Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Возрастные особенности детей 2-3 лет: психология и воспитание с советами

Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни

В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.

Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.

В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.

Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.

Альбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить

В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.

Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным  неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.

Особенности развития детей в 2-3 года

После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь

Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
Активно развивается воображение, малыш фантазирует

Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Психология 2-летнего ребенка

Кризис 2-х лет — это период в жизни маленького представителя общества, с которым сталкиваются многие родители. В это время малыш из послушного ангелочка превращается в упрямца, непрерывно проявляющего непослушание. Протест высказывается по поводу любых требований. Он является первым проявлением его личного «Я».

Развитие и психология ребенка в 2,5 года характеризуется рядом существенных изменений. Осознание собственной личности ассоциируется с первыми навыками управления телом, его контролем. Он перестает воспринимать себя и маму, как одно целое, воспринимает себя, как отдельную личность.

Противодействия, протесты, непослушание — это способы проявления детской самостоятельности. Посредством такого поведения малыш делает первые шаги на пути индивидуализации

Важно пережить этот период изменения психологии ребенка в 2 года, воспринимать его как первый шаг к дальнейшему формированию личности

Особенности психологии ребенка 2–3 года (мальчиков и девочек):

Развитие способности подражания. Первый образец для него — родитель или воспитатель.
Развитие речи. По просьбе малыш способен выполнять более сложные задачи. Он старается понять смысл разговоров взрослых, принять в них участие.
Предпочтение предметов перед сверстниками. Происходит активное изучение окружающих предметов. Они более интересны, чем игры с другими детьми

Важно помочь малышу в исследовании их свойств, качеств.
Освоение, понимание принятых поведенческих норм.
Отсутствие способности планировать действия. Поступки малыша происходят импульсивно, спонтанно.
Исследование собственного тела

Наряду с применением мимики в этот возрастной период происходит изучение тела, его свойств.

В 2-летнем возрасте дети тянутся к физическому и психологическому управлению собой. Они отказываются от выполнения требований, садятся на горшок и т. д. Психология детей 2–3 лет характеризуется проявлением независимости. Это чувство надо не приглушать, а поддерживать.

Родителям в воспитательном процессе требуется терпение

Важно умеренно поддерживать здоровое упрямство, но не ценой постоянных уступок, потакания всем капризам (присутствует риск воспитания маленького тирана). Лучший вариант — отвлечение внимания, его переключение на другое интересное занятие

В психологии детей от 2 до 3 лет важную роль играет похвала (она должна присутствовать при любом достижении), поддержка креативности, фантазии. Мнение ребенка должно быть не менее важным, чем взрослого человека. Твердость требуется только в отношении вещей, представляющих угрозу его безопасности. Отсутствие уступок даст ему понять, что в определенных случаях противостояние не принесет желаемого результата.

Отличия в психологии 2-летних девочек и мальчиков

С з-м годом жизни наступает период идентификации детьми половой принадлежности. До этого времени такое разделение отсутствует. Посещение детского коллектива ускоряет это осознание. Оно проявляется, в частности, дифференциацией детей на группы для игры.

Особенности воспитания, психологии мальчика в 2 года:

  • критическое отношение к повторениям в процессе обучения;
  • преимущественно зрительное восприятие информации, нежели слуховое (поэтому мальчикам лучше показывать вещи, а не рассказывать о них);
  • часто мальчики более эмоциональны по сравнению с девочками; при наличии причины надо позволять им проявлять чувства, плакать;
  • для мальчиков характерно применение дальнего зрения, из-за чего им для игр надо больше пространства; они более предпочитают подвижную активность (с мячом, догонялки и т. д.);
  • то же самое относится к игрушкам — предпочтение отдается игрушкам, предполагающим движение (конструкторы, кубики и т. д.);
  • мальчики тянутся к конкурированию, они хотят выделяться; поддержать их развитие можно с помощью подходящей спортивной деятельности.

Роль родителей в воспитании мальчика также заключается в объяснении ему важности уважения девочки, недопустимости ударов, толканий. Необходимы беседы о роли мужчины в семье

Это лучше доверить отцу, который, кроме теоретических объяснений, должен на собственном примере показать почтительное отношение к женщине.

Особенности психологии девочки в 2 года:

  • поэтапность, повторение, закрепление — так девочка лучше осваивает знания;
  • для восприятия информации преимущественно используется слух, поэтому девочкам лучше не показывать предметы, а рассказывать о них;
  • в игрушках для девочки должны присутствовать яркие цвета; им подойдут плюшевые игрушки, куклы;
  • девочкам требуется больше проявлений нежности, чем мальчикам.

2–3-летней девочке можно приобрести игрушечный кухонный набор, комплект бытовой техники. Это поспособствует поддержке желания заботиться о доме. Девочки стараются подражать мамам, тянутся помогать по хозяйству. Поэтому такое приобретение пойдет на пользу их развитию.

Интеллект, логика, память, мышление

Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.

Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).

В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут. Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора

Он уже умеет:

Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:

  • собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
  • определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
  • различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
  • находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
  • определять предмет по его описанию;
  • описывать сюжет картинки;
  • рассказывать, что делал в течение дня.

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать

Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».


Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним

Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.

Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.

Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.

Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.

Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.

К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

Психологический портрет

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет»

Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож

Воспитание ребенка 3 года особенности

Первый возрастной кризис по заключению специалистов – три года. В этот период детям свойственны капризы, желание покомандовать старшими или проявить иным способом свою индивидуальность.

Важно понимать – нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации зависят от возрастных особенностей развития и поведения. Какие советы дают психологи?

Методы воспитания и обучения ребенка 3 и 4 лет

Психология воспитания целая наука, но даже она не способна научить правильно воспитывать Ваших детей. Она является лишь основой, остальное подскажет сам малыш. Его нужно чувствовать и понимать, иначе можно лишь навредить.

Важно понимать – каждый малыш индивидуален и его невозможно привязать к одной единственной программе воспитания. Советы психолога — определить цели и задачи, изучить несколько программ и взять с каждой лишь самое важное, то, что действительно поможет сформировать гармоничную личность

Вот самые распространенные хорошие книги, которые могут помочь вам более подробно ознакомиться с этой темой:

1. Читать раньше, чем говорить – автор Н. Зайцев.
2. Учимся понимать малыша – Сесиль Лупан.
3. Воспитываем каждую минуту – Л. Бреславский.
4. Здоровые и умные дети (интенсивное образование) – семья Никитиных (Елена и Борис).
5. Гуманная педагогика – Шалва Амонашвили.

Нельзя не учитывать и особенности семьи, к примеру, в семье военных у детей с малых лет воспитывают патриотическое настроение и определяют соответственные задачи, детям у которых нет отца, дают женское воспитание (мамы, бабушки) и т.д.

Советы психологии сводятся к главной истине — важно не упустить главное, учитывать личность и индивидуальность

Воспитание самостоятельности у детей — советы психолога

Психологи отмечают две крайности, которые мешают детям полноценно развиваться – равнодушие и гиперопека. Результат — дети вырастают инфантильными, не способными к принятию самостоятельных решений, замкнутыми и с отсутствием каких-либо желаний и стремлений.

Во избежание таких проблем психологи дают следующие советы:

Поощрять их активность с первых лет жизни в плане самообслуживания и/или помощи родителям, или иных занятий.

Набраться терпения и ни в коем случае не критиковать, и уж тем более, не сравнивать с другими более успешными детьми.

Позволить самостоятельно принимать решения и быть готовыми к ответственности за них.

Позволить совершать собственные ошибки.

Не ограждать от всех неприятностей, к примеру, в песочнице или детском саду они часто конфликтуют. Не стоит ограждать от возможности адаптироваться в социуме, в котором впоследствии ему придется жить.

Позволяйте принимать участие в важных семейных вопросах, например, планирование выходных или семейных поездок.

Разрешить самостоятельно выбирать одежду.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.

Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.

Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.

Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.

Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.

Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.

Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы

Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание

Маленькие помощники

Направить энергию детей в полезное русло поможет совместная деятельность. Такое занятие доставит огромное удовольствие малышу, ведь он будет заниматься взрослыми делами. Кроха с огромным энтузиазмом берется за работу взрослых, и в этом его обязательно надо поддержать.

Читать далее: Муж не занимается ребёнком: как вовлечь отца в воспитание

К сожалению, многие родители не хотят вовлекать детей во взрослые занятия. Конечно, лепка вареников с мамой закончится рассыпанной мукой и испорченным тестом. Уборка с малышом сделает квартиру более грязной. Но, отталкивая рвущегося помогать кроху, родители лишают себя помощника в будущем. Энтузиазм ребенка с возрастом перегорает, и убедить его в дальнейшем помогать родителям будет гораздо труднее.

Чтобы превратить лепку вареников в праздник, нужно выделить малышу место и дать кусочек теста. Каждый будет лепить свои вареники. Потом весело будет есть мамины вареники и те, которые слепил малыш. Если разумно все организовать, грязи много не будет. Зато значение события для ребенка трудно переоценить.

ИНФОРМАЦИЯ

Комитет по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» ЛОСайт  social.lenbl.ru Телефон: 813 70 25 099

Служба психологической поддержки –телефон доверия  8 800 2000 122

Постановление «О закреплении муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО с 2019-2020 учебного года»

Памятка «Как защититься от гриппа».

Памятки от Генеральной прокуратуры РФ «Что нужно знать о коррупции»: Памятка 1, памятка 2. 

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: 8(81370)34-300

Время работы «Телефона доверия»: понедельник-пятница с 09.00 до 17.00Скачать брошюру.

Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!

Как воспитывать ребенка 3 лет: мальчики

В этом возрасте дети начинают понимать свой пол и отличия от других, поэтому в 3 года пора формировать в ребенке понятие того, что он – мужчина. Нужно говорить малышу, какой он сильный и храбрый. Главным объектом для подражания ребенка должен стать отец, поэтому им стоит проводить больше времени вдвоем, что поможет ребенку в будущем нормально чувствовать себя в коллективе.

Мальчики более активны, чем девочки, поэтому нужно позволять им выплескивать энергию на улице: играть в подвижные игры, бегать, прыгать, лазать и исследовать все новое. Нужно поощрять самостоятельность малыша, предоставлять ему больше свободы, не переставая незаметно контролировать, чтобы его исследования были безопасными. Маме стоит иногда притвориться слабой и беспомощной, чтобы научить сына следовать мужским нормам поведения: пусть поможет нести сумку, открыть двери и т.п.

Особенности возраста

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность

Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения

Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.

Как приучать к самостоятельности

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Даже если вы очень торопитесь, запаситесь терпением и дайте ребенку самому обуться и одеться. Он поверит в свои силы и научится одеваться самостоятельно быстрее, если обувь и одежда будут просты в использовании, на них не будет лишних завязок и застежек. Приучайте малыша к самостоятельности.

Предлагаем ознакомиться: Симптомы менингококковой инфекции у детей особенности лечения и меры профилактики

К трем годам ребенок уже идентифицирует себя, как личность. Малыш осознает, что он – самостоятельный человек, поэтому появляются разные сложности в поведении, происходит формирование его характера. Начав ощущать себя самостоятельной личностью, в этом возрасте дети нередко начинают бунтовать, выказывая протест против родительских указаний.

Если вы заметили, что ребенок не слушается, казалось бы, без особых на то причин, то это, возможно, как раз и есть тот самый протест маленького человечка, старающегося заявить о своей индивидуальности. На этом этапе родители должны быть особенно терпеливыми, логичными и последовательными в своих поступках и требованиях.

Старайтесь быть максимально внимательными и доброжелательными к своим малышам. Но не попустительствуйте детским прихотям, чтобы потом не ломать голову над вопросом Как справиться с детскими капризами?. Будьте в своих требованиях мягки, но настойчивы. Этим вы поможете задать ребенку верный вектор развития, что впоследствии окупится сторицей.

Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой.

Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку.

Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.

Познание мира и обретение навыков

В 3-4 года малыш жадно изучает мир. Помогайте ему узнать и увидеть как можно больше. Гуляйте с ним, читайте вслух сказки и истории, предоставляйте возможность общения со сверстниками.Для крохи наилучшая форма восприятия информации – это игра. Нужно чутко реагировать на темпы его развития, пытаясь научить его тому, что он еще не умеет, но уже может освоить.

В это время ребенок активно перенимает навыки по самообслуживанию: он уже способен справляться с одеждой, мыть руки, складывать игрушки после игры. Поощряйте его, и он быстро привыкнет к установленному порядку. Показывайте, как лучше выполнить то или иное задание.Малыш изучает также и себя. Он исследует свои возможности, формирует отношение к себе. Взрослым нужно вести с ребенком беседы о нем самом, рассказывать, каким он был раньше, отмечать его успехи.

Стоит ограничить пребывание ребенка перед телевизором или компьютером, особенно перед сном – такая психическая активность может вызвать нарушения сна.

Полезные советы родителям

Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет

Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это  тратит взрослый

Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.

Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это  тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий