Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Что такое прикорм

Когда начинать введение прикорма?

Этапы нервно-психического развития

Время начала прикорма зависит не только от календарного возраста, но и от его нервно-психического развития. Важными навыками для начала прикорма являются:

  • Возможность сидеть с поддержкой
  • Достаточный контроль мышц головы и шеи
  • Приподнимается из положения лежа на прямых руках (с выпрямленными локтями)
  • Ребенок кладет в рот руки и игрушки (готовность к текстурам пищи)
  • Поворачивает голову и открывает рот, когда к нему подносят ложку с едой, когда голоден и отворачивается, когда сыт или не хочет есть

Дополнительными навыками для овладения навыка еды руками являются:

  • К 8-10 месяцам развиваются необходимые навыки координации движений рук и кистей, ребенок может есть пищи руками и пальцами (finger food – дословно – пища, которую едят руками). Эти навыки: возможность сидеть без поддержки, захватывать и отпускать кусочки пищи ладонями, жевание пищи (даже без зубов) и проглатывание.
  • К 12 месяцам точные движения становятся более координированными и ребенок получает возможность захватывать кусочки пищи между пальцами.

Почему не нужно начинать прикорм слишком рано?

Раннее начало прикорма (до 4 месяцев) может нанести вред. Рекомендуется начинать прикорм в определенном возрасте потому, что:

  • Слишком раннее начало прикорма может привести к недостатку некоторых важных питательных веществ и калорий и может увеличить риск развития пищевой аллергии.
  • Дети раннего возраста не имеют достаточного развития некоторых навыков и поэтому подвержены аспирации и попаданию частичек пищи в дыхательные пути.
  • Активный рефлекс выталкивания. Дети рефлекторно выталкивают все, что попадает в рот между губами. Этот рефлекс обычно пропадает к 4-5 месяцам.
  • Начало прикорма у ребенка с активным рефлексом выталкивания может быть неприятной процедурой как для Вас, так и для Вашего ребенка.
  • К 4 месяцам дети обычно удваивают свой вес при рождении. Когда дети весят больше 5.9 кг, можно начинать прикорм для поддержания потребностей в питательных веществах и калориях.
  • Введение прикорма после 4 месяцев снижает риск развития атопического дерматита.

Введение прикорма слишком поздно также вредно. Может привести к задержке физического развития и затруднению введения блюд прикорма в последующем.

Примерные сроки введения соков

  • С 3 месяцев — монокомпонентные соки: яблочный, грушевый.
  • С 4 месяцев — сливовый, персиковый, абрикосовый, тыквенный, морковный.
  • С 5 месяцев — моно- и поликомпонентные соки и нектары: черносмородиновый, малиновый, вишневый, черешневый, яблоко с тыквой, яблоко с персиком и др.
  • С 6 месяцев — соки из продуктов, обладающих высокой потенциальной аллергенностью: цитрусовых и экзотических плодов: (мандарина, апельсина, манго, папайи, гуавы); клубники, томатов и др.; виноградный (в составе смешанных соков)

Пюре вводятся на 2 нед позднее.

Примерные сроки введения фруктовых пюре

  • С 3,5 месяцев — монокомпонентные пюре из яблок и груш;
  • С 4 месяцев — пюре из слив, из персиков, из абрикосов;
  • С 5 месяцев — моно- и поликомпонентные пюре из плодов и ягод: черносмородиновое, малиновое, черешневое, вишневое, яблоко с морковью, яблоко с тыквой, яблоко-груша-айва и др.;
  • С 6 месяцев — моно- и поликомпонентные пюре с включением цитрусовых, экзотических и других плодов и ягод, обладающих высокой потенциальной аллергенностью.

Пюре могут быть различной степени измельчения:

  • гомогенизированные — 3,5 — 5 месяцев
  • пюреобразные — 6 — 9 месяцев
  • крупноизмельченные — 9 — 12 месяцев

Примерные сроки введения овощных пюре

С 4,5 месяцев — из кабачков, из цветной капусты, из картофеля, из моркови;

С 5 месяцев — моно- и поликомпонентные с расширением ассортимента овощей за счет тыквы, капусты и др.;

С 6 месяцев — поликомпонентные, в том числе с добавлением томатов и свеклы;

С 7 месяцев — поликомпонентные с добавлением зеленого горошка;

С 8 месяцев — поликомпонентные, в которые могут входить лук и чеснок;

С 9 месяцев — поликомпонентные, в которые могут включаться специи (белый перец, лавровый лист) и пряные овощи (сельдерей, укроп).

Примерные сроки введения безглютеновых каш

С 4 месяцев — рисовая, гречневая

С 5 месяцев — кукурузная и ее смесь с рисовой или гречневой

С 6 месяцев — с цитрусовыми наполнителями, с медом

С 9 месяцев — с какао

Глютенсодержащие каши

С 5 месяцев — пшеничная, манная, овсяная, толокно и др.

С 6 месяцев — каши из смеси трех и более зерновых компонентов, с цитрусовыми наполнителями; с медом

С 9 месяцев — с какао

С 6 месяцев — из говядины, из свинины, из курицы, из индейки и др.

С 8 месяцев — с включением субпродуктов

Растительно-овощные с добавлением рыбы:

С 8 — 9 месяцев — в соответствии с ассортиментом рыбы и овощей, представленных ранее.

Рекомендуемый срок введения прикормов определяется возрастом ребенка, начиная с которого потребление данного продукта или блюда является безопасным для основной массы здоровых детей (таблицы 3, 4).

Таблица 3

Фобия 8″Подходит ли педагогический прикорм, если малыш или его родители — аллергики?»

Исцеление от фобииЕлтонская акцентирует: «Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: «один шаг вперёд, два шага назад». Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у неё аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, трёх дней» .

Мой старший сынок был совершенно не аллергичным, а вот младшего «сыпало» на красные продукты и цитрусовые. Я уныло думала, как я проживу ближайшие 2 года (минимум столько я собиралась кормить его грудью) без любимого мёда, малины, апельсинов, абрикосов, персиков и варений. Однако я стала руководствоваться вышеприведёнными рекомендациями, и через 2 месяца после введения педприкорма аллергия у малыша исчезла!

«Не ест, и всё тут!»

Исцеление от фобииЭтому существует несколько объективных причин: ребёнок приболел, или у малыша режутся зубки, или, может быть, обстановка не располагает (например, вы в гостях, где ребёнку явно некомфортно). Возможно, мама поторопилась и ввела прикорм не при явном пищевом интересе ребёнка.

Елтонская замечает: «…если из кормления ребёнка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным. Нужно перестать кормить ребёнка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребёнок или нет, по крайней мере, необходимо «делать вид» что это так… Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать — давайте. Положить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте и не наказывайте, если ребёнок что-то разольёт или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно»

Жанна Цареградская (многодетная мама, повитуха, педагог, консультант по грудному вскармливанию, психолог-перинатолог) уверена: «У всех детей есть инстинкт самосохранения, поэтому деть никогда не будет голодать! Не ест — значит, голода нет! Тем, кто сомневается, маленький психологический этюд (из книги В. Леви «„Нестандартный ребёнок», изложено своими словами). У каждого взрослого есть такие виды еды, которые он не любит! Вам, например, нравится варёный лук в супе? Ну или придумайте ещё что-нибудь такое же мерзкое, склизкое и очень противное. А теперь представьте себе, что великан ростом с четыре ваших сажает вас в огромный высокий стул под самый потолок и упорно пихает вам в рот огромную, размером с тарелку, ложку этого самого лука! Представили? Уговаривает, сказки рассказывает, и не отстанет, пока не проглотите! Ещё и проверит, проглотили ли! Убежать некуда! Мерзко? Думаете, что мороженым было бы лучше? Хорошо, представьте, что с мороженым, но каждый день, 3-4 раза в день, бадья мороженого, да ещё и под потолком и независимо от того, хотите или нет! Если воображение у вас хорошее, вы больше никогда не будете заставлять своих детей есть» .

Бывает также, что прикорм введён неправильно, либо мама допускает ошибки в кормлении ребёнка за столом. Консультанты «Рожаны» советуют в таких случаях для появления пищевого интереса 2 недели есть при ребёнке с большим-большим аппетитом, а ребёнку в это время ничего не давать! «Отлучить» от стола на две недели. Демонстративно садиться есть без него. Если очень попросит, — выделить на огромную тарелку чайную ложку еды. Если не съел — сразу жадно доесть маме.

У ребёнка бывают периоды монопитания, и к этому нужно относиться с уважением. Некоторые мамы говорят «не ест», однако на самом деле ребёнок избирательно «налегает» на определённые 1-2 продукта, либо предпочитает «кусочничать». Если родители «не циклятся», то этот период обязательно закончится.

Некоторые мамочки, чьи детки отказываются от прикорма или слабо едят, связывают это с «ГВ по полной программе» (то есть зачем кушать другую пищу, если молочко нужного вкуса и температуры всегда рядом). По моему теоретическому опыту форумов, дети делятся на тех, кто ест, и тех, кто слабо ест — при условии, что прикорм вводился правильно. Кроме того, мама знает, что ребёнку чего-либо не хватает в еде, она ему это обязательно вместе с молоком даст — это её биологическая задача.

Когда наступает «перегиб» в сторону «кусочничания» (перестаёт или слабо ест основные трапезы), «кусочничанье» прекращаем. Нормально позавтракал — можешь «кусочничать» до обеда, плохо пообедал — извини, жди ужина. Ну и, конечно, внимательно следим за ребёнком, всё это делаем мягко и разумно!

Ребёнку важно «исследовать границы»: отказ от еды — средство манипулирования мамой («А можешь мне устроить песни с плясками и игрушками?»). Здесь маме нужно набраться терпения и продолжать «свою линию», при этом ей вторят остальные домочадцы (смотрим принципы и правила педагогического прикорма)

Кстати, после года, когда мама начинает отлучаться из дома «по делам» на пару часов, малыши обычно начинают лучше кушать в её отсутствие.

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь

Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель —  мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя

Нужно переключить внимание на другой продукт

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама nade20), 2. Алиса (мама Клюква), 3. Дима (мама Мяу…), 4. Костя (мама Ириша86), 5. Дуся (мама Leda).

Почему не стоит начинать прикорм грудных детей до 4 месяцев

Изменение социального статуса женщины в ходе исторического развития привело к тому, что мамы старались как можно раньше приучить детей к обычной еде, чтобы вернуться к своим общественным обязанностям, профессии. Ранний прикорм был очень важен, ведь благодаря введению обычной пищи в рацион, ребенок становился более автономным, мог существовать в отдалении от единственно возможного в первые месяцы его жизни источника еды, без мамы.

Однако выдержать подобные «опыты» мог не каждый растущий организм. Как показала обширная педиатрическая практика, несвоевременный первый прикорм, каши, коровье и козье молоко, соки и прочие продукты нередко вызывали:

  • патологические симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, еще не готового к избыточным нагрузкам;
  • кожные аллергические реакции;
  • нарушения со стороны дыхательной системы и т. д.

Когда вводить прикорм ребенку?

В последнее время в нашей стране активно дискутируются вопросы, связанные со сроками введения прикорма,
особенно при естественном вскармливании. Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения
№ 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно,
вводить прикорм с этого возраста. Отечественные ученые считают, что это возможно только в отношении
здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития)
при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных
витаминно-минеральных препаратов. В этом случае первым видом прикорма должны быть не традиционно
используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической
плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте
минеральными веществами и витаминами.

До настоящего времени в Российской Федерации действует схема введения прикорма, утвержденная Минздравом РФ в 1999 г., приведенная в Методических
указания №225 «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни». Проведенные научные
исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в
указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма — 4 месяца.
Ранее этого срока ребенок еще не готов к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная
смесь.

К 4-х мес. возрасту гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым: снижается изначально
повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, созревает ряд пищеварительных ферментов,
формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую
и более густую пищу, связанную с угасанием «рефлекса выталкивания ложки».
В то же время поздний прикорм (после 6 мес) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа,
цинка и др.) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной
нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Поэтому введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4–6 месяцев.

Cроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы,
органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования
центральной нервной системы, то есть, его готовности к восприятию новой пищи. Учитывая, что современные
адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ,
нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем
при вскармливании грудным молоком. Поэтому схема введения прикорма может быть единой. Предлагаемая
примерная схема введения прикорма детям первого года жизни представлена в таблице.

Когда вводить прикорм

Не раньше 4 месяцев, если ребёнок на искусственном вскармливании, и не раньше 6 месяцев, если на грудном, — вот «эталонный» возраст начала введения прикорма, согласно последним рекомендациям ВОЗ. До этого времени организм малыша ещё недостаточно созрел, чтобы принимать любую другую пищу, кроме молока матери или специальной смеси.

Чтобы ребёнку было проще воспринимать начало прикорма, еще до того, как он попробовал взрослую еду, можно усаживать его в специальный стульчик для кормления. Таким образом малыш заранее освоится с этим важным предметом мебели и, подражая примеру взрослых, быстрее учится есть самостоятельно. Сегодня есть модели стульчиков для кормления, которые можно использовать с самого рождения. Так, например, стульчик Polly Progres5 от итальянского бренда Chicco растет вместе с ребенком от 0 месяцев до 3 лет, имеет 5 конфигураций использования — начиная от шезлонга для отдыха новорожденного и заканчивая бустерным сиденьем на «взрослый стул».

Естественный прикорм

Это грамотное сочетание обоих подходов, с ориентацией на вашего малыша. И на мой взгляд, естественный прикорм – это идеальный вариант. Возникает закономерный вопрос, с чего начать прикорм и что же нужно делать?

Во-первых, нужно развивать и поддерживать пищевой интерес у ребёнка. Брать с собой за стол во время приема пищи, давать пробовать широкой соломкой нарезанные морковь, огурец или яблоки. И начинать прикорм только когда у ребенка появился пищевой интерес, когда ему интересна еда, он пытается отобрать у вас ложку. Начать можно с того, что обмакнуть ложку в пюре и дать ребёнку попробовать. Также не бойтесь кусочков, дети в состоянии прожевать микродозы гречки, риса или кусочек картошки из вашего супа.

Главное, не надо насильно пытаться накормить малыша.

Кормлением насильно вы только вызовите негативные ассоциации, и, в дальнейшем, когда заставлять будет сложно, вы получите ребёнка, который очень мало ест. Возможно, кто-то помнит такие печальные опыты из своего детства (я, например, теперь не ем клёцки, калину и супы пюре, а многие взрослые с трудом переносят овсянку – привет воспитателям из детского сада).

Не настаивайте на каком-то определённом виде продукта, ребёнок сам знает, что нужно его организму. Он может месяц есть овощи и отказываться от каши, а потом есть каши и мясо, но не есть овощи, и это нормально. Почему беременные хотят мела или побелки – потому что организму не хватает кальция. Так и ребёнок знает, чего ему не хватает сейчас и из каких продуктов это можно получить. Не ест каши? Попробуйте недели через две!

А сейчас хочу привести вам нормы ВОЗ по введению прикорма малышам (информация ниже – с официального сайта Всемирной организации здравоохранения).

Таблица прикорма малыша по месяцам

Несмотря на введение прикорма, важно продолжать кормить ребенка материнским молоком. Ежедневная рекомендованная норма приема по месяцам:

Продукт 6 мес. 7 мес. 8 мес. 9 мес. 10 мес. 11-12 мес.
Овощное пюре 110-120 140 150 160-170 180 190-200
Каша 110-120 150 170-180 190-200 200 200
Растительное масло 1 3 4 5 5
Фрукты (пюре) 60 60 60 70 80 80
Мясо 50 60 70 80
Желток 10 10 20
Творог 30 40 50
Сухарики, печенье 3-4 5 5 10 10
Сливочное масло 1 3 4 5
Рыба 30-40 50-60
Фруктовый сок 30 50 60 100
Пшеничный хлеб 5 5 8 10
Кефир 30 50 100

Введение прикорма – процесс, к которому нужно подойти внимательно

Потому родителям так важно следить за состоянием ребенка, отслеживая его реакцию на новые продукты питания

Прикорм ребенка в 6 месяцев

Прикорм вводят небольшими порциями: немного овощного пюре, сока. Если реакция организма будет нормальной, порции можно увеличить. Первый раз ребенку можно давать только 1 вид пищи – например, только овощное пюре

Через 1-1,5 недели можно начать вводить и другую еду, но осторожно, чтобы избежать проблем с пищеварительным трактом

В этот период разрешены:

  • каши из гречки, риса, овсянки, кукурузы;
  • супы и отвары овощей: тыквы, кабачка, брокколи;
  • пюре, компоты из фруктов (лучше всего использовать банан – он не вызывает аллергии).

Прикорм в 7 месяцев

В рационе ребенка в этом возрасте могут присутствовать различные продукты питания: все зависит от состояния малыша. Как и раньше, ребенок должен получать грудное молоко или смесь, а задача прикорма – обеспечить младенца дополнительной энергией.

Если ребенок не на искусственном вскармливании, а грудном и получает полезные микроэлементы с молоком матери, питание может быть не таким калорийным, включая только овощи и каши.

Прикорм грудничка в 8 месяцев

В этом возрасте рацион ребенка будет расширен:

  • различные каши (кукурузная, пшенная) с добавлением небольшого количества масла;
  • зелень и овощи в отварном виде, приготовленные на пару (картофель, тыква, свекла, шпинат);
  • мясо (лучше вначале вводить в прикорм гипоаллергенные виды: кролика, индейку);
  • фрукты (яблоки, груши, бананы);
  • немного масла – сливочного или оливкового.

Стоит обратить внимание, что в этом возрасте нежелательно давать курицу или рекомендовано с осторожностью вводить ее в прикорм, потому что это высокоаллергенный продукт

Прикармливание грудничка в 9 месяцев

В этом возрасте ребенок уже знаком с овощами, фруктами, мясным паштетом. В меню малыша нужно вводить:

  • творог и кефир;
  • пшенную кашу;
  • фруктовые соки и пюре, морсы;
  • говядину или телятину;
  • немного белого хлеба.

Важно готовить несколько видов мяса: из них можно делать тефтели, подавать в отварном виде вместе с овощами. Вводя новые продукты, нужно отслеживать его реакцию на продукты – если появится сыпь, кашель, нужно на время от них отказаться

Прикорм ребенка в 10 месяцев

В этом период грудное молоко должно составлять 25-30 % суточного объема пищи. Перерыв между приемами еды в 10 месяцев должен быть около 4 часов. Сама пища – максимально многообразна, поскольку от нее зависит развитие ребенка.

В рационе должны присутствовать:

  • растительное масло, которое добавляют к кашам;
  • пюре из разрешенных овощей;
  • мясное пюре из гипоаллергенного мяса;
  • каши, желательно безглютеновые.

Прикорм в 11 и 12 месяцев

В 11 месяцев рацион практически не изменяется, можно только разнообразить пищу растительным маслом (не более 1 ч.л. в день). Блюда варят, тушат, готовят на пару. При этом протирать продукты не нужно – можно просто мелко их порезать. В супы добавляют немного макарон.

В годовалом возрасте ребенку можно давать супы на рыбе, 1-2 небольших кусочка хлеба на обед. В остальном продукты остаются теми же.

С чего начинать прикорм

В каждой стране есть свои гастрономические привычки, касается это и питания детей. Так, на Кубе первой «взрослой» едой малыша нередко становится апельсиновое пюре, а в Израиле — авокадо. Если подобные варианты посоветовать российской маме, то даже самая неопытная не воспримет это всерьёз. Но при этом каждая мама, в нашей стране и в любой другой, окажется по-своему права. Дело в том, что у жителей одного региона из поколения в поколение складываются свои вкусовые нормы, которые, можно сказать, передаются на генетическом уровне. Поэтому общее правило выбора продукта для первого прикорма — это учитывать то, что входит в обычный рацион жителей данной местности.

В целом же педиатры всего мира сходятся в том, что первый прикорм должен быть однокомпонентным и однородным. То есть пюре может быть грушевым, яблочным или любым другим, главное, чтобы оно состояло из одного продукта и имело однородную консистенцию.

В России на сегодняшний день введение прикорма начинают со следующих блюд:

  • каши (безмолочные — гречневая, рисовая),
  • овощные пюре (брокколи, цветная капуста),
  • фруктовые пюре (грушевое и яблочное).

Что именно выбрать из этого списка — зависит от рекомендаций педиатра, наблюдающего ребёнка (на каком типе вскармливания находится малыш, как набирает вес, его общее состояние), и, конечно, реакция самого ребёнка на попытки родителей ввести конкретный продукт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий