Опубликовано: 28 апреля 2021 / Обновлено: 5 мая 2021

4 группы причин, которые объяснят, почему ребёнок ходит на носочках

Малыш на цыпочках: когда нужна запись к врачу?

Встревоженность родителей всегда передается детям, и если мама, папа или любящая бабушка особенно переживают из-за способа ходьбы ребенка, запись к врачу ничем не помешает. Сегодня не надо выстаивать долгие очереди за талончиком, достаточно позвонить по телефону +7 (499) 519-32-56 и избавиться от ненужных волнений.

Что стоит знать всем родителям? Если ребенок при ходьбе опирается на носочки — в большинстве случаев это совершенно нормально и входит в возрастные нормы развития мышечно-связочного аппарата. В некоторых ситуациях этот признак в комбинации с другими действительно входит в симптомокомплекс нескольких нарушений. Как понять, что малыш соответствует возрастной норме?

  • Ребенок растет и осваивает новые навыки в соответствии с возрастом. В целом он здоров, у терапевта и невролога нет опасений и диагностики отклонения от нормы. При этом капризы, кризисы роста и сезонные инфекции в расчет принимать не надо, все дети проходят через этапы становления характера и адаптации иммунной системы.
  • Малыш по просьбе или спонтанно может встать на ножку нормально, с полной опорой, ему не больно и особенных усилий это не требует.
  • Координация движений в норме, ребенок спотыкается, падает не чаще, чем другие дети его возраста. Моторные навыки прогрессируют без долгих перерывов: малыш осваивает лестницу, бег, прыжки в соответствующее время, не особенно отличаясь от сверстников.
  • Ножки во время ходьбы не согнуты в коленках.
  • Малыш ставит на цыпочки обе ноги, а не одну.

Если все перечисленные показатели присутствуют, то ходьбу на носочках называют идиопатической. Это означает — все у ребенка нормально, отклонений нет, а ходит он так по невыясненным, но не патологическим причинам. Если же есть признаки нарушений, тогда действительно нужна запись к врачу.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Ребенок плохо стоит на ножках? Нужно лечить!

В норме ребенок не должен стоять на цыпочках! Если у матери ребенка тяжело протекала беременность, были слабая родовая деятельность, тяжелые роды, наблюдалась недоношенность, переношенность плода, обвитие пуповины, тазовое предлежание плода, низкие баллы новорожденного по шкале Апгар, патология по данным нейросонографии, ребенок сразу после родов не закричал, у ребенка была желтуха новорожденного (желтушка), возникли осложнения на прививки, то это повод для раннего обращения на консультацию к детскому рефлексотерапевту неврологу для своевременного выявления неврологической патологии и ее комплексного лечения на ранних стадиях. Центральная нервная система ребенка на первом году жизни очень пластичная. И даже если какие-то участки ЦНС были поражены, при своевременном аппаратном лечении соседние здоровые участки головного мозга могут компенсаторно взять на себя ранее утраченные функции.

Лечение

Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.

Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:

  1. Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
  2. Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
  3. Лечение с помощью медикаментов.

На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.

Семейная психотерапия имеет немаловажное значение. Если ситуация в семье дала толчок для развития тиков, то нужно постараться ее исправить

Малыш ни в коем случае не должен ставать свидетелем ссор или скандалов. Необходимо создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и защищенным. Одергивать и напоминать о его нервном нарушении не следует, поскольку это лишь усугубит ситуацию.

Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:

  • метод биологически обратной связи;
  • метод аудиовизуальной стимуляции;
  • иглорефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • озокеритовые аппликации;
  • массаж шейно-воротниковой зоны;
  • электросон.

В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия – снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.

Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.

Развитие ребенка: нужно ли исправлять походку?

Хождение на цыпочках — не безобидный симптом, от которого стоит отмахиваться. Это серьезный сигнал, говорящий о том, что развитие ребенка идет не совсем нормально. Такая походка у малыша свидетельствует о наличии серьезного спазма мышц и возможном ограничении подвижности швов черепа. Кроме того, эта реакция не случайна. Просто в данный момент такой способ ходьбы является наиболее адекватным для данного ребенка. Исправлять его искусственным способом нет смысла.

Некоторые родители, следуя рекомендациям специалистов, надевают на ребенка ортопедическую обувь с жесткой подошвой, супинатором и задником, которая фиксирует стопу и голеностопный сустав. При этом в такой обуви ребенок ходит с первых шагов как дома, так и на улице. Только проблема в том, что специальная обувь никаким образом не влияет на развитие ребенка, то есть она устраняет последствия, но не причину патологии. Ношение ортопедической обуви не может повлиять на работу центров головного мозга, которые отвечают за мышечный тонус. Более того, в случае с натяжением твердой мозговой оболочки и напряжением подзатылочных мышц ортопедическая обувь может не решить, а усугубить проблему.

В случае родовой травмы мышцы ребенка постоянно получают от головного мозга нервный импульс, побуждающий их сокращаться. Подобная реакция — единственный шанс уменьшить напряжение по всей задней мышечной цепи. Когда родители надевают на ножку малыша ортопедическую обувь, икроножные мышцы растягиваются, а нервные импульсы продолжают поступать. Если у мышцы нет возможности отвечать на них и сокращаться, она со временем может начать разрушаться. И восстановить ее будет уже сложнее.

Что делать родителям

Заметив, что младенец ходит по квартире и на улице нестандартно, встает постоянно на цыпочки и уже привык передвигаться таким интересным способом, заботливым мамочкам стоит предпринять следующие меры:

  1. Проконсультироваться с врачом.
  2. Понаблюдать за поведением малыша внимательнее.
  3. Согласиться на лечебные процедуры, рекомендованные неврологом или педиатром: ЛФК, массаж, парафиновые сапожки, электрофорез. Курс проводят в поликлинике, госпитализация ребенка не потребуется.
  4. Применять меры домашнего способа отучения от неверной походки: ежедневная гимнастика, самомассаж, плавание, длительные прогулки, активные игры.
  5. Поменять обувь. Проверьте, соответствует ли размер ботиночек длине стопы ребенка. Купите мигающие, пищащие ботиночки, чтобы заинтересовать малышей процессом опоры на пятку.
  6. Наладить положительную, доброжелательную атмосферу в семье. Не устраивайте сцен второй половинке в присутствии детей, чаще хвалите ребенка, целуйте, обнимайте.
  7. Воспользуйтесь бабушкиными советами для успокоения нервов малыша. Хвойные ванны полезны перед сном, укрепляют иммунитет. Детишкам с 1 годика капайте пустырник в чай или давайте настой валерианы по 1–2 капельки в сутки 10 дней.

    Пропейте курс глицина.

  8. Делайте ребенку замечания, если он ходит неправильно. Следите за своей походкой.

Особенности течения болезни

Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.

В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.

Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:

  1. Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
  2. Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
  3. Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
  4. Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
  5. Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.

Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.

Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме

Отсутствует внимание к возрастным потребностям

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью

Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Как помочь малышу: советы родителям

Первое, что нужно сделать, если ребенок ходит только на носочках — показать его специалисту. В первую очередь — неврологу. В некоторых случаях имеет смысл обратиться к остеопату который сможет помочь восстановить правильное положение костей черепа и обеспечить нормальное кровоснабжение подкорковых центров головного мозга. Кроме того, врач поможет расслабить мышцы задней поверхности шеи и снять напряжение твердой мозговой оболочки.

Такие действия лучше проводить в комплексе с сеансами массажа. Начинать лечение нужно как можно раньше, потому как чем меньше ребенок, тем легче восстановить положение черепных костей, пока травма еще не «срослась» с телом.

Если нет возможности показать малыша остеопату, можно воспользоваться услугами мануального терапевта. В этом случае необходимо исключить использование так называемых «трастовых» техник (быстрых и точечных манипуляций), во время выполнения которых могут происходить хруст и щелканье в суставах.

Для детей с подобной патологией полезны занятия в бассейне и выполнение упражнений лечебной физкультуры. Плавание — это вид спорта, которым заниматься могут почти все. Во время занятий в бассейне происходит равномерное распределение нагрузки по всему телу, укрепление мышц и избавление от чрезмерного напряжения.

Хороший эффект оказывает хождение босиком по неровным поверхностям. Летом малыш может ходить по траве на дачном участке и камням на пляже, а зимой — по массажному коврику дома.

Следует знать, что даже при хорошей работе врача остеопата в сочетании с массажем проблемы с походкой исчезнут не сразу. В первое время ребенок только иногда будет становиться на полную стопу. По мере расслабления мышц это будет происходить чаще, и придет время, когда походка ребенка станет совершенно нормальной.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:

Родовая травма

Одним из дефектов является младенческая расщелина позвоночника, при которой позвонки не полностью охватывают сырые нервы. При травме шейного отдела существует ряд неприятностей

Такой ребенок имеет проблемы с успеваемостью, страдает плохой памятью, ему тяжело сконцентрировать свое внимание на предмете. Эта самая расщелина и вызывает потребность ходить на носочках

Доктор Никонов

Мое мнение: на походку ребенка влияют только мышцы. Если мышцы растягиваются до нормы, то какие бы травмы позвоночника не были, ребенок ходил бы правильно. Расщелина уже была внутриутробно и организм ребенка, чтобы родиться живим, “укрепил” мышцы отеком. Отек в мышцах не дает возможности сдвинуть кости позвоночника ребенка. В противном случае, кости позвоночника разошлись бы во время родов.

Делая воздействие на мышцы методом Никонова детям, которые ходят на носочках, я заметил, что диагнозы, которые ставят неврологи, не влияют на восстановительный процесс в мышцах.

Гипертонус мышц

Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение и расслабление различных мышц.

Неврологи и ортопеды считают, что контролирует силу напряжения и расслабления центральная нервная система. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Когда в мышцах осуществляется большое напряжение, то возникает гипертонус мышц, который, с точки зрения неврологов, диагностируется по следующим признакам:

  1. Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях.
  2. Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и повернуты ладонью вниз в предплечьях.
  3. При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей.

Доктор Никонов

Мое мнение: мышцы в гипертонусе находятся в позе эмбриона для того, чтобы ребенок мог развиваться нормально до периода рождения. Гипертонус – это обычное и нормальное состояние мышц плода в утробе матери. Если же он исчезает, ребенок выпрямляется из позы эмбриона, встает, и, отталкиваясь от стенки матки ножками, рождается недоношенным.

После рождения ребенка данное состояние мышц полностью исчезает к шести месяцам.

Педиатры и детские неврологи не знают о мышечном отеке, наедающем мышцам свободно двигаться продолжают считать, что проблема в физическом отставании детей в гипертонусе (которого нет). В результате ребенок как ходил, так и будет ходить на цыпочках.

Пирамидальная недостаточность

Детские неврологи: пирамидальная недостаточность названа так из-за того, что клетки ствола головного мозга имеют пирамидальное строение. Нарушение приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, а именно, мышц стопы и икр. О наличии данного диагноза судят по таким признакам:

  • Запрокидывание головы.
  • Дрожание подбородка.
  • Тремор рук, неспособность хватать и удерживать предметы.

У ребенка замедляется физическое развитие, он позже начинает садиться и вставать.

Доктор Никонов

Мое мнение: хождение – это акт работы мышц. Если мышцы полностью растягиваются, то ребенок ходит правильно. Если какая-то группа мышц растягивается не полностью, то ребенок будет ходить на носочках вынужденно, чтобы не вызвать болевое ощущение от растягивания отекшей мышцы.

https://youtube.com/watch?v=PCPjFBRpuHA

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Энцефалопатия

Неврологи считают, что при диагнозе энцефалопатия дети ходят на носочках, объясняя их походку гипертонусом, который возникает из-за проблем в головном мозге.

Доктор Никонов

Мое мнение: при энцефалопатии нет анатомических изменений в головном мозге ни при обследовании УЗИ, ни при обследовании МРТ. В мышцах стоп имеется отек, который, при постановке ноги на полную ступню вызывает боль. Поэтому ребенок вынужден ходить на носочках.

Деформация ступней

Детские неврологи: одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, трудно поддающаяся лечению, — врожденная плоско-вальгусная стопа с вертикально расположенной таранной костью («стопа-качалка”). В основе этой патологии лежат нарушения взаиморасположения таранной, пяточной и ладьевидной костей. У детских неврологов и ортопедов нет мнения по поводу причин возникновения этой патологии.

Доктор Никонов

Мое мнение: начинаю убирать отек из мышц спины и голени – походка на носочках постепенно исчезает. Ребенок полностью встает на ступню во время хождения или бега.

К деформациям стоп относят: идиопатическую ходьбу на носках, “конскую стопу”.

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных  ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей

Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное – определить психотравмирующий фактор и устранить его

Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни

Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь

В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся,  навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.  

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш   поправляет воротник или  шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные,  соответствующие ситуации. Но с течением времени  родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов.  То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию  он уже выздоровел, а постоянный кашель тик — навязчивое желание прочистить горло, симптом,  который  закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные,  издавать короткий писк на высокой ноте. 

Человек, который        издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

Пути к выздоровлению

Если обнаружены проблемы, то лечение будет индивидуальным и зависеть от причин появления отклонений в развитии. Если годовалый ребенок делает шаги на носочках часто, у него уже выработался такой навык, то педиатр может порекомендовать следующее лечение:

  • физиотерапию;
  • электрофорез;
  • лечебный массаж;
  • ванночки с травяными отварами;
  • лечебную гимнастику.

Лечение может проводиться как в стационаре, так и в домашних условиях, все зависит от сложности ситуации. В любом случае помните о том, что если ребенок в 1 год изредка становится на цыпочки, то вам переживать из-за этого не стоит. Но если вы постоянно наблюдаете такую походку, не откладывайте с визитом к врачу.

Видео от доктора Комаровского на тему «Почему дети в 1 год ходят на цыпочках»

Предыдущая запись Как воспитывать двух сыновей
Следующая запись Что делать если ребенок боится оставаться один

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий