Воображаемый друг у ребенка — это нормально?

Почему появляется выдуманный друг детства?

И другой вариант, тоже возникающий из-за специфики социальной жизни детей: потребность в проигрывании сюжетов, где ребенок становится старшим, более опытным, успешным. Эта ситуация нередко возникает у младших детей в семьях, где их избыточно воспитывают не только родители, но и старшие сестры и братья. В таком случае ребенок обучает воображаемого «младшего» своим навыкам, использует реплики, услышанные от родителей и сиблингов.

Вторая возможная причина — страх и потребность в поддержке. В таком случае воображаемый друг детства возникает в соответствии с тем же механизмом, что и у взрослых. Только взрослые не дают волю фантазии, а ограничиваются рассказами об «одном знакомом, у которого возникла такая проблема». А дети проигрывают ситуацию полностью.

Запускают появление выдуманного друга в таких случаях обычно стрессовые ситуации: переезды, болезни, смерть родственников или питомца, ссоры родителей и т. д.

Третья причина — опасение последствий своих шалостей. Как быть, если конфету хочется, а мама запретила? Что делать, если на стене ну очень хотелось порисовать, а теперь страшно, что отругают? Наверняка спасет выдуманный друг — неуловимый товарищ, которому за проделки ничего не будет. А сам ребенок вроде бы ни в чем и не виноват.

Воображение – это норма!

Воображение – неотъемлемая черта любого человека, так что скорее следует тревожиться, если ребенок совсем не оперирует несуществующими объектами. Но когда малыш «едет на машине» из картонных коробок или «пьет чай» с компанией кукол нас не тревожит отсутствие реальных машины и чая. Более того, мы сами учим этому ребенка, предлагая «представить», «как будто» и «понарошку». Зато когда ребенок осваивает сюжетно-ролевые игры, мы очень волнуемся, что у него появился воображаемый партнер.

Беспокойство родителей объяснимо – от воображаемого чая проблем гораздо меньше, чем от настоящего кипятка, а вот воображаемый друг вполне может оказаться неудобным проказником «карлсоном», да еще и занять место сверстников… Вместо того чтобы пугаться – нужно радоваться.

Как лечить запор у грудного ребенка

Каждая мама должна знать, что делать при запоре у грудничка. Ведь это состояние может возникнуть неожиданно и стать причиной серьезных болевых ощущений у ребенка, нарушить его режим питания и сна.

  • При небольшой задержке стула, допустимо дать ребенку вазелиновое масло (1 ч.л.) или ввести в задний проход глицериновые свечи.
  • Иногда причиной задержки дефекации может быть смесь для кормления. В этом случае ее необходимо поменять, предварительно посоветовавшись с педиатром.
  • Если запора у ребенка избежать не удалось, нужно сделать клизму с использованием детской груши и теплой воды. Для усиления эффекта в воду добавить глицерин (1 ч. л. на стакан воды).
  • В крайних случаях от запоров у грудничков допускается применение слабительных средств. Одним из эффективных в этой области, является препарат «Дюфалак». Он абсолютно безопасен для детей, начиная с грудного возраста. В состав препарата входит лактулоза. Она является благоприятной средой для полезных бактерий кишечника, помогает размножению бифидобактерий и лактобактерий.
  • Когда причиной запоров у грудных детей является дисбиоз, применяются препараты типа «Биовестин». Они также безопасны для младенцев и не нарушают работу толстой кишки.
  • При наличии у младенца какого-либо заболевания (рахит, гипотериоз, дисбиоз), лечение проводит врач соответствующей квалификации.

Если помнить и неукоснительно соблюдать правила профилактики, то можно полностью избежать такого неприятного явления, как запоры у грудных детей. Если сделать это все же не удалось, незамедлительно приступайте к оказанию помощи своему малышу.

Методы исследования

Основным способом получения информации о воображаемых друзьях является интервью. Исследователи часто обращаются к родителям с просьбой описать воображаемых друзей их детей. Однако в целом ряде исследований были показаны внушительные расхождения между описаниями детей и их родителей. Например, один родитель сказал, что у его сына есть воображаемый друг – мальчик Нобби, с которым они вместе играют. Когда психологи спросили ребенка, с кем он играет, то мальчик сердито сказал, что он общается с Нобби, но никогда с ним не играет, потому что Нобби уже 160 лет, он бизнесмен навещает мальчика в промежутке между деловыми поездками, чтобы «обсудить разные вещи». Но бывают и случаи, когда родители не подозревают о существовании таких друзей. Например, мама одной девочки узнала от нее,
4 Svendsen M. Children’s Imaginary Companions // Archives of Neurology and Psychiatry. – 1934. – P. 988–989.
что той очень нравится общаться с Майклом Розом. Когда мама решила познакомиться с ним и пришла для этого к педагогу в детский сад, то оказалось, что такого человека не существует. Дома, получив ответы на вопросы о Майкле Розе, мама, среди прочего, узнала, что у него есть амбар с жирафами.

Очевидные сложности, которые возникают при интерпретации результатов данных, сообщаемых родителями, не снимаются при интервьюировании самих детей. Иногда дети просто не понимают, что такое «воображаемый друг», и на вопрос, есть ли он, могут ответить утвердительно и описать реального ребенка или игрушку, которая все время лежит в коробке. Но самое неожиданное состоит в том, что часть детей, стараясь ответить на вопрос, тут же создают такого друга в своем воображении. М. Тейлор приводит пример беседы с девочкой, которая сказала, что ее воображаемые друзья – две птички, мальчик и девочка. Когда экспериментатор спросил, сколько всего у девочки воображаемых друзей, она показала две ладошки: «Очень много птичек! Один – мальчик и одна – девочка!» Другой мальчик, родители которого заявляли о том, что у него нет воображаемого друга, сказал, что он играет с гигантским пингвином, который постоянно попадает в неприятности, сбивая фонарные столбы. Через неделю на повторном интервью, он заявил, что никаких воображаемых друзей у него нет. Подобные непоследовательные высказывания детей не означают их неправдоподобность, но предполагают определенные сложности при анализе полученной информации.

Другим источником информации являются воспоминания взрослых о своем детстве. Хотя в некоторых случаях они могут быть достаточно детализированными, в большинстве случаев дети довольно быстро забывают воображаемых друзей. Ч. Шафер опросил более 800 учеников старшей школы на предмет наличия у них воображаемых друзей в детстве. Лишь чуть более 18% респондентов смогли вспомнить подобные явления.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

От трех до пяти

В этом возрасте ребенок продолжает ценить других детей за их «интересность». Детям важны друзья, которые любят те же игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки. Другом может стать удобный ребенок: например, отлично подружатся яркая девочка-лидер и тихий задумчивый мальчик, который готов слушаться подругу и с интересом участвовать в ее затеях. Дружба у малышей еще не крепка, друзья могут меняться каждый день: сегодня товарищем назначается тот, кто дал покататься на велосипеде, завтра с ним уже происходит ссора из-за того, что он дерется или дает покататься на велосипеде другому ребенку. Не нужно к этим переменам относиться строго, пусть ребенок сам выбирает, с кем ему играть и дружить.

Кроме того, в этом возрасте малыш уже должен уметь сознательно наладить контакт и постоять за себя. Поэтому нужно научить его правильным словам: как познакомиться («Привет, меня зовут Саша, а тебя как зовут? Давай играть в поезд!»), как и за что благодарить, извиняться, просить, отказывать… Малыш учится играть по правилам, давать свои игрушки другим и забирать их назад, соблюдать принцип «очереди», участвовать в ролевых играх типа автомобильных гонок или «дочки-матери». Ситуации для тренировки этих навыков будут возникать каждый день, и нужно учить малыша действовать правильно, самостоятельно добиваться своего, стоять за себя, но и не влезать в чужие границы. Если расстроенный ребенок, у которого отобрали игрушку или с которым не хотят играть, приходит за помощью к вам – сначала помогите ему самому решить конфликт, подскажите слова и поведение. И только если конфликт затягивается – корректно вмешайтесь, дайте ребенку пример вежливого и уверенного взаимодействия с обидчиком. После конфликта можно обсудить события с ребенком, помочь ему понять, кто был прав, а кто нет, и как нужно было себя вести.

Шаги

Как вести себя, если вы застали родителей в “самый интересный момент”

Для начала подумайте, заметили ли они вас.
Возможно, в этой ситуации виноваты вы. Возможно, вы пришли домой слишком рано, вошли, не постучавшись, и “побеспокоили” своих родителей.

Извинитесь и выйдите.
Если родители вас не заметили, необходимо как можно скорее удалиться.

  • Скажите “Извините” и поскорее уходите оттуда.
  • При следующей встрече с родителями ведите себя как обычно. Подавляйте попытки родителей поговорить с вами о том, что вы увидели, просто дружелюбно скажите: “Это не мое дело” или “Это касается только вас”.
  • Никогда не вспоминайте об этом инциденте – родители будут вам очень благодарны.

Проясните ситуацию.
Конечно, это зависит от того, насколько у вас близкие отношения с родителями, потому что такой вариант подходит не всем.

  • Улыбнитесь и скажите: “Хорошо, что это был не агент секретной безопасности, мам…” (или что-то в этом роде).
  • Будьте готовы к тому, что в следующий момент в вас что-то полетит, поэтому сразу же выходите из комнаты.
  • Больше не упоминайте об этой ситуации.

Придумайте какое-нибудь оправдание.
Это является выходом только в том случае, если у вас нет возможности сразу же уйти из комнаты и удалиться.

  • Скажите, что вы ищете носки или хотели попросить у них денег.
  • Не проявляйте эмоций и чувств.
  • Будьте готовы к любой реакции. Возможно, родители закричат вам: “Вышел отсюда!” – в таком случае, выйдите.
  • Молчите насчет этой ситуации и сконцентрируйтесь на собственной жизни. Наверняка вам есть о чем позаботиться помимо сексуальной жизни своих родителей.

Что делать с “этими звуками”

  1. Избегайте их.
    Это необходимое решение на первое время. Но если проблема продолжается, подумайте, как ее решить в долгосрочной перспективе.

    Вежливо намекните своим родителям.
    Возможно, они даже не подозревают, что вы их слышите. Благодаря вашим вежливым намекам они начнут внимательно следить за тем, чтобы не было никаких “посторонних звуков”.

    • Отправьте родителям сообщение. Тонко намекните. Например, можно написать просто одно слово: “Шумно”. Скорее всего, родители не сразу прочитают ваше сообщение, но они будут предусмотрительнее в следующий раз (потому что следующий раз, скорее всего, будет).
    • Распечатайте статью с советами: “Как перестать слышать посторонние звуки, когда ваши родители занимаются сексом”. И подсуньте эту статью под дверь их спальни. Опять же, они обнаружат статью не сразу, но в следующий раз они учтут ваше замечание.
    • Больше не упоминайте об этой ситуации. Ведите себя так, словно ничего не произошло, и просто оставьте этот инцидент в прошлом.
  2. Попробуйте более грубые намеки.
    Если родители не понимают вежливых намеков, попробуйте сообщить им о ситуации более прямолинейно.

  3. Спросите, можно ли вам перебраться в другую комнату.
    Это тоже долгосрочное решение. И это зависит от того, есть ли у вас в квартире другие свободные комнаты.

    • Если вы живете в частном доме, можно выбрать комнату в подвале, на чердаке или где-нибудь еще (подальше от спальни родителей).
    • Улыбнитесь и скажите: “Мы все взрослые люди, и у каждого должно быть свое личное пространство”. Это не только деликатный способ донести до родителей, что вы их слышали, это также защитит ваше личное пространство в будущем – если вы слышите своих родителей, значит, и они смогут услышать вас с девушкой/парнем.
  4. Поговорите с ними.
    Но в том случае, если у вас нет другого выбора (если вы не можете поменяться комнатами, если родители не понимают ваших намеков и вы действительно не видите другого выхода).

    • Будьте готовы к неловкому молчанию – ведь никому не хочется, чтобы ребенок вторгался в его личную жизнь.
    • Ведите себя спокойно, дружелюбно и по-взрослому.
    • Спокойно скажите родителям, что их личная жизнь больше не является личной благодаря “специфическим звукам”, и что вы не хотите быть свидетелем этого процесса.
    • Сразу же смените тему или выйдите из комнаты. Здесь больше нечего обсуждать, и ваши родители будут вам безмерно благодарны, что вы позволили им оставить эту ситуацию в покое.

Психологи же убеждены, что на детское отношение к увиденным сценам родительской близости влияет в огромной степени реакция на возникшего в дверях ребёнка

Самое важное – не поддаваться панике и не заострять внимание на щекотливых сценах

Исследования и примеры

Специалисты, исследующие психику и здоровье человека, считают, что дети, у которых есть воображаемые друзья, лишь вырабатывают некий механизм защиты от негативных эмоций и переживаний.

Например, если ребенка надолго разлучают с родителями, он с помощью воображаемого друга может легче пережить этот период, чувствуя дополнительную защищенность. Наличие воображаемого друга позволяет ребенку осуществлять какие-то действия, которые он не может выполнить в одиночку, без помощи родителей или близких людей, занимающихся его воспитанием.

В отношении защитного механизма все понятно. Но как объяснить то, что у детей, которые не боялись оставаться одни и не переживали негативных эмоций, все равно появлялись воображаемые друзья?

Вполне благополучные и послушные дети, не имеющие проблем, постоянно общались со своими воображаемыми друзьями. К таким выводам пришли исследователи после опроса большого количества детей и наблюдения за их поведением.

Существует также мнение, что воображаемый друг является копией той личности, которая их придумала. Но не всегда дело обстоит именно так. В некоторых ситуациях у совсем еще маленького ребенка может появиться воображаемый друг, значительно старше его по возрасту, а иногда и вовсе противоположного пола.

Есть реально описанный случай, о котором рассказывает писательница Никки Шихан. В детстве, когда девочке было примерно семь лет, она общалась с воображаемым другом, которому было далеко за тридцать. У него были усы, борода и совершенно конкретное имя. Она рассказывала ему обо всем, что происходило с ней в школе, о своих друзьях, отношениях с родителями. Она получала от него советы, помогающие ей принимать серьезные и сложные решения. В какой-то момент воображаемый друг перестал появляться, но вернулся, когда Шихан исполнилось сорок лет. Интересно то, что он появился вновь в том же образе, каким предстал в детские годы писательницы. Позже она написала об этом книгу под названием «Кто подставил Кларисс Клифф?».

В знаменитом фильме «Вредный Фред» у вполне уже взрослой девушки появляется воображаемый друг по имени Фред. Это происходит сразу после того, как ее бросает возлюбленный. Именно Фред помогает ей в итоге обрести уверенность в себе и стать совершенно другим человеком.

Если в этих случаях воображаемые друзья помогали, то встречаются и другие варианты, когда такой «друг» мог мешать совершать определенные действия, не пропадал, даже когда его об этом очень просили, слишком громко разговаривал, не давая сосредоточиться или общаться с кем-то, а иногда даже мог толкнуть человека на преступление.

Как себя вести с воображаемым другом ребенка?

Выдуманные друзья есть у примерно 60% детей. При этом дети ощущают примерно то же, что взрослые после просмотра захватывающего фильма или прочтения интересной книги. Эмоции вполне реальны, хотя события выдуманы.  

Расспросите про воображаемых друзей малыша, выслушайте его истории, понаблюдайте за его играми. И вы узнаете о своем чаде много того, о чем даже не подозревали.  На выдуманных персонажей  ребенок часто проецирует собственные мечты, желания, потребности.  

Попросите его «познакомить» с  другом, подыграйте немного. Однако дайте понять, что все же отвечать за поступки будет не «друг», а ребенок: «Хорошо, это «Маша» разбросала игрушки, но убирать их все равно придется тебе, как хозяину комнаты».   

Рекомендации психолога

1. Психологи не советуют запрещать ребенку общаться с воображаемым другом, ведь это может вызвать агрессию и замкнутость, а пресечь деятельность собственного сознания у ребенка все равно не получится, не смотря на все родительские угрозы.

2. Нельзя пугать ребенка, говоря, что если он не прекратит свою странную дружбу, то заболеет или сойдет с ума. Обида на родителей еще больше укрепит отношения с воображаемым товарищем, ведь ребенку понадобится друг, которому можно пожаловаться на несправедливое наказание и непонимание со стороны членов семьи.

3. Часто ребенок переносит собственные интересы или страхи на воображаемого друга, наделяя невидимого товарища теми или иными качествами. Допустим, если ребенок говорит, что его товарищ не любит, когда в доме кричат, то явный сигнал для родителей, что атмосфера в доме накалена, а ребенок таким необычным способом пытается решить эту слишком сложную для его возраста проблему.

4. Рекомендуется выяснить, как воображаемый друг настроен по отношению к другим членам семьи. Не стоит бояться услышать, что невидимка ненавидит кого-либо или желает смерти одному из домочадцев, возможно, что это всего лишь отражение собственного страха ребенка за жизнь и здоровье своих родных, потерять которых он боится больше всего на свете.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

В каком возрасте появляется вымышленный друг

Обычно воображаемые друзья входят в детскую жизнь в возрасте 2,5-5 лет. Это связано с быстрым, можно даже сказать – стремительным – развитие интеллекта. Столь же бурно формируется воображение, коммуникация. А ещё в этот период на первое место выходит игра, в которой должен быть партнёр. Иногда он бывает ненастоящим.

Через некоторое время (обычно к школе) дети перерастают этих персонажей. К тому же у них появляются реальные приятели, с которым интереснее и увлекательнее совершать разные шалости. К подростковому возрасту в большинстве случае невидимый друг пропадает навсегда. И это абсолютно нормально.

От года до трех

До годика малышу нужны мама-папа и другие члены семьи, о дружбе в этом возрасте речи не идет, младенцы просто «не видят» друг друга или воспринимают другого малыша как странную игрушку. А вот после годовалого возраста (или чуть раньше) они уже начинают взаимодействовать. Но это именно совместная возня или беготня, радость от шумовых эффектов. Дети могут весело смеяться, а потом отчаянно драться за одну игрушку или посыпать друг друга песком, сколько бы их не просили не обижать Катю или Ваню. Пугаться такой «агрессии» не стоит, потому что малыши еще просто не понимают чувств другого человека и последствий своих поступков. Сочувствие начнет рождаться из восхищения, из умиления, причем не всегда к сверстникам. Испытать умиление и симпатию проще к котенку, а восторг и уважение – к старшему ребенку, который так много умеет! Но и ровесник может вызвать интерес, если он строит песочный замок или классно катается на самокате, – и тогда дети удивительно быстро сближаются, играют вместе. Но забывают о своем новом «друге» буквально сразу же. Зато могут так же легко наладить контакт с другим интересным ребенком.

Строго говоря, ребенку до трех лет дружба просто не нужна, поэтому не стоит специально сводить малышей и пытаться их подружить, скорее всего, они будут развлекаться «друг об друга» или шкодить. В этом возрасте отличный воспитательный вариант – найти площадку с «правильными» малышами более старшего возраста, с которых можно брать пример. Ваш ребенок будет с любопытством и жадностью следить за детьми, копировать их игры, копать ямки в песочнице, кататься с горки и катать машинки или кукол в коляске… Так он научится многим замечательным вещам и благополучно пройдет предварительный этап социализации, убедившись, что другие дети тоже могут быть интересны и полезны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий