицо руками.
Играть в игру «сорока-ворона».
Заниматься на развивающем коврике.
Прослушивать песенки, особенно, если их поет мама.
Разговаривать с малышом с разными интонациями и эмоциями.
Игрушки для детей в 4 месяца
Игрушки четырехмесячного малыша должны быть ему по силам, привлекать его внимание цветом и звуком и быть безопасными. Психологи предлагают такой список того, что можно малышу в 4 месяца:
- Погремушки: они должны отличаться формой, цветом, звуками, но при этом легко вмещаться в ладошку и быть удобными для захвата;
- Музыкальные игрушки: мобили, музыкальные погремушки, телефоны, при нажатии на которые малыш может услышать звук. Мобили помещают над кроваткой малыша и включают в период бодрствования.
- Игровые коврики. Уже в 4 месяца кроху можно класть на игровой коврик, показывая ему, как можно играть.
- Тканевые книжки, кубики и игрушки. Такие игрушки выполнены из безопасной ткани, в середине их имеются звучащие механизмы. Такие игрушки можно брать в рот.
- Пластиковые и резиновые зубопрорезыватели.
Гимнастика для малыша 4 месяца
Так как четырехмесячный малыш двигается очень мало, с помощью гимнастики можно стимулировать его физическое развитие и улучшить работу внутренних органов. Гимнастика особенно полезна тогда, когда малыш 4 месяца не переворачивается и плохо держит голову. Для карапузов в этом возрасте полезны такие упражнения:
- Малыша кладут на спину и вкладывают ему в ладошки свои пальцы. После этого легонько тянут малыша за ручки вверх, чтобы он приподнимал голову и верх туловища.
- В том же положении вытягивают ручки малыша попеременно аккуратными движениями, как бы боксируя.
- В том же положении полезно выполнять разведение и скрещивание ручек на груди.
- Малыша кладут на живот, ноги захватывают одной рукой, вторую кладут под живот. Таким образом приподнимают малыша в воздух на несколько секунд.
- Малыша кладут на спину и попеременно, а затем одновременно подтягивают ножки к животу.
https://youtube.com/watch?v=NttFBfhapfM
Физическое развитие
Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.
Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.
Угасание рефлексов новорожденного
В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:
- Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
- Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
- Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
- Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
- Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.
Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.