Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

Как развивать ребенка в 3 месяца

Частые проблемы

  1. Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
  2. Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
  3. Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.

На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Как выбирать игрушки для ребенка

Безопасность и долговечность игрушки

При выборе игрушки необходимо обращать свое внимание на качество и прочность используемых материалов. Например, игрушки из гибкого пластика ребенок может быстро сломать, и игрушка будет представлять опасность для ребенка

Игрушка, сделанная из более прочного материала, будет служить не один год. Обращаем внимание на игрушки, состоящие из маленьких деталей, так как есть риск удушья для маленьких детей, а также риск растерять эти детали, что может послужить причиной для плохого настроения ребенка.

Универсальность игрушки. Использовать игрушку можно в разных аспектах, что позволяет сохранить надолго интерес к ней. Если ребенок играет с игрушкой, которая открывает для него каждый раз новые возможности, то это хорошая игрушка. Игрушка поощряет ребенка к тому, чтобы использовать его возможности, стимулирует его воображение к тому, как найти различные способы использования данной игрушки – это хорошая игрушка. То есть игрушка должна выполнять различные функции. Неоспоримым достоинством универсальной игрушки является то, что она «растет» вместе с ребенком. То есть ребенок будет использовать ее по-разному на протяжении всего его развития. Например, ребенок, играя в конструктор, с возрастом будет создавать из него разные модели, постройки, фигуры. Напротив, если игрушка предполагает только один вид деятельности, то в ближайшее время — это может вызвать незаинтересованность ребенка. И это происходит потому, что от ребенка ничего не требуется в игре с этой игрушкой. Следует избегать игрушек, которые приводят к пассивности ребенка и не стимулируют его на совершение активных действий. То есть игрушка практически не помогает ребенку развиваться, не заставляет его думать, мечтать, воображать, не учит самостоятельно принимать решения, предпринимать какие-то действия.

Игрушка должна доставить удовольствие ребенку, приносить радость. Удовольствие неразрывно связано с игрой. Если нет удовольствия, то для ребенка игрушка – это и не игрушка вовсе.

И главное, ни одна игрушка не может получить ярлык «хорошая игрушка», если она не соответствует возрасту и способностям ребенка. Как вы понимаете, каждый ребенок уникален и имеет свои собственные интересы. И только родители знают хорошо своего ребенка. А именно, где ребенок находится в своем развитии: умеет стоять или сидеть; любит ли трогать, смотреть, слушать, подражать, притворяться; строить дома, мосты, замки; рисовать, лепить, мастерить; играть с другими детьми. Исходя из уровня развития своего ребенка определяем, какая игрушка подходит ему, что дает эта игрушка. Например, она позволяет двигаться ребенку, стимулирует воображение, способствует общению, развивает моторику, мышление.

Задаемся вопросом, что приносит новая игрушка по сравнению с другими игрушками? Она предлагает ребенку новый опыт, возможность развивать новые возможности. Следует избегать покупки игрушек, которые развивают ребенка в одном и том же направлении. Необходимо убедиться, что материал для игры вашего ребенка будет разнообразным

Ответ на эти вопросы позволит сделать связь между этапом развития вашего ребенка и предлагаемыми игрушками, которые удерживают ваше внимание и игрушками, которые уже есть у вашего ребенка. Таким образом вы будете в состоянии сделать более осознанный выбор

Старайтесь не поддаваться искушению, характерному для многих родителей, рассматривать собственного ребенка как опережающего в своем развитии, и покупать ему игрушку, слишком сложную для его возраста. Это лучший способ, чтобы заглушить интерес ребенка к этой игрушке в будущем. Это безразличие, может даже сохраняться в тот момент, когда он будет в возрасте, соответствующем для игры с ней.

Куда девать надоевшие игрушки? Можно сложить игрушки в мешок и спрятать на некоторое время. Потом достать их снова. Детям обычно нравится поиграть с забытыми старыми игрушками, заново перебирать их. Также игрушки можно дарить младшим по возрасту деткам.

Помимо покупных игрушек и игр хорошую службу сослужат различные крупы, макароны, лоскуты тканей разных фактур на ощупь, и даже камни собранные на прогулке.

Развиваем зрительное восприятие

Как и в первые два месяца, трехмесячные детки продолжают следить за движущимися игрушками. Педиатры советуют медленно увеличивать амплитуду перемещений, их направления, отходить дальше. Поле зрения вашего чада будет расширяться. Медленные движения помогут трехмесячному ребенку научиться плавно поворачивать голову. Главное – не торопитесь.

После трех месяцев жизни детки фокусируют взгляд значительно лучше, чем раньше. Начните игру «прятки». Вскоре вы заметите, что малыш не уводит глазки от предмета, за которым вы прячетесь. Вместо того чтобы растерянно водить головой, трехмесячный ребенок будет ожидать вашего возвращения оттуда, где видел вас в последний раз. Это относится также к неодушевленным предметам, например – к игрушкам.

Активное времяпрепровождение для малышей в годик

Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.

Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.

Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.

Новый режим

Трехмесячный человечек понимает, что сидя на руках взрослого, он имеет большие возможности для изучения окружающего мира. К тому же так безопаснее и уютнее. Поэтому уставшей маме придется смириться с тем, что ребенок будет постоянно проситься на руки.

Некоторые родители уже вводят прикорм, предлагая малышу попробовать новые продукты. Обычно удается лишь размазать питание вокруг рта ребенка, так как понять, чего от него хотят родители, малыш не может.

Хотя бы в силу возраста. Если вес и рост малютки стремительно набирается, то прикорм можно отложить на более подходящий период. Даже 4-х месячный ребенок воспримет подобный уход с большим энтузиазмом.

«Свои правила» карапуз устанавливает и в распорядке дня. Чем строже он будет, тем лучше ребенку и родителю. Если режим до сих пор не установлен – присмотритесь к малютке в течение дня.

Когда он просит есть, хочет играть, засыпает? В последующие дни повторяйте последовательность примерно в это же время. 3-х месячный малыш склонен к последовательным действиям, ритуалам. Воспользуйтесь этим, чтобы ввести режим дня. Как это делать?

Пример: ежедневно перед сном купайте кроху, кормите и рассказывайте короткую сказку. Спустя три дня уже в ванночке карапуз будет понимать, что скоро его ждет сон.

Соответствующий настрой приведет к тому, что маленький человечек будет уже на последнем «этапе» укладывания (во время чтения сказки) сладко засыпать. А вы сможете суметь постепенно отрегулировать время ночного отдыха (с 23 до 21 часа, например).

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Искусство лепки

Пластилин – это материал, который не оставит равнодушным ни одного малыша, ведь возможности его использования безграничны.

Ребенок может не только лепить различные фигурки, любимых персонажей из мультфильмов, но и делать поделки. К сожалению, многие родители недооценивают пользу данного занятия для 3-х летнего ребенка дома.

А ведь данное развлечение способствует развитию мелкой моторики, малыш быстрее и легче осваивает технику письма, у него тренируется память, усовершенствуется образное мышление.

Не стоит лишать детей такого удовольствия, как лепка с пластилина. Ведь данное занятие может на длительное время увлечь малыша и принести пользу.

К тому же существует множество техник лепки, среди которых каждый ребенок найдет то, что по нраву именно ему.

Например, в три года развлекать детей можно, используя следующие техники:

  • Щипания. Она несложная и нравится многим малышам, которые только учатся лепить с пластилина. Заключается она в том, чтобы отщипывать материал небольшими кусочками и лепить их на основу. С помощью данной техники можно сделать рыбу с чешуей, облако и много всего другого.
  • Сплющивание. Небольшой кусочек пластилина разминается и путем надавливания на него пальцем фиксируется на что-либо. Например, родитель может сделать мухомор, а малыш дополнить его белыми пятнами.
  • Разрезание. Из пластилина можно изготовить то, что ребенку потребуется порезать предварительно подготовленным неострым пластиковым ножом. Это может быть небольшой фрукт, овощ. Малыш будет в восторге от такого занятия.
  • Размазывание. На листе бумаги с помощью пластилина можно сделать настоящую картину. Для этого материал размазывается по поверхности. Так можно изобразить дождь или радугу, которая появилась после него.
  • Дополнение. Учитывая возраст крохи, он может столкнуться с определенными трудностями. Например, ему сложно сделать поделку полностью самостоятельно, но в его силах дополнить ее.

Поэтому задачей родителей является изготовление всех частей для поделки, а крохи – их фиксирование.

Физиологические изменения

  • Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
  • Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
  • Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
  • Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против .
  • Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.

О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Играем с шаробросом/сортером

Та же стучалка, что представлена на фото сверху, хорошо подойдет еще и в другом качестве – в качестве шароброса. Учите малыша проталкивать шарики в дырочки пальчиком. Аналогично можно играть и с сортером, проталкивая различные формы в прорези. Но тут для ребенка дополнительная трудность – все прорези совершенно разной формы, мало того, что фигура, скорее всего, в первую попавшуюся дырочку не подойдет, так еще и нужно засовывать ее под определенным углом. Поэтому, на этапе освоения именно техники «проталкивания» лучше подойдет шароброс, но для разнообразия и в сортер с маминой помощью поиграть можно.

Играть с прищепками

Такие, казалось бы, обычные бытовые предметы как прищепки, можно превратить в очень полезную игру для развития силы пальцев и координации движений. Нам-то кажется, ничего особенно прицепить прищепку, а для ребенка целая наука, и одолеть ее у него получается далеко не сразу. Очень часто дети либо захватывают прищепку всей ладошкой, либо пытаются взять прищепку пальцами, но при этом нажимают не на самые краешки, а где-то посредине. Поэтому ваша основная задача на первом этапе – научить малыша правильно орудовать прищепкой.

Куда прицеплять прищепки?

Делаем из прищепок лучики для солнышка, иголки для ежика, украшаем елочку

Для этой игры нужно заранее заготовить шаблон из картона, желательно плотного (круг, елочка или туловище ежика). Первое время картонку предстоит держать вам, в дальнейшем учите малыша самостоятельно придерживать картонку левой рукой.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ еще больше интересных шаблонов для игр с прищепками, это и дождь для тучки, и ноги для лошадки, и уши для зайца и т.п.

.                   

Также можно воспользоваться готовыми вариантами игр с шаблонами (Ozon, My-shop, KoroBoom).

Прицепляем прищепки, ориентируясь на цвет

Прицепляем прищепки на край коробки

Когда у Таисии только появился интерес к прищепкам, и стало немного получаться, мне кажется, она готова была прицеплять их куда угодно. Начали мы с того, что просто прицепляли прищепки на край коробки. Если прицепить прищепки по всему периметру, то получится заборчик, за которым даже можно кого-нибудь поселить.

Вы здорово разнообразите игру, если приобретете декоративные прищепки, ведь гораздо веселее украшать коробку какими-нибудь разноцветными бабочками или гусеницами.

А еще впоследствии, мы с Таисией придумали, что если коробку с прищепками (классическими) перевернуть, получится вот такой смешной паук.

Вешаем сушиться кукольную одежду или одежду малыша

В детской комнате можно закрепить небольшую веревку (например, привязав ее к ножкам стола и стула) и рассказать ребенку историю о том, как кукла упала в лужу, испачкала всю одежду, и вам пришлось ее постирать (понарошку). Теперь всю одежду необходимо развесить сушиться. А можно даже вместе с малышом затеять настоящую стирку с последующим развешиванием одежды.

В этом занятии также сначала помогаем малышу держать предмет одежды, а в дальнейшем учим его действовать самостоятельно.

Прицепляем прищепки на одежду малыша

Если малыш не против, прицепите несколько прищепок на одежду, которая на нем одета, а он пусть попробует снять. У нас эта игра вызывала бурю эмоций (положительных, разумеется)!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий